АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Жизнь в Боге


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 8 февраля 2012 года, в день памяти мученика Иоанна Попова.
08 февраля 2012 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами, братья и сестры, празднуем память нашего профессора, святого мученика Ивана Васильевича Попова. Этот святой особенно дорог для нас. Почему же?

Дело в том, что в церковной среде достаточно распространено мнение, что люди, занимающиеся церковной наукой – богословы – народ чуть ли не неверующий, или, по крайней мере, маловерующий. К сожалению, такое мнение имеет под собой основание. Еще в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право – смех! да и только); эти степени даются людям... Случись с этим богословом какая напасть –  и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких – доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!»[1] Да, не секрет, что дореволюционным академиям был присущ сильный дух рационализма и недостаток живой сердечной веры. Профессора по большей части не интересовались жизнью духа, ни в себе, ни в других. И все же, на фоне такого общего упадка всегда были люди, способные доказать обратное – знание о Боге может и должно стать основанием знания Бога, опытного и подлинного богопознания. Такие люди как бы оправдывают церковную науку, оправдывают само знание.

Святой мученик Иоанн был как раз одним из таких людей. Он соединял в себе прекрасное знание своего предмета с непоколебимой верой во Христа. О его учености священномученик Иларион (Троицкий) говорил: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича»[2]. А живые свидетели его ссылок и изгнаний вспоминали, что в крайне трудных условиях жизни он никогда не терял стойкости и бодрости духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен.

Факты его внешней жизни довольно обычны. Сын священника, он окончил Смоленскую семинарию, потом Московскую академию, учился в Германии, потом преподавал патрологию в нашей академии. В годы начавшихся гонений Иван Васильевич Попов являл деятельную заботу о пользе Церкви, что не могло остаться ненаказанным. Пятнадцать лет своей жизни он провел в заключении и ссылках. В протоколах его допросов слышится необычная духовная мощь. Его следственное фото, сделанное незадолго перед расстрелом, похоже на икону древнего мученика, только без нимба.

Откуда он брал такую силу? Без сомнения, много повлияли на него те творения святых отцов, которые он старательно изучал, будучи профессором патрологии. Проникнувшись их духом, он воплотил в себе идеал христианина-ученого. Один из очевидцев жизни мученика в соловецком узилище писал о нем: «В светском звании Иван Васильевич был истинным монахом, безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пище и питии, благоговейным молитвенником к Богу. Сему все знавшие его – свидетели. Имея дар благодати Божией – слово знания (1 Кор. 12, 8), он трудами удесятерил талант, послужил им Церкви с великой пользой и прославил ее своей мученической кончиной»[3]. Конечно, мученик Иоанн черпал свою силу в Боге, служению которому он был беззаветно предан всю свою жизнь. В Боге был центр его стремлений, и Бог не лишил его мученического венца – итога и свидетельства его самоотверженной жизни.

Современниками святого мученика Иоанна, с которыми он боролся, были обновленцы, которые своими делами отреклись от Христа. Они тоже изучали богословскую науку, тоже читали творения святых отцов. Почему же так получилось, что для него эти писания стали правилом жизни, а для них – чуждыми, мертвыми словами, или, что еще хуже, средством к оправданию собственного беззакония?  Почему одни стали мучениками, другие – гонителями? Где та граница, которая разделила их?

Эта граница проходит в глубине человеческого сердца. Все существование человека определяется его внутренним стержнем, тем, что человек полагает в основу своего бытия. В сокровенной от всех глубине своего сердца человек определяет себя в отношении к Богу. Одни полагают центр своих стремлений в Боге, другие в служении своему «Я»; третьего не дано. Кто положил в основание Бога, тот, чем бы ни занимался – угождает Богу, живя ради Него. Напротив, работающий своему «Я», что бы ни делал, не может угодить Богу, потому что пытается работать двум господам: Богу и своему «Я» – а эти господа требуют взаимно противоположного. Из такого человека никогда не получится настоящий христианин, потому что Господь сказал: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною(Мк. 8,34). Отвергнуться себя – значит жить не для себя, а для Бога, как апостол Павел писал: Живу уже не я, но живет во мне Христос (Гал. 2,20)… Для того Христос и умер, чтобы мы жили для Него (2 Кор. 5,15). И в молитве по Святом Причащении говорится: Не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю[4].А если человек живет не себе, а Христу, то ему нечего уже бояться за себя, не нужно много о себе заботиться, одна у него забота – как бы не отпасть от источника и подателя всех благ, духовных и телесных, Господа нашего Иисуса Христа. Такому уже и жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Фил. 1,21).

Что же значит отвергнуться себя? Это значит – переместить центр, опору и надежду своей жизни в Бога. Это проявляется в том, чтобы ни в чем не слушаться своей падшей греховной воли, сообразовывать всю свою жизнь с евангельскими заповедями, всякое дело делать как для Бога и перед Богом, а во всяком нарушении заповедей искренне каяться перед Богом.

Кажется, что все мы, здесь собравшиеся, самим своим жизненным выбором уже решили, что целью нашей жизни является служение Богу и Его святой Церкви. Но человек так слаб, подвержен колебаниям, забвению, греховным увлечениям, что склонен забывать о своем высоком назначении, увлекаться суетными, временными вещами…Путник, идущий в далекое странствование, должен постоянно проверять свой маршрут: той ли дорогой он идет, не сбился ли он с пути? Так и мы всегда должны помнить нашу главную цель, и как можно чаще спрашивать себя: для чего я здесь? Для чего я живу? Для чего я делаю то или иное дело? Угодно ли оно Богу? И таким образом направлять наше шествие к Господу.

Братья и сестры, близится Великий пост – время особого внимания к своей внутренней жизни. Многие стараются в пост об особенно частой исповеди и причащении Святых Христовых Таин. Святитель Феофан Затворник советовал при подготовке к исповеди обращать внимание на три аспекта: первое – греховные поступки, дела, второе – на наши душевные расположения, чувства, мысли, желания, и третье, самое важное – на основное содержание нашей жизни, на ее дух: в чем он – в богоугождении или в самоугождении? Стремимся ли мы искренне к Богу? Вот об этом-то последнем святитель советует иметь всегда особое попечение, потому что этим определяется и весь наш духовный облик. Погрешности и неисправности неизбежны на пути всякого христианина, но если центр его жизни – в Боге, то они смываются искренним покаянием.

Будем же просить Бога, чтоб Он принял наше искреннее стремление к Нему, чтобы всегда покрывал нас Своей благодатью. Да поможет нам в этом своими молитвами святой мученик Иоанн. Аминь.

 


[1] Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79.

[2] Цит. по: Святой мученик Иоанн Попов. Конспект лекций по патрологии. Булат, Тверь:2006. С. 21.

[3] Цит. по: Святой мученик Иоанн Попов. Конспект лекций по патрологии. Булат, Тверь:2006. С. 38.

[4] Молитва 1-я по Святом Причащении.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
16 января 2019 г.
11 января в Народной трапезной Сергиевского подворья Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при содействии Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества провела IV Антониновские чтения, в честь четвёртого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), благодаря которому значительно укрепилось русское присутствие  в Святой Земле.
15 января 2019 г.
В продолжение публикации нового цикла анимационных фильмов киностудии МДА "Богослов", созданных в рамках проекта АКАДЕМИЯ ВЕРЫ, вышла в свет серия "Кто такой Бог?"
14 января 2019 г.
Предлагаем вашему вниманию расписание праздничных богослужений в Покровском академическом в период Рождественских праздников и Богоявления.
20 января 2019 г.
20 января, в воскресенье, в 14:00  в Большом зале Московской духовной академии пройдет Рождественский спектакль православной общеобразовательной школы «Образ».
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.