АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Любовь к Богу и людям в жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона патриарха Всероссийского


Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника 9 октября 2011 года.
11 октября 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Ин. 4, 12-13).

Возлюбленные о Господе, братия и сестры, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Также мы ныне прославляем святителя Тихона – патриарха Всероссийского.

Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает наши сердца. Так и сегодня, 9 октября мы вспоминаем блаженную кончину любимого ученика Спасителя – апостола Иоанна Богослова.

Однако в этот же день поистине удивительным Промыслом Божиим рядом с апостолом любви поставляется еще один святой муж – патриарх Московский и всея России Тихон.

Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти. Таким образом, ныне две свечи горят в Церкви, освещая и нам своей жизнью путь к небу.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Господа нашего Иисуса Христа в I веке христианства. Последнее звено – святитель-мученик Тихон, почти на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле.

И стоит задать себе вопрос, почему Господь соединил память именно этих двух Своих избранников в одни день? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности, и на земле в памяти людей.

Апостол Иоанн чистотой своей души столь сильно возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяготили его в жизни. Он отдал Богу все сердце, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божиих приготовить путь Господу: «...прямыми сделайте стези Ему...» (Лк.3,4). Еще в юности Иоанн встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который «...будет крестить вас [людей] Духом Святым и огнем...» (Мф.3,11).

И вот святой Иоанн Предтеча указывает ученикам своим на Иисуса Христа и говорит им: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). И, послушный слову учителя, ученик оставляет пророка Иоанна, чтобы идти за Величайшим Учителем и Спасителем рода человеческого.

Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от солнечного Израиля стране, холодной России? В тринадцать лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семинарии. Как апостол Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное – девственное свое сердце, так и Василий принес тот же дар Богу.  И за их преданность Христос излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совершенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних.

Любовь Иоанна Богослова прошла сквозь века и светит нам, чадам Церкви и поныне, а любовь святителя Тихона не дала погибнуть Церкви Русской в лихую годину богоборческий гонений.

Иоанн Богослов – один из трех – стал свидетелем воскрешения Иисусом дочери Иаира. Иоанн – один из трех великих – узрел славу преобразившегося Христа. Иоанн лежит на персях Спасителя на последней вечери в Сионской горнице, где снедается пасхальный агнец Ветхого Завета, законополагая навеки Христом – Агнцем Божиим – Новый Завет с людьми в Его Крови.

Сердце ученика, преисполненное любовью, благодатно стало биться в такт с сердцем Божественного Учителя. Вся жизнь Божественного Учителя, все Его дела, вся непостижимая глубина нового учения отверзаются любящему сердцу. И юноша Иоанн за три года пришел в меру возраста Христова, созрел до полного самоотвержения, чтобы жить только в Боге, созрел для служения Богу и людям, созрел для крестного апостольского пути, став для всех всем.

И Василий воспринял своей чистою и свободною душою любовь Христову. И, согретый ее лучами, он, как и апостол Иоанн, созрел до полного предания себя в волю Божию, созрел до готовности идти туда, куда позовет его Господь, и испить до дна чашу, которую уготовал ему Бог. И он сделал первый свой шаг за Господом на крест, преклонив в двадцать шесть лет выю под три высоких монашеских обета: девства, нищеты и послушания. И родился монах Тихон, для которого началась новая жизнь, с первого и до последнего дня отданная служению Богу, служению Русской Православной Церкви. А через шесть лет он стал уже епископом.

Приведем один незначительный пример из жизни святителя Тихона, только год как вступившего тогда на высокое архиерейское служение. Всего год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем – плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так горячо ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину – православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы сопровождали святителя Тихона во всю его жизнь. Плакала Православная Америка, где и поныне его именуют апостолом Православия; плакал древний Ярославль, плакала Литва, расставаясь с архипастырем, ставшим для них родным отцом.

Оба угодника Божия – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и Первосвятитель Тихон – многими болезнями и трудами потрудились «во благовестии Христове». Любовь этих учеников к своему Божественному Учителю оказалась сильнее страха перед врагами. Они так возлюбили Господа, что прошли крестным путем, взошли на крест и распяли себя и жизнь свою. Они жили не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего.

Будем же, возлюбленные, братия и сестры, во всем стараться подражать великим угодника Божиим: святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и святителю Тихону патриарху Всероссийскому, а в особенности их искренней любви к Богу и людям, чтобы и нам достигнуть небесных обителей, где вечно пребывают Отец, Сын и Святой Дух в совете любви.  Аминь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. М. 2008

2. Мысли русский патриархов от начала до наших дней . «Ковчег». М. 1999. С. 141-254

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
16 ноября 2018 г.
24 ноября 2018 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Преподобный Максим Грек: 500 лет в России».
16 ноября 2018 г.
6 и 13 ноября доцент кафедры Богословия Московской духовной академии священник Стефан Домусчи и доцент кафедры Церковной истории МДА священник Антоний Борисов прочитали лекции слушателям курсов повышения квалификации - клирикам Астраханской митрополии.
16 ноября 2018 г.
14 ноября в актовом зале Курской духовной семинарии протоиерейИоанн Лапидус, преподаватель Московской духовной академии, настоятельхрама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В.Ломоносова, прочитал лекцию на тему: «Историко-канонические аспектывзаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей».
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.