АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О необходимости пребывать в Православной вере


Проповедь, произнесенная в храме СИЗО Сергиева Посада 10 марта 2012 года.
15 марта 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас, братья, с тем, что вам довелось посетить храм Божий. Поздравляю вас с заупокойной субботой. Поздравляю вас с прошедшим праздником Торжества Православия, который мы отмечали в минувшее воскресенье, и с наступающим праздником святителя Григория Паламы, который мы будем праздновать завтра. Сейчас продолжается Великий Пост, и в начале его Церковь установила праздники, связанные с вероучением Церкви. Праздник Торжества Православия был установлен в IX веке в честь того, что Церковь восторжествовала над всеми ересями, когда победила страшную иконоборческую ересь, долгое время смущавшую Церковь. Тогда было подтверждено церковное вероучение, сформулированное в прежние века. Так сбылись слова Христовы: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). И в прошлое воскресение мы, вспоминая это событие, благодарили Бога за то, что мы принадлежим к Православной Церкви. В следующее воскресенье, то есть завтра, – память свт. Григория Паламы, и эти два праздника, несомненно, имеют между собою связь, так как свт. Григорий Палама явился великим учителем Церкви и, можно сказать, ее столпом. Он жил в XIV веке, и в его время из Римской церкви в Византийской империи явились еретики смущавшие верующий народ и говорившие, что невозможно человеку приобщиться к Богу, невозможно богообщение и будто бы благодать Божия является не тем, что приводит к соединению человека с Богом. Святитель Григорий Палама боролся с этой ересью, и с его помощью она была обличена и осуждена. Таким образом, он явился учителем того, что человек может и должен трудиться, чтобы достигать богообщения. Его память неслучайно приходится на первое время Великого Поста, потому что это особое время для покаяния и духовного подвига, с помощью которого мы надеемся приблизиться к Богу.

Еще сегодня мы слышали чтения из Священного Писания, то есть из Библии: в одном из них апостол Павел увещевает, чтобы мы не отпали от веры. Он пишет: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3, 12-14). Мы, принадлежащие к Православной вере, должны быть благодарны Богу за это, потому что сегодня многие люди, которые ищут Бога, которые не удовлетворяются поиском земного счастья, впадают в различные лжеучения. Ведь ереси во все времена смущали Христову Церковь, смущают они ее и сейчас, когда в постсоветское время в России, издревле бывшей православной, открылся простор для различных религий, для конфессий, называющих себя христианскими, для сект и расколов. И сейчас люди в большом множестве по своему неведению попадаются в сети этих лжеучений, вместо того, чтобы идти в Православную Церковь. Проповедники лжеучений, маскирующиеся под христианство, приходят и в тюрьмы и предлагают заключенным материальную помощь, чтобы таким образом получить расположение к себе, а сами проповедуют чуждое христианству учение. Многие бывают обольщаемы ими и предают отеческую веру. Мы же должны ценить то, что мы в Православной Церкви, потому что мы некогда бывшие безбожниками и, не имея надежды, получили ее (ср. Еф. 2, 12). Ведь большое утешение содержится в том, что мы, «бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2, 13), – и теперь, пишет апостол Павел, – «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 19, 22). Для всякого очевидно, какое утешение имеет каждый христианин из этих слов апостола Павла: мы, будучи некогда отчуждены от Бога и не имея никакой надежды, вдруг стали так близки к Богу, что нас следовало бы называть согражданами святым и своими Богу. О приближении к Богу говорит и святитель Григорий Палама. Такая близость к Богу возможна только в Церкви, как и апостол Павел говорит: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…». Ведь если мы знаем, что Бог любит людей и все делает, чтобы каждого из нас спасти, то не может быть, чтобы Он не оставил на земле никакого учреждения, в котором люди могли бы обрести полноту истины, а не какую-то ее часть. Таким учреждением и является Православная Церковь, в которой нет, и не может быть ни малейшей тени заблуждения или лжи, но все истинно и все служит для спасения человека. И это несмотря на грехи людей, составляющих Церковь, потому что она является учреждением Божественным, а не человеческим, и свята в силу освящения ее Богом.

Конечно, можно говорить, что важно не столько то, во что верует человек, сколько то, как он живет, и что легко правильно веровать и при этом грешить. Но грешник рано или поздно может одуматься и, зная, что от него требуется, может покаяться, а еретик, если и делает, как ему кажется, добро, не имеет благодати, а его добро перед Богом не имеет цены, потому что он возложил надежду на самого себя, отстранил себя от Бога и находится в опасности окончательно погибнуть в своей гордыне. Так, об одном древнем подвижнике – авве Агафоне – рассказывается, что однажды к нему пришли некоторые монахи с целью проверить его на незлобие и стали говорить ему: «Отец, мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». – «Да, – отвечал старец, – это правда». Тогда они продолжали: «Мы слышали о тебе, Агафон, что ты клеветник и пустослов». – Старец смиренно согласился и с этим. Тогда они сказали: «Ты, Агафон, еретик». – На это авва Агафон ответил им, что он не еретик. Искушающие, конечно, удивились, почему авва готов был признать себя виновным в остальных грехах, но не в ереси. Они спросили его об этом, на что авва Агафон ответил им, что признание за собой тех грехов полезно для его души, ибо ведет его к смирению, но ересь отлучает человека от Бога, а отлученным от Бога авва Агафон быть не хотел. Кроме того, нетрудно заметить, что все грехи в основном происходят у нас от слабости воли, от немощи и от трудности изменить себя к лучшему (здесь человек, являясь рабом своих страстей, как бы подневолен), ересь же является грехом ума и происходит от человеческого упорства, и сам еретик вполне свободно и непринужденно делает свой выбор, отказываясь от Бога.

Поэтому будем благодарны Богу за то, что мы в Церкви, за то, что в ней мы имеем благодать, имеем радость и легкость от чувства прощения наших грехов и имеем надежду на спасение, получить которое я желаю всем нам.

Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
16 ноября 2018 г.
24 ноября 2018 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Преподобный Максим Грек: 500 лет в России».
16 ноября 2018 г.
6 и 13 ноября доцент кафедры Богословия Московской духовной академии священник Стефан Домусчи и доцент кафедры Церковной истории МДА священник Антоний Борисов прочитали лекции слушателям курсов повышения квалификации - клирикам Астраханской митрополии.
16 ноября 2018 г.
14 ноября в актовом зале Курской духовной семинарии протоиерейИоанн Лапидус, преподаватель Московской духовной академии, настоятельхрама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В.Ломоносова, прочитал лекцию на тему: «Историко-канонические аспектывзаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей».
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.