АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Я не встречал за рубежом неприятия Русской Церкви


Гостем XV Межрегиональных образовательных Пименовских чтений, прошедших в Саратове в декабре прошлого года, стал протоиерей Иоанн Лапидус — преподаватель Московской Духовной Академии, настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В. Ломоносова. За плечами отца Иоанна — священническое служение в ЮАР и Швейцарии. О том, каково служить на Африканском континенте и в Европе, а также о многом другом — наш с ним разговор.
15 января 2018 г.

— Будучи в начале 2000‑х годов сотрудником Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии Вы принимали участие во множестве международных мероприятий. Были ли готовы к служению за рубежом и как восприняли известие о назначении в ЮАР?

— Поскольку в ОВЦС МП я занимался связями с Римско-Католической Церковью и работал в основном с европейскими странами, где католики представляют традиционное большинство, не могу сказать, что был готов ехать так далеко. Когда Святейший Патриарх Кирилл — тогда Митрополит Смоленский и Калининградский, председатель ОВЦС МП, — в июне 2004 года вызвал меня и сказал, что меня направляют в Африку, это стало неожиданностью.

— Что Вы знали тогда о месте, где Вам предстоит служить? Каково там состояние православной жизни?

— Я не имел никакого представления об этой стране и об условиях проживания, поэтому принял решение сначала поехать одному. Предыдущий настоятель, архимандрит Филарет (Булеков), ввел меня в курс дела и очень помог в обустройстве на новом месте. Должен выразить признательность сотрудникам российского посольства, которые также познакомили со спецификой пребывания в ЮАР. После того как некоторые организационные вопросы были решены, приехала семья — матушка и дети.

Говоря о Православии в Южной Африке, нужно помнить, что весь Африканский континент является канонической территорией Александрийского Патриархата. Православные храмы находятся как на севере Африки — в Египте, Тунисе, Ливии, то есть в местах, исторически связанных со Средиземноморским бассейном, где звучала проповедь апостола и евангелиста Марка, так и в Центральной Африке — Уганде, Кении, Замбии, Нигерии, Камеруне и других странах. На юге Африки первый православный храм был построен в 1904 году — в Кейптауне. Он также относится к юрисдикции Александрийской Православной Церкви.

Если говорить о русских православных традициях в ЮАР, то первая часовня появилась в Южной Африке в 50‑е годы прошлого века. Она возникла благодаря русским эмигрантам, которые испытывали насущную потребность помолиться на родном языке. Эта община принадлежала Русской Православной Церкви Заграницей, однако в силу ряда причин — прежде всего, естественной убыли русскоязычного населения ЮАР в период с 1960‑х по 1980‑е годы, испытывала серьезные затруднения.

В начале 90‑х, после распада СССР, многие из наших соотечественников уехали за рубеж, в том числе и в Южную Африку. Это было нелегкое время — люди пытались найти себя в новых условиях, организовать, в том числе, и религиозную жизнь. В Московскую Патриархию пошли прошения об открытии прихода в ЮАР. В 1998 году было принято решение о создании прихода во имя преподобного Сергия Радонежского и назначении настоятеля. В Южную Африку приехал первый настоятель — протоиерей Сергий Рассказовский, который сейчас несет пастырское послушание в Канаде. Отец Сергий организовал приходскую общину, нашел подходящий участок земли для строительства будущего храма, а также организовал сбор средств для его покупки. В сентябре 2000 года был приобретен участок земли в г. Мидранде, пригороде Йоханнесбурга, который находится на полпути из Йоханнесбурга в Преторию. Автором проекта храмового комплекса стал архитектор из Санкт­Петербурга Ю. В. Кирс.

В феврале 2000 года в ЮАР прибыл новоназначенный настоятель прихода иеромонах Филарет (Булеков), который начал строительство храма. В рекордно короткие сроки был возведен великолепный пятикупольный храм, приход стал жить полноценной жизнью.

— Получается, к моменту Вашего приезда приход существовал уже несколько лет. Как Вас встретили люди, нашли ли Вы в них опору?

— Большинство людей, составлявших костяк прихода в Южной Африке, стало воцерковляться, оказавшись за рубежом. Именно чужбина и, подчас, тяжелые условия жизни стали для людей фактором, приведшим их к осознанию того, что, по русской пословице, «без Бога ни до порога». Оказавшись далеко от Родины, многие чувствовали физическую необходимость помолиться, исповедоваться, помянуть своих родных и близких, поплакать перед русскими иконами, поговорить с соотечественниками на родном языке. Многие из членов нашего прихода являются для меня примером преодоления трудностей, тяги к родным корням, любви к Церкви и Отечеству, самоотверженной помощи приходу и людям, оказавшимся в тяжелой ситуации. Самый первый образ, который возникает в памяти, это образ замечательного человека, нашего регента Ангелины Давтян. Будучи армянкой, она приняла Православие и, оказавшись на юге Африки, от всей души полюбила Сергиевский приход. Несмотря на возраст, Ангелина принимала участие в пастырских и миссионерских поездках настоятеля храма не только в ЮАР, но и за пределами Южно-Африканской Республики. Мы объездили практически всю южную часть Африканского континента, Ангелина пела за богослужениями в Мозамбике, Намибии, других местах. Это человек, которому я очень благодарен и который останется в моем сердце.

— А помимо миссионерских поездок и собственно богослужения что-то еще объединяло людей?

— В нашем храме был организован церковный хор. Трудности с ним возникали, но певчие относились к этому с пониманием и максимально старались принести на южноафриканскую землю красоту русского православного богослужения.

Кроме того, с самого начала мы были поставлены перед необходимостью приобщить к русской культуре детей, которые родились в смешанных браках. Ведь значительную часть прихода составляют наши соотечественницы, которые вышли замуж за южноафриканцев — буров, потомков голландских поселенцев, англичан и других. Многие из этих женщин, понимая, как важны русские духовные традиции, русский язык, приводили своих детей в храм и спрашивали: «Батюшка, что нам делать, чтобы дети не забывали русский язык?». Так появились воскресная школа и «мама-клуб».

Ребята к воскресной школе очень тянулись. Мы устраивали всевозможные фестивали, организовывали традиционные рождественские и пасхальные спектакли. Для меня особой радостью было видеть, как некоторые ученики, говоря по-русски с сильным акцентом, в процессе занятий усваивали родной язык. До таких высот, как изучение церковнославянского, мы, конечно, не дошли, но, надеюсь, хотя бы современный русский язык эти дети будут знать лучше и не забудут впоследствии. Для взрослых тоже проводились занятия — были группы по изучению Православия на русском и на английском языках.

— Как относилось к Вам коренное население?

— Никогда за время моего пребывания за рубежом я не встречал неприятия Русской Церкви со стороны местного населения. Только подчеркнутое уважение и, я бы даже сказал, восхищение. Когда буры, будучи очень религиозными, видели великолепие нашего храма, его золотые купола, это их изумляло, а когда они заходили внутрь, испытывали настоящий культурный шок.

В 2008 году мы закончили работы по росписи храма, который был расписан в древнерусском стиле XII века. Эта работа не имеет аналогов на всем Африканском континенте. И сейчас каждый человек, проживающий в ЮАР или совершающий туристическую поездку, может прикоснуться к сокровищнице древнерусской храмовой живописи под жарким африканским солнцем. Чрезвычайно важно, что нынешний настоятель русского Сергиевского храма в г. Йоханнесбурге, протоиерей Даниил Луговой, продолжает, укрепляет и развивает традиции, заложенные предыдущими настоятелями.

— С 2010 года следующим местом Вашего служения стала Швейцария. Что было похоже, а что было по-другому?

— Несмотря на расстояние, разделяющее эти две страны, и расположение на разных континентах, убежден, что ЮАР и Швейцария имеют похожие черты. Прежде всего, это касается культурного, языкового, религиозного, даже природного и климатического разнообразия. Относительно церковной жизни, в Швейцарии был совершенно иной опыт. Если приход в Африке появился сравнительно недавно, то швейцарский приход был организован в 1936 году. В нем еще оставались преклонного возраста прихожане из семей первого-второго поколения русской эмиграции. Была, конечно, и русскоязычная молодежь, и, что меня особенно удивило, — большое количество православных швейцарцев. Некоторые из них составляют активное ядро нашего хора. Интересно, что коренные швейцарцы были влюблены в русское церковное пение. В целом, это был сложившийся приход со своим укладом и традициями, над формированием которых потрудились предыдущие настоятели, в их числе мой предшественник, протоиерей Олег Батов, прослуживший в Цюрихе десять лет.

В конфессиональном плане Швейцарская конфедерация — это страна, которая примерно пополам поделена между католиками и протестантами. Протестантизм в Швейцарии консервативен, что, принимая во внимание современные тенденции, не может не радовать. Отношение к нам было доброжелательным, уважительным. Зачастую русская община прибегала к помощи протестантских приходов и всегда получала ее. Например, некоторые швейцарские хрис­тианские общины предоставляли свои храмы для проведения русских православных богослужений, что чрезвычайно важно для наших соотечественников, не имеющих возможности, в силу ряда объективных причин, доехать до русского храма в Цюрихе. Если в ЮАР в начале 2000‑х го­дов проживало порядка пяти тысяч наших соотечественников, то в Швейцарии в это же время количество русскоязычных доходило до 50 тысяч. На территории страны существует несколько приходов и церквей, например, построенный в середине XIX века великолепный Крестовоздвиженский собор в Женеве, входящий в юрисдикцию РПЦЗ. Там же, в Женеве, много лет действует наше представительство во Всемирном Совете Церквей. Еще есть небольшой приход РПЦЗ в Цюрихе. В центре города, недалеко от университета, расположился наш приход Московского Патриархата, который размещается в здании, приобретенном у протестантской общины в начале 2000‑х годов на средства благотворителей. Теперь это замечательная русская церковь в честь Воскресения Христова, окормляемая протоиереем Михаилом Земаном, специалистом в области немецкого языка, немецкой культуры и истории.

— Сейчас Вы являетесь клириком храма во имя мученицы Татианы при МГУ и одновременно настоятелем еще одного храма, строящегося при Московском государственном университете. Как, по-Вашему, стоит организовывать жизнь и миссионерскую деятельность университетских храмов, чтобы у студентов не возникало враждебности по отношению к Церкви?

— Нужно прежде всего помнить о принципах, заложенных еще апостолом Павлом: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Когда возникает какая-то напряженность, отчуждение? Когда, с одной стороны, имеет место насилие, принуждение, а с другой — штампы, расхожие представления о Церкви. При наличии этих двух негативных факторов получается взаимное отталкивание. Если же с нашей стороны будет деликатный, вдумчивый, взвешенный подход, если дадим понять, что не собираемся никого «затаскивать» в храм, если люди, получающие высшее образование и дающие возможность его получить, освободятся от представлений, что Церковь — это организация для бабушек и «лузеров», если они узнают, что величайшие умы человечества спокойно и непринужденно сочетали научные знания с глубокой верой, то ни с какой враждебностью не встретимся. Лично я за тот период, который служу в университетском храме, не сталкивался с отторжением ни со стороны студентов, ни со стороны преподавателей.

— Почему было принято решение построить при МГУ еще один храм?

— К этому решению вел долгий путь. Татьянинский храм, восстановленный после десятилетий атеизма в середине 1990‑х годов, располагается в историческом здании на Моховой, в самом центре Москвы. Еще в 2000 году группа преподавателей и студентов обратилась к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой открыть еще один университетский храм, который находился бы вблизи к основным зданиям Московского университета, переехавшим на Воробьевы горы в начале 1950‑х годов. В 2015 году обращение к ректору МГУ, Виктору Антоновичу Садовничему, и Святейшему Патриарху о возведении храма во имя Кирилла и Мефодия подписали 25 деканов, 5 директоров НИИ МГУ, 11 академиков, профессора, преподаватели, студенты — представители 33 факультетов. Интересно, что среди подписавших обращение есть мусульмане, иудеи и католики. Эти данные говорят сами за себя. В ноябре 2016 года, после долгой подготовительной работы, указом Святейшего Патриарха Кирилла был организован приход во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Сейчас идет работа по формированию прихода, возведению временного храма. Должен признаться: очень приятно находиться в Саратове, участвовать в мероприятиях, организованных Саратовской митрополией, Саратовским государственным университетом. Здесь видно то, к чему мы пока только стремимся: великолепный университетский храм, освященный во имя святых просветителей славян. Очень рад за студентов, преподавателей и сотрудников СГУ, поскольку вами уже пройден путь, который нам предстоит пройти.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 01 (597)

Протоиерей Иоанн Лапидус
Беседовала Яна Конченко

Православие.RU

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
18 октября 2018 г.
Заслуженный профессор Московской духовной академии А.И. Осипов награжден орденом Белорусской Православной Церкви креста преподобной Евфросинии Полоцкой.
18 октября 2018 г.
18 октября в Российском Университете Дружбы Народов прошла встреча ректора МДА архиепископа Верейского Амвросия с председателем Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России и ректором РУДН В.М. Филипповым.
17 октября 2018 г.
15 октября 2018 года, в рамках мероприятий туристического клуба, группа студентов Московской духовной академии, любящих природу, активный отдых и дружную компанию, отправилась в поход по маршруту "Тропа преподобного Сергия".
17 октября 2018 г.
29 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в главном корпусе РУДН пройдет VI научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность»
15 - 24 октября 2018 г.
С 15 по 24 октября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.