АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Николай Гаврюшин: На протяжении веков понятие «наука» менялось


В последние годы тема отношений науки и религии становится всё более актуальной, при этом нередко утверждается, что конфликт между ними неизбежен. На вопросы портала Богослов.ru отвечает профессор Московской духовной академии Николай Гаврюшин — один из докладчиков семинара «Православие и наука: история, современность, будущее», который пройдёт 18 сентября в храме мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова.
15 сентября 2017 г.
Даниил Сидоров: Николай Константинович, в чём особенность отношений науки и веры в восточно-христианской (православной) культурной традиции по сравнению с западной?

Николай Константинович Гаврюшин: Прежде всего надо бы разобраться с вопросом, что такое наука. В романских и германских языках её связывают со знанием, в русском — с учением. На протяжении веков понятие «наука» существенно изменялось. Есть, между прочим, известная работа Пиамы Павловны Гайденко «Эволюция понятия науки», к которой вряд ли обращаются те, кто подобные вопросы задает. Отнюдь не очевидно, что и сегодня представления о «научности» существенно варьируются. Не говорю уже о том, что в любой «науке» присутствует элемент «веры» или «доверия» к ее инструментарию, методам и так далее.

Что же касается «религии», то у этого понятия не менее широкий семантический спектр и большая история внутриконфессиональных споров… Я догадываюсь, что поставленный вами вопрос, скорее всего, имеет в виду отношение естествознания и христианской религиозной веры. В этом плане можно достаточно уверенно сказать, что в первом тысячелетии разницы между названными культурными традициями по сути не было вообще. Дальше они ощутимо расходятся, но это связано с социально-историческим контекстом, а не с логикой идей.

Д.С: Кого из русских учёных и философов, писавших об этой теме, вы бы выделили?

Н.Г.: Из русских ученых я бы отметил, например, авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского и академика Бориса Викторовича Раушенбаха, о которых мне уже приходилось писать на портале «Богослов.ru».

Из представителей религиозно-философской мысли в первую очередь вспоминается профессор Казанской духовной академии Виктор Иванович Несмелов («Вера и знание с точки зрения гносеологии», 1913).

Д.С.: Существует утверждение, что Русская Церковь веками препятствовала развитию науки (например, до реформ Петра I российская наука находилась в зачаточном состоянии). Насколько, на ваш взгляд, корректно так говорить?

Н.Г.: Это совершенно невежественное утверждение. Достаточно вспомнить книгу советского историка науки Тимофея Ивановича Райнова «Наука в России XI-XVII веков», вышедшую в 1940 году! Но Русь и Россия — это прежде всего совершенно другое культурное пространство. Когда в XIII в. в Парижском университете велись научные дискуссии, на Руси орудовали полчища Золотой Орды. Первый университет у нас был создан в 1755 году, а среди его профессоров были и выпускники Троицкой Лаврской Семинарии. Кстати, в начале XIX в. в Вифанской семинарии был даже свой кабинет физических демонстраций — и никому в голову не приходило, что он может как-то поколебать религиозные убеждения учащихся.

Д.С.: Нередко представители естественных наук ставят под сомнение научность некоторых гуманитарных дисциплин — философии, юриспруденции, искусствознания. В ходе дискуссии оказывается, что естественные и гуманитарные науки в принципе руководствуются разными методами. Есть ли здесь точки для соприкосновения и синтеза?

Н.Г.: В античности, средневековье и даже в XVII в. «естественные науки» были составной частью философии, и знаменитый труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» — не последнее тому подтверждение. Кстати, Ньютон глубоко интересовался богословием и религиозной метафизикой… А вопросы соприкосновения методов обсуждаются давно, но нельзя забывать, что метод сам по себе формирует и особый взгляд на предмет. Можно, конечно, «изучать» картины Левитана с помощью оцифровки цветовой гаммы или инфракрасного излучения, но поможет ли это глубже понять их художественный замысел?

Д.С.: В последние годы и на Западе, и в России набирает популярность так называемый новый атеизм. Представители этого направления (Ричард Докинз, Кристофер Хитченс, Дэниел Деннет, Сэм Харрис, Виктор Стенджер) стоят на позитивистских и сциентистских позициях — например, считают, что Бога нужно рассматривать как научную гипотезу (и тогда это гипотеза неудачная) или не рассматривать вовсе. Где здесь наука, а где — философская публицистика?

Н.Г.: Бога можно рассматривать и как «неподвижный Перводвигатель» (Аристотель и вся перипатетическая традиция), и как Творца мира, создавшего человека по своему образу и подобию, с Которым верующий ощущает себя в глубинных личных отношениях (Псалтырь). Паскаль по этому поводу и сказал, что Бог Авраама, Исаака и Иакова — это не Бог философов и ученых... Совершенно разный контекст, разные смысловые функции у представлений, наделенных одним и тем же именем. В этом нередко путались и богословы, и естествоиспытатели. Когда-то очень давно я немного занимался в физматшколе при МФТИ. Наш преподаватель Григорий Ефимович Карнаух любил говорить, что когда физики чего-то не понимают, они говорят, что «действует Сила». Значит ли это, что Сила — «бог физиков»?

Д.С.: Как бы вы прокомментировали недавние баталии вокруг первой российской диссертации по теологии, признанной государством? Это конфликт науки и мракобесия, как заявляет одна сторона, или спор «физиков и лириков», как считает другая?

Н.Г.: Мне по ряду обстоятельств не хотелось бы комментировать эту дискуссию. Не припомню, в частности, имели ли место в дореволюционных богословских диссертациях аргументы, основанные на личном религиозном опыте. Мне кажется, интереснее разобраться, как государство будет трудоустраивать признанных им в качестве ученых «теологов»…

Д.С.: На ваш взгляд, на каких основаниях сегодня должен проходить продуктивный диалог знания и веры, науки и религии?

Н.Г.: Этот диалог часто проходил и проходит во внутреннем мире одной личности. Хорошо бы прежде собрать свидетельства, как это было. Но ведь чаще всего диспутанты понятия не имеют о душевной драме того же Паскаля, занимавшегося и наукой, и богословием… Давать здесь рецепты просто наивно.

Международный семинар «Православие и наука: история, современность, будущее» пройдёт 18 сентября 2017 года в Москве в храме мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Мероприятие организует крупнейшая научная институция Греции ― Национальный исследовательский фонд, при финансовой поддержке Всемирного благотворительного фонда Темплтона.

В программе семинара ― лекции доктора физико-математических наук, академика РАН Алексея Паршина «Наука и вера в наше время: вместе или нет?» и кандидата философских наук, профессора Московской духовной академии Николая Гаврюшина «Физика и религиозная метафизика в восточно-христианской культуре», а также публичная дискуссия.


Беседовал Даниил Сидоров

Богослов.RU
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
21 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 года состоялось первое в новом учебном году собрание миссионерского отдела Московской духовной академии.
20 сентября 2018 г.
20 сентября, накану­не двунадесятого пра­здника Рождества Пре­святой Богородицы, ректор Московской дух­овной академии архие­пископ Верейский Амв­росий совершил всено­щное бдение в Покров­ском академическом храме.
17 сентября 2018 г.
Сотрудник Московской духовной академии иеромонах Афанасий (Иванов) прочитал  лекции на начавших недавно работу курсах богословского образования при Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова Пустынь.
16 сентября 2018 г.
15 и 16 сентября ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Божественную литургию, за которой рукоположил во диакона магистранта Академии Алексия Голубева.
27 сентября 2018 г.
В ночь с 27 на 28 сентября 1986 года в 50-м корпусе Московской духовной академии произошел пожар, унесший жизни пятерых студентов. В годовщину трагедии в Академии пройдут заупокойные богослужения.
17 - 28 сентября 2018 г.
С 17 по 28 сентября 2018 г. в Новоспасском монастыре в филиале Сектора заочного обучения Московской духовной академии пройдут установочные лекции подготовительного курса по Системе дистанционного обучения.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.