АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Пост как участие в постном опыте Христа


Чтец Алексей Воронин (III курс Московской духовной академии)
Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме на Великом каноне прп. Андрея Критского 29 февраля 2012 года.
21 марта 2012 г.

Невозможно представить себе Великий пост без пощения. Однако, пощение, или воздержание от пищи, не является исключительно христианской практикой. Оно существовало и до сих пор существует в других религиях и даже вне религии. Поэтому важно разобраться в специфически христианском значении поста. Это значение раскрывается нам через внутреннюю связь между двумя событиями, о которых рассказано в Библии: об одном - в начале Ветхого Завета, о другом - в начале Нового.

Сатана пришел к человеку в раю, он же пришел ко Христу в пустыне с искушающим предложением: ешь, человек, потому что ты всецело зависишь от пищи; ешь, человек, потому что в пище - твоя жизнь. Один из них поверил и стал есть, а второй отверг эту всемирную ложь, которую диавол сделал основой всего человеческого мировоззрения и которая заключается в том, что человек есть плоть и только плоть.

Священное Писание повествует нам о том, что Бог сотворил этот удивительный мир для человека и поставил его хозяином в нем. Бог предложил человеку жизнь с его Создателем, жизнь, основанную на любви и доверии. Но человек отверг такую жизнь, поколебался в вере и вкусил от запретного плода. Безмерная трагедия Адама состояла в том, что он, по навету диавола, воспринял пищу как «жизнь в себе». Он поверил, что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог. Он вкусил, скрываясь от Бога и для того, чтобы быть независимым от Него, но стал зависимым от сего тленного мира. Он стал испытывать не только телесный, но и духовный голод. Человек обрек себя на одиночество и добывание хлеба насущного в поте лица своего, на страдания и смерть.

Поэтому Христос, как Новый Адам, пришедший для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную ветхим Адамом в мир, и «возвести от тли живот наш» (из Вел. Канона прп. Андрея Критского) начинает свое земное служение с поста. И взалкав от сорокадневного пощения в пустыне Иудейской, т.е. в высшей степени испытав то состояние, когда остро осознается зависимость от чего-либо, когда срочно, насущно нужна пища, во исправление прародительского согласия Христос отвечает древнему змию: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,4), то есть верой в Бога, доверием всякому слову, которое говорит Бог.

Дорогие братья и сестры! Своим постным опытом Христос освободил нас от совершенной зависимости от материи и мира. Часть нашей пищи уже стала райской «пищей бессмертия» - Телом и Кровью Самого Христа, вкушая от которой мы утоляем голод нашей бессмертной души. Но даже ежедневный «насущный хлеб», который мы получаем от Бога, может в этой жизни быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет нас от Него.

Таким образом, христианский пост состоит в том, чтобы через скромное подражание постному опыту Христа взалкать и спросить себя: от чего зависит моя жизнь, только ли от «хлеба единого»? И, задавшись этим очень важным вопросом, открыть, что зависимость от пищи не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога как источника жизни.

В спасительные дни святой Четыредесятницы мы находимся в храме Божием, потому что понимаем, что пост как физическое лишение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, стороны. Мы понимаем, что телесный пост, как он ни важен для великопостного подвига, становится не только бессмысленным, но действительно опасным, если он не соединен с духовным усилием, молитвой, мыслью, сосредоточенной в Боге. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем ежедневно очищать наше сердце, поучаться в словесах Божиих и через участие в постном опыте Господа нашего Иисуса Христа совлекаться ветхого Адама и облекаться в Нового, живущего «не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (см. Мф. 4,4). Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
12 ноября 2018 г.
12 ноября в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника ректор Московской духовной академии совершил Таинство Крещения над дочерью студента магистратуры диакона Иоанна Зорина.
12 ноября 2018 г.
11 ноября в финальном поединке Чемпионата Московской духовной академии по футболу команды магистратуры и 32 группы бакалавриата разыграли кубок чемпионов Академии. Со счётом 10:2 матч выиграла 32 группа.
11 ноября 2018 г.
Вечером 11 ноября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел концерт «Осенний праздник творчества студентов», подготовленный миссионерской драматической студией «Ипостась».
11 ноября 2018 г.
9 ноября преподаватели и студенты магистратуры кафедры Церковной истории Московской духовной академии посетили отдел письменных источников Государственного исторического музея, Московский Сретенский монастырь и Московскую Сретенскую духовную семинарию
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.