АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Тезисы о Евхаристии


01 марта 2006 г.
Священное Писание нас учит, что в Евхаристии мы вкушаем Тело Христово, за нас ломимое и Кровь Христову, за нас изливаемую. Такова была вера Церкви на всем протяжении христианской истории. Эту веру ничто не могло поколебать. Даже платонические спиритуалисты Ориген, Евагрий и Ареопагит не отрицали реальнаго присутствия Тела и Крови Христовых в Евхаристии. В ХIV веке византийские латинофилы предприняли грандиозный труд перевода на греческий Фомы Аквинского. Знакомство с ним оживило антилатинскую полемику, которая, однако, не касалась учения о пресуществлении. Ее темами были латинские опресноки и необходимость тайносовершительнаго призывания Святаго Духа. Сам по себе греческий термин пресуществление возник еще в первой половине VI века в христологическом контексте как синоним преложения. Аристотелизм, вообще говоря, был у греческих отцов гораздо больше в чести, чем платонизм. Аристотеликами были богословы VI века, преподобный Иоанн Дамаскин, богословы ХIV-ХV веков. Первый патриарх после падения Константинополя свт. Геннадий Схоларий, тоже аристотелик, первым среди православных греков воспользовался термином пресуществление, излагая учение о Евхаристии. Протестантизм, появивишись на западе, оказал немалое влияние и на востоке. Даже патриарх Александрийский, а затем Константинопольский Кирилл Лукарис составил Исповедание веры в лютеранско-кальвинистском духе. Слово пресуществление очень хорошо помогло отразить протестантскую опасность. Очень долго слово пресуществление никого не смущало. Лишь в ХIХ веке Хомяков решил бороться против этого термина как несущего якобы латинское влияние. До революции, однако, церковное учение оставалось непоколебленным, а сочинения Хомякова издавались с указанием того, что он, не имея богословскаго образования, допускал неточности. Все смешалось после революции. Прот. С.Булгаков выступил с оригинальным евхаристическим учением, отвергая «пресуществление» и фактически варьируя старую протестантскую доктрину «вохлебления» или «сосуществления». Но если Лютер, утверждая, что в таинстве хлеб и вино остаются неизменными, принимал, однако, что в них сопребывают истинные, реальные Тело и Кровь Господни, то Булгаков, рассматривая Воскресение и Вознесение как своего рода дематериализацию, учил, что именно «эфирное» Тело Христово сосуществует с евхаристическими веществами. На Булгакова  прямо ссылается Н.Д.Успенский в своей «Анафоре». Не желая пользоваться теософской терминологией «эфирнаго Тела», Успенский упростил учение Булгакова. По новой версии, хлеб и вино Евхаристии остаются неизменными и принимаются в таинстве в Божественную Ипостась Сына Божия. На публикацию Успенского откликнулся диакон Андрей Юрченко, обратившись к Священноначалию с критикой нового учения о Евхаристии. Приснопамятный Святейший Патриарх Пимен предложил дать отзыв на евхаристическую полемику проф. В.Д.Сарычеву, который полностью подтвердил опасения д.А.Юрченко. В последнее время новые евхаристические теории развиваются проф. А.И.Осиповым и А.А.Зайцевым. Главный мотив этих построений – не интерес к Евхаристии как таковой, но антилатинская полемика. Защитники новых теорий противоречат Священному Писанию и святым отцам. Во всей богатейшей святоотеческой письменности нет ни одного текста, который бы подтверждал новыя теории, кроме послания псевдо-Хризостома Кесарию и одного места у Феодорита Кирскаго (PG 83, 168 С). Святые отцы или высказывались по занимающему нас вопросу с недостаточной определенностью, поскольку они не имели дела с учениями, появившимися в последние десятилетия, или же учили евхаристическому реализму, опровергая те тенденции, которыя в ХVI веке оформились в протестантизме, а в ХХ – в русской религиозной мысли. Новая теория не выдерживает и филологической критики, поскольку теория «халкидонскаго» соединения Сына Божия с веществами хлеба и вина предполагает, что эти вещества остаются неизменными, в то время как все термины, выражающие евхаристическое преложение, говорят об изменении хлеба и вина в Тело и Кровь.

Приложенные файлы:

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
12 ноября 2018 г.
12 ноября в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника ректор Московской духовной академии совершил Таинство Крещения над дочерью студента магистратуры диакона Иоанна Зорина.
12 ноября 2018 г.
11 ноября в финальном поединке Чемпионата Московской духовной академии по футболу команды магистратуры и 32 группы бакалавриата разыграли кубок чемпионов Академии. Со счётом 10:2 матч выиграла 32 группа.
11 ноября 2018 г.
Вечером 11 ноября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел концерт «Осенний праздник творчества студентов», подготовленный миссионерской драматической студией «Ипостась».
11 ноября 2018 г.
9 ноября преподаватели и студенты магистратуры кафедры Церковной истории Московской духовной академии посетили отдел письменных источников Государственного исторического музея, Московский Сретенский монастырь и Московскую Сретенскую духовную семинарию
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.