АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Церковь и современная культура: от конфронтации к диалогу


Интервью с проректором по научно-богословской работе протоиереем Павлом Великановым в связи с открытием дискуссионного арт-клуба Московской духовной академии
03 февраля 2012 г.

Отец Павел, дискуссионный арт-клуб – это просто учебный практикум по миссиологии для студентов духовных школ?

И да, и нет. Не так давно в Академии появились новые клубы – это книжный клуб «Эйдос», клуб любителей авторского кино «Диалог», в стадии формирования ещё два клуба –  литературный и журналистский. Кроме того, постепенно вырисовываются контуры студенческого научного общества – очень важного явления для богословской жизни духовной школы. Все эти формы деятельности – клубы, кружки, семинары – направлены на решение общей задачи: научить будущего священнослужителя занимать активную позицию в современном обществе. Ведь сегодня от пастыря ждут не только грамотного совершения богослужения, хорошей проповеди и мудрого душепопечения, но и ответов на вопросы, которые волнуют современника, и в то же самое время их очень непросто решить исключительно в парадигме святоотеческого учения. Поэтому здесь речь не столько о миссии, сколько о наведении мостов между церковным сообществом и представителями различных видов и направлений искусства. Цель этих мостов – научиться вести разговор, дискуссию в том числе и с такими деятелями в сфере культуры, которые не декларируют себя как «верные чада Русской Православной Церкви», но при этом у нас есть достаточно тем для интересного разговора с ними. Для первой такой встречи в день открытия клуба мы пригласили Бориса Гребенщикова.

Хорошо, если миссия здесь ни при чем, то почему не опера или балет, а сразу рок? Почему не классика?

Мы ориентируемся, прежде всего, на диалог с такими представителями современной культуры, которые затрагивают религиозную тематику, и в то же время едва ли легко их отнести к разряду людей воцерковлённых. Как советовал один мудрый современник, ходите всегда по самому тяжёлому и сложному маршруту – на нём вы не встретите конкурентов.

Вы начали с приглашения Бориса Гребенщикова, это явно задает формат последующих гостей. Как бы Вы определили этот формат – ведь это, как мы поняли, и не попса, и не высокое искусство, и не узкое явление субкультуры. Кого вы хотите видеть в арт-клубе?

Почему обязательно сразу так категорично – «задаёт формат»? У нас запланированы встречи не только с известными деятелями на музыкальной и театральной арене, но и писателями, художниками, режиссёрами, руководителями творческих объединений.

Можете назвать конкретные фамилии?

Отчасти, как это сейчас говорят, «это коммерческая тайна». Но после встречи с Борисом Гребенщиковым у нас запланирован творческий вечер Сергея Лукьяненко.

Не слишком ли это всё смело? Вы не боитесь негативной реакции более консервативно настроенной части православной общественности?

Боишься – или не боишься – какая разница? а дело надо делать. Я глубоко уверен, что мы не погрешаем против Истины Божией, входя в диалог с выдающимися представителями современной культуры. Апостол Павел ведь не боялся быть для язычников как язычник, для иудеев – иудеем, для беззаконных – как бы чуждым закона. Этому мастерству, точнее, искусству «быть всем для всех, чтобы приобрести хотя бы некоторых» и надо учиться всем нам – хотя бы в самой малой мере. На самом деле, это ведь один из видов духовного подвига – суметь увидеть в чужой среде, в неродном для тебя явлении Божественную искру, а не осудить сходу то, чего не понимаешь и не можешь принять. Конечно, прежде всего это помогает увидеть себя самого в контражуре – а какова твоя ценность как христианина, как части Тела Христова? Есть ли что тебе ответить на этот вызов – или не остаётся ничего другого, кроме как отвернуться и осудить?

Церковное искусство застыло в формах многовековой давности. Может стоит прилагать усилия для его реанимирования вместо того, чтобы заигрывать с современными светскими творцами?

А мы и не заигрываем ни с кем. Наша задача – ближе познакомиться и попытаться понять, что движет, чем вдохновляется современное искусство. Я не думаю, что церковное искусство закоснело в средневековых формах. Просто оно, как проверенное веками, спокойно и избирательно относится к пёстрому многообразию явлений современной культуры, и если что-то действительно оказывается полезным с точки зрения вечности, то вполне это может вобрать в себя и сделать частью церковной жизни. Живой пример тому – личность митрополита Илариона и его деятельность как композитора.

Вернемся к практической пользе арт-клуба. Что семинарист должен вынести с этих встреч и дискуссий? Например, пришел он на концерт Гребенщикова, послушал песни, задал вопросы, услышал ответы, и? Что осталось у него в голове?

Главное, что должно остаться в голове, а, точнее, в сердце – то, что настоящая красота, как и истина, всегда принадлежит Богу, и Ему одному. Если изъять из мира эти разбросанные повсюду – и прежде всего, на поле культуры – отблески Божественной красоты, любви и правды – мир тотчас превратится в настоящий ад уже здесь и сейчас. И каждый священник должен уметь отличать в том числе среди культурных событий истинное от ложного, вдохновлённое тоской по Божественному – или же питающееся процессами распада самовлюблённой личности. Конечно, в современном искусстве всё очень перемешано – и добро, и зло, и доблесть, и нечестие – но другого культурного пространства нам не дано. Поэтому остаётся одно: аккуратно и трезво знакомиться, узнавать, взвешивать и оценивать, уклоняться от злого и поддерживать, развивать, взращивать все то доброе, что уходит своими корнями в вечность.

Пресс-служба МДА/Богослов.RU


понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
16 ноября 2018 г.
24 ноября 2018 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Преподобный Максим Грек: 500 лет в России».
16 ноября 2018 г.
6 и 13 ноября доцент кафедры Богословия Московской духовной академии священник Стефан Домусчи и доцент кафедры Церковной истории МДА священник Антоний Борисов прочитали лекции слушателям курсов повышения квалификации - клирикам Астраханской митрополии.
16 ноября 2018 г.
14 ноября в актовом зале Курской духовной семинарии протоиерейИоанн Лапидус, преподаватель Московской духовной академии, настоятельхрама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В.Ломоносова, прочитал лекцию на тему: «Историко-канонические аспектывзаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей».
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.