АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Любовь к Богу и людям в жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона патриарха Всероссийского


Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника 9 октября 2011 года.
11 октября 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Ин. 4, 12-13).

Возлюбленные о Господе, братия и сестры, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Также мы ныне прославляем святителя Тихона – патриарха Всероссийского.

Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает наши сердца. Так и сегодня, 9 октября мы вспоминаем блаженную кончину любимого ученика Спасителя – апостола Иоанна Богослова.

Однако в этот же день поистине удивительным Промыслом Божиим рядом с апостолом любви поставляется еще один святой муж – патриарх Московский и всея России Тихон.

Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти. Таким образом, ныне две свечи горят в Церкви, освещая и нам своей жизнью путь к небу.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Господа нашего Иисуса Христа в I веке христианства. Последнее звено – святитель-мученик Тихон, почти на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле.

И стоит задать себе вопрос, почему Господь соединил память именно этих двух Своих избранников в одни день? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности, и на земле в памяти людей.

Апостол Иоанн чистотой своей души столь сильно возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяготили его в жизни. Он отдал Богу все сердце, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божиих приготовить путь Господу: «...прямыми сделайте стези Ему...» (Лк.3,4). Еще в юности Иоанн встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который «...будет крестить вас [людей] Духом Святым и огнем...» (Мф.3,11).

И вот святой Иоанн Предтеча указывает ученикам своим на Иисуса Христа и говорит им: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). И, послушный слову учителя, ученик оставляет пророка Иоанна, чтобы идти за Величайшим Учителем и Спасителем рода человеческого.

Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от солнечного Израиля стране, холодной России? В тринадцать лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семинарии. Как апостол Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное – девственное свое сердце, так и Василий принес тот же дар Богу.  И за их преданность Христос излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совершенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних.

Любовь Иоанна Богослова прошла сквозь века и светит нам, чадам Церкви и поныне, а любовь святителя Тихона не дала погибнуть Церкви Русской в лихую годину богоборческий гонений.

Иоанн Богослов – один из трех – стал свидетелем воскрешения Иисусом дочери Иаира. Иоанн – один из трех великих – узрел славу преобразившегося Христа. Иоанн лежит на персях Спасителя на последней вечери в Сионской горнице, где снедается пасхальный агнец Ветхого Завета, законополагая навеки Христом – Агнцем Божиим – Новый Завет с людьми в Его Крови.

Сердце ученика, преисполненное любовью, благодатно стало биться в такт с сердцем Божественного Учителя. Вся жизнь Божественного Учителя, все Его дела, вся непостижимая глубина нового учения отверзаются любящему сердцу. И юноша Иоанн за три года пришел в меру возраста Христова, созрел до полного самоотвержения, чтобы жить только в Боге, созрел для служения Богу и людям, созрел для крестного апостольского пути, став для всех всем.

И Василий воспринял своей чистою и свободною душою любовь Христову. И, согретый ее лучами, он, как и апостол Иоанн, созрел до полного предания себя в волю Божию, созрел до готовности идти туда, куда позовет его Господь, и испить до дна чашу, которую уготовал ему Бог. И он сделал первый свой шаг за Господом на крест, преклонив в двадцать шесть лет выю под три высоких монашеских обета: девства, нищеты и послушания. И родился монах Тихон, для которого началась новая жизнь, с первого и до последнего дня отданная служению Богу, служению Русской Православной Церкви. А через шесть лет он стал уже епископом.

Приведем один незначительный пример из жизни святителя Тихона, только год как вступившего тогда на высокое архиерейское служение. Всего год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем – плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так горячо ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину – православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы сопровождали святителя Тихона во всю его жизнь. Плакала Православная Америка, где и поныне его именуют апостолом Православия; плакал древний Ярославль, плакала Литва, расставаясь с архипастырем, ставшим для них родным отцом.

Оба угодника Божия – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и Первосвятитель Тихон – многими болезнями и трудами потрудились «во благовестии Христове». Любовь этих учеников к своему Божественному Учителю оказалась сильнее страха перед врагами. Они так возлюбили Господа, что прошли крестным путем, взошли на крест и распяли себя и жизнь свою. Они жили не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего.

Будем же, возлюбленные, братия и сестры, во всем стараться подражать великим угодника Божиим: святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и святителю Тихону патриарху Всероссийскому, а в особенности их искренней любви к Богу и людям, чтобы и нам достигнуть небесных обителей, где вечно пребывают Отец, Сын и Святой Дух в совете любви.  Аминь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. М. 2008

2. Мысли русский патриархов от начала до наших дней . «Ковчег». М. 1999. С. 141-254

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
21 января 2019 г.
20 января в Большом зале Московской духовной академии прошел детский рождественский спектакль «Семь райских плодов». Спектакль поставила православная общеобразовательная школа «Образ». В организации спектакля принял участие руководитель социальной службы лавры монах Парфений (Котов).
20 января 2019 г.
19-20 января, в день памяти Иоанна Предтечи и накануне начала второго семестра учебного года, архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника.
19 января 2019 г.
19 января Московская духовная академия вместе со всей Православной Церковью отметила праздник Крещения Господня и Богоявления. В Покровском храме Академии ректор архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию и Великое освящение воды.
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
22 января 2019 г.
22 января 2019 года в 16.45 в Большом зале МДА Московская детская хоровая студия «Веснянка» покажет пьесу «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, XVIII век.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.