АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О необходимости самоотвержения и несения креста своего


Чтец Александр Романюк, студент 1-го курса (Отделение церковно-практических дисциплин)
Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме 29 февраля 2012 года.
01 марта 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! В нынешние дни Святой Четыредесятницы каждый человек призван особенно глубоко задуматься о своей духовной жизни, о своем спасении. В наше время все больше и больше людей обращаются к Церкви: люди ходят в храмы, участвуют в богослужении, соблюдают посты. Однако, к сожалению, в жизни часто получается так, что и среди воцерковленных христиан очень мало тех, кто действительно старается жить по Евангелию. Многие христиане ограничиваются лишь исполнением каких-то внешних правил благочестия и при этом кардинально менять свою жизнь не желают. «Святитель Иоанн Златоуст в четвертом веке говорил, что в Антиохии из ста тысяч христиан, которые приняли крещение, регулярно посещают храм, спасаются всего лишь сто человек. То есть получается из тысячи – один человек.»[1]. А Святитель Тихон Задонский в восемнадцатом веке писал, что «у нынешних христиан жизнь по большей части противоположна Христу»[2]. Почему же так происходит? Почему большинство людей не хотят своей жизнью последовать за Христом?

А не хотят потому, что путь в след за Христом – это путь самоотвержения и крестоношения. Сам Господь говорит нам: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною.” (Мк. 8; 34) У современного человека, привыкшего к спокойной и сытой жизни, эти слова вызывают неприятие, удивление и растерянность. Неужели все христиане должны идти в этой жизни узким скорбным путем? Может быть, возможно ограничиться какой-то «комфортной духовностью»? Богомудрые Отцы Православной Церкви однозначно отвечают нам на этот вопрос. Например, Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Установления этого, как установления Господня, невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакою предусмотрительностью, никакою осторожностью»[3]. Да, душа христианина, предавшего себя воле Божией и пекущегося единственно о исполнении евангельских заповедей, созидается Господом для будущей вечной жизни именно скорбями. Скорбно нашему ветхому человеку распинать свою плоть, скорбно ему и исполнять заповеди Христовы. Наши пороки настолько крепко срастаются с душой, что удаление и врачевание их доставляет человеку скорбь и боль, как удаление больного зуба. Поэтому непросто, очень непросто кажется человеку отвергнуться себя и приступить ко кресту. Но выбора нет: или мы с крестом и со Христом, или мы с миром и вечной погибелью. Третьего не дано: невозможно совместить самоугождение, стремление поспокойнее и послаще устроиться в этой жизни со служением Богу. «Не можете Богу работати и маммоне» (Мф. 6:24), – говорит нам Господь. Поэтому у христианина должна быть четкая градация ценностей: на первом месте – Бог и евангельские заповеди, на втором – все остальное. К сожалению, в реальной жизни мы часто видим, что многие, очень многие приступают ко Христу, но последовать за Ним решаются единицы. Нам страшны скорби, страшен крестный путь, страшно самоотвержение. Современному человеку нужен комфорт, покой, вечная жизнь на земле. Грехопадение настолько повредило разум людей, что временная жизнь кажется им дороже вечной. Подобно тяжелоболящему умалишенному, болезнь которого явственна для всех окружающих, но не для него самого, падший человек не видит глубины своего греховного расстройства, а потому и не чувствует должным образом необходимости во Враче и в лекарстве – в своем кресте.

Чтобы дать правильную оценку нашей земной жизни, чтобы правильно расставить в ней приоритеты, нам важно смотреть на нее реально. То есть понимать, что временная жизнь – действительно временная, что она только преддверие вечности. Человек, не решившийся в своей жизни на самоотвержение ради Христа и Евангелия, все равно вынужден будет отвергнуть себя насильно: когда придет неумолимая смерть и разлучит его душу от тела. «В той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145:4): всё, чем он жил; всё, о чем мечтал; всё, ради чего тратил свои таланты и силы. И тогда такой человек осознает, что, реально, кроме его бессмертной души в мире ничего ценного не было, но этой-то драгоценной жемчужине он и уделял меньше всего времени, направляя все свое тщание на золу и на прах. И если посмотреть внимательней и разобраться, то так ли горьки  скорби и жизненные испытания угодников Божиих? Конечно же нет. Как пишут святые Отцы, когда христианин возложит все свои попечения на Господа и даже в скорбях будет благодарить Его, тогда неизреченное духовное утешение является в сердце человека. В 33 псалме есть такие слова: «мнози скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». То есть говориться, что, действительно, праведным попускается много скорбей, но все эти скорби рассыпаются сами собою, не вредя праведнику, а только очищая и усовершенствуя его. А о тех людях, которые не хотят идти тесным путем спасения и ищут в первую очередь спокойствия и комфорта в этой жизни, в жизни непостоянной, которая длится 70-80 лет, а то и меньше, - о таких людях Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8;36)

Этими словами, братья и сестры, Господь дает понять нам истинный смысл нашего бытия на земле и призывает всех нас следовать за Ним. И если мы последуем этому зову Доброго Пастыря, то в день Страшного Суда Он поставит нас одесную и скажет заветные слова: «Приидите, благословении Отца Моего, унаследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.     


[1] «Слова». Т. 5 – Сибирская Благозвонница,  2004, - С. 457М.:.

[2] «Настольная книга священнослужителя».  Т.7 – Изд-во МП, 1991, - С. 341.

[3] Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству. – М.: Изд.-во им. свт. Игнатия Кавк. – С.162.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
20 января 2019 г.
19-20 января, в день памяти Иоанна Предтечи и накануне начала второго семестра учебного года, архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника.
19 января 2019 г.
19 января Московская духовная академия вместе со всей Православной Церковью отметила праздник Крещения Господня и Богоявления. В Покровском храме Академии ректор архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию и Великое освящение воды.
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
16 января 2019 г.
11 января в Народной трапезной Сергиевского подворья Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при содействии Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества провела IV Антониновские чтения, в честь четвёртого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), благодаря которому значительно укрепилось русское присутствие  в Святой Земле.
22 января 2019 г.
22 января 2019 года в 16.45 в Большом зале МДА Московская детская хоровая студия «Веснянка» покажет пьесу «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, XVIII век.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.