АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О любви к врагам


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 16 октября 2011 года.
18 октября 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня оба литургических чтения — и апостольское, и евангельское — напоминают нам о самом важном христианском делании — о милосердии, которое есть прямое следствие любви. Но Евангелие, продолжая тему апостольского чтения, идёт дальше и призывает не только оказывать милость всем нуждающимся, но и любить наших врагов.

Мы слышали этот призыв Господа неоднократно, мы, по мере сил, стремимся исполнить его, но каждый из нас по опыту знает, что эта заповедь тяжела и, пожалуй, невыполнима. Но пока мы не сможем её исполнить, нем не удастся выйти из того состояния, о котором пишет блж. Августин: ни поста, ни праздника не может быть там, где вражда и злоба[1].

Св. Максим Исповедник говорит, что невозможно любить оскорбляющего даже тому, кто отрёкся от мира и всего что в мире, если он истинно не познает цель Господню. Когда же даст ему Господь познать её, и он возревнует ходить по указанию её, тогда возможет он от сердца любить ненавидящего и оскорбляющего, как любили и апостолы, знавшие её[2](то есть цель Господню — и. Ф.). Таким образом мы видим, что, по мысли святого Максима, познание цели Господней — необходимое условие для получения благодатного дара любви к врагам, к обидящим и ненавидящим нас. Божественный замысел проявляется в попущенных действиях оскорбляющего с определенной целью. Таким образом ответ прп. Максима на вопрос «как полюбить врага?» прост: нужно постараться узнать, с какой целью Господь попустил обиду, и через это мы увидим в оскорблении возможность великого блага для себя. А разве же можно не желать этого блага и не любить того, через кого оно приходит? То есть любовь к обидчику может быть мотивирована не просто божественным приказом (да и нельзя приказать любить), а внутренним стремлением к Богу, добру и правильным пониманием происходящего.

Более того, эту вожделенную цель указывает нам Сам Спаситель мира, говоря, что любящий своих врагов станет сыном Всевышнего, а свт. Игнатий Брянчанинов раскрывает смысл любви к врагам в таких словах: Любовь к врагам доставляет сердцу полноту любви. Достигший любви к врагам, достиг совершенства в любви к ближнему и ему сами собою отворились врата любви к Богу[3].

С одной стороны, любовь это, несомненно, величайший дар, с другой — как и в случае с любым другим даром и любой другой добродетелью, существуют средства для того, чтобы приклонить милость Бога и получить искомое. И здесь нам на помощь приходит великий Златоуст. Он говорит: научись никогда не называть врага именами презрительными, а почётными… Душа услышав это и будучи вразумляема и научена языком, охотно примирится с ним. Самые слова будут наилучшим врачевством сердечной язвы[4].

Есть и обратная сторона. Мы не можем избежать чужой вражды, но сами не должны быть врагами никому. Путь к этому — понимание. Надо постараться отрешиться от себя, взглянуть на мир глазами того, кто досаждает нам, постичь его беды и печали, ощутить себя худшим и — гнев уйдёт, освобождая место сочувствию и любви. Тогда легко нам станет следовать благому совету прп. Исидора Пелусиота: Благодеяния записывай на меди, а обиды на воде[5].

В чём да поможет нам всем Бог.

Аминь.


[1] Цит. по: Владимир (Иким), митр. Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, о любви к врагам. URL: http://www.pravoslavie.uz/Vladika/Books/Propov/Pent19.htm (дата обращения: 5.10.2011).

[2] Добротолюбие: дополненное. В 5 тт. / В русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. Том III. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 80

[3] Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов. В 10 тт. СТСЛ, 1979. Том V. С. 269.

[4] Там же. С. 266

[5] Цит. по: Владимир (Иким), митр. Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, о любви к врагам.

 

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
20 января 2019 г.
19-20 января, в день памяти Иоанна Предтечи и накануне начала второго семестра учебного года, архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника.
19 января 2019 г.
19 января Московская духовная академия вместе со всей Православной Церковью отметила праздник Крещения Господня и Богоявления. В Покровском храме Академии ректор архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию и Великое освящение воды.
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
16 января 2019 г.
11 января в Народной трапезной Сергиевского подворья Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при содействии Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества провела IV Антониновские чтения, в честь четвёртого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), благодаря которому значительно укрепилось русское присутствие  в Святой Земле.
22 января 2019 г.
22 января 2019 года в 16.45 в Большом зале МДА Московская детская хоровая студия «Веснянка» покажет пьесу «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, XVIII век.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.