АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Проповедь перед Рождественским постом о внимании к себе и самопожертвовании


Проповедь произнесена на Литургии после чтения Евангелия в храме преподобных Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой Лавры от 27 ноября 2016 года.
29 ноября 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры,  сегодня заговенье на Рождественский пост, который называется еще Филипповым постом. И сегодня день, в котором одновременно празднуются дни памяти очень многих святых:, сегодня память апостола Филиппа, память святителя Григория Паламы, память святого императора Иустиниана и святой царицы Феодоры.

Мы слышали на богослужении два Евангельских чтения[1]. В одном Евангельском чтении Господь рассказывает притчу о самарянине[2], который, в отличие от священника, левита, прошедших мимо впадшего въ разбойники[3], оказывает ему помощь. Тем самым, это Евангельское чтение является примером неформального отношения к посту, неформального отношения к христианской жизни, неформального отношения к добродетели; примером того, что наша жизнь должна быть жизнью не по закону, а по благодати[4]. Наша жизнь должна быть не жизнью эгоистической, а жизнью самоотреченной, жизнью не ради самого себя, а ради ближнего, наша жизнь должна быть таким постоянным проявлением христианской любви, что мы порой должны совершать поступки, возможно безумные для мира, но угодные Богу.

А в другом Евангельском чтении мы слышали о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила[5], о том, как Господь призывает Филиппа, и как апостол Филипп слушается этого призыва, идет вслед за Спасителем, не спрашивая, не сомневаясь и не колеблясь. В то же время для Нафанаила уже требовалось доказательство того, что это Мессия. И в этом Евангельском чтении мы слышим таинственные слова, которые обращает апостол Филипп к Нафанаилу, говоря ему «ἔρχου καὶ ἴδε», «прииди и виждь»[6] . И, хотя кажется, что внешне сначала Нафанаил идет ко Господу, чтобы увидеть и понять, Кто Он, но на самом деле, Спаситель прежде видит его сидящим под смоковницей и, таким образом, Сам приходит и видит и показывает, что Он – Господь, призывая Нафанаила идти вместе с Ним[7].

И если мы задумаемся над этим и посмотрим в свою душу, то мы можем понять, что наша жизнь это жизнь синергии с Богом. Мы должны идти и видеть Бога, Который Сам приходит и видит нас. Мы должны выполнить Божественный призыв и встать на путь спасения, и следовать примеру Того, Кто Сам смиряется и Кто оказывается не просто Целью этого пути, но самим Путем и Призывом и Примером, Тем, Кто приходит к нам, Тем, Кто нас видит, Тем, Кто нас терпит, Тем, Кто нас прощает и Тем, Кто нас ведет.

И если мы спроецируем это на время поста и зададим себе вопрос: а что постом должна делать наша душа? Что постом должна делать наша душа для того, чтобы быть богоугождающей, чтобы быть верной Его служительницей? Достаточно ли воздержания от яств и довольстовования тем,  что, помимо воздержания от яств, потребно?

Когда мы вступаем на поприще Рождественского поста, то тогда синергия с Богом должна становиться еще сильнее. Тогда наше движение к Богу и стремление к встрече с Богом через пост, через молитву, через служение должны быть еще более сильными и глубокими. Но как сделать так, чтобы наша душа не внешне только творила милостыню, и не совершала бы только внешние дела, но была преисполнена Божественной благодати?

Одно из самых сильных средств, которые полезны во все сроки, во все времена, и тем более во время поста,  – это прощение. Это милость, это любовь, это служение, это готовность отказаться от себя и пойти в мир, и служить где бы то ни было, не ради самого себя, но, конечно, только ради Бога.

А другая добродетель, добродетель монашеская, добродетель подвижническая, добродетель, о которой писали отцы – это внимание самому себе, котрое выражается формулой «внемли себе», сидение в келье, не хождение в мир, самососредоточение, молитва, уединенный подвиг. Но как одно соответствует другому?

Преподобный Исаак Сирин пишет о внешней благотворительности в парадоксально жестоких словах. Он говорит, что лучше душу свою спасать в келье, нежели тысячу людей выкупить из плена[8]. Получается, что добродетель внимания к самому себе, добродетель подвижническая, добродетель, которая вроде бы оказывается жестокой по отношению к миру, на самом деле на пути к обожению, на пути поста, на пути приближения к Богу оказывается той добродетелью, без которой всё остальное теряет смысл. Ибо если мы станем на путь милосердного самарянина и будем творить внешние добрые дела, то эти внешние добрые дела могут не спасти нашу душу.

Будем брать пример с апостола Филиппа и с Нафанаила и с великих святых для того, чтобы наше движение к Богу было угодно Ему. Будем брать пример со святых для того, чтобы мы действительно шли и действительно видели, и чтобы Господь приходил и видел нашу душу.

Сегодня Церковь празднует величайшего святого боговидения, святителя Григория Паламу, который учит о видении и невидении Бога, о нетварном Божественном Свете, открывающимся на вершине Преображения и видимом очами души, но невидимом очами тела. Мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учит о преображении Спасителя и о преображении человека, о том, что человек преображенными человеческими чувствами может вместить в себя невместимую Божественную благодать.

И мы с вами, дорогие братья и сестры, делаем из всех этих драгоценных уроков, в которых глубина неисчислимая, очень простой вывод о том, что мы не имеем право на равнодушие, не имеем право на стояние, мы с вами должны выполнить Божественный призыв, который выполнили апостолы. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал Нафанаилу о том, что он увидит небо отверстым и Ангелов Божиих  восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому[9].

Память святителя Григория Паламы – это память о том, как открываются небеса, когда нам показывается самая высота нашего призвания, которая начинается с малого и заканчивается великим, но которая возможна только тогда, когда мы идем в подвиге самопожертвования ради ближнего и в подвиге глубочайшего самососредоточения.

Подобно отцам египетской пустыни исполним же слова « Πρόσεχε σεαυτ [10]» «Внемли самому себе!» , будем внимать, и будем идти с помощью Божией. Аминь.

 


[1] См. Лк. 10, 25-37; Ин. 1, 43-51.

[2] См. Лк. 10, 25-37.

[3] Ср. Лк. 10, 36.

[4] Ср. Ин. 1, 17; Рим. 5, 20; Рим. 6, 14-15;  Гал. 2, 21; Гал. 5, 4.

[5] См. Ин. 1, 43-51.           

[6] См. Ин. 1, 46; в греческом варианте Ин. 1, 47.

[7] См. Ин. 1, 48-50.

[8] Из Невидимой брани прп. Никодима Святогорца.

[9] См. Ин. 1, 51.

[10] Ср. Basile de Césarée. L'homélie de Basile de Césarée sur le mot ‘observe-toi toi-même’ . Ed. S.Y. Rudberg, Stockholm, 1962. P. 23-37.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
11 октября 2018 г.
11 октября 2018 г. в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялись XII Феофановские чтения. С докладами выступили заведующий библиотекой МДА профессор игумен Дионисий (Шленов) и студент пропедевтического курса магистратуры МДА Дионисий Глазистов.
14 октября 2018 г.
Перед нами – непростая задача: свидетельствовать перед миром о настоящем Отцовстве, источник которого – Бог. Но этому «отцовству» надо учиться, потому что сегодня с большим трудом можно встретить человека со здоровым, неущербным детским опытом прикосновения к полноценному отцовству.
14 октября 2018 г.
14 октября 2018 г. ректор архиепископ Верейский Амвросий, гости, преподаватели и студенты Академии после Божественной литургии и торжественного Акта помолились преподобному Сергию Радонежскому в Троицком соборе Лавры.
14 октября 2018 г.
14 октября 2018 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы и Актовый день МДА, академическая семья и гости Академии собрались в Покровском домовом храме на Божественную литургию.
15 - 24 октября 2018 г.
С 15 по 24 октября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.