АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О духовном восхождении


21 августа 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня святая Церковь празднует праздник Преображения Господня. Это древний, монашеский праздник, праздник неотмирный и таинственный, праздник торжества молитвы, торжества благоговения. Праздник, который особо стал отмечаться на Афоне в XIV в., когда составляются в едином сборнике душеспасительные страницы Добротолюбия, когда монахи, продолжая древнюю традицию, учили о том что свет, который видели избранные ученики на горе Фавор, был божественным и нетварным.

Преображение – это праздник восхождения на гору, это праздник духовного возвышения. Сам по себе он происходит один раз в человеческой истории, когда избранные ученики Пётр, Иаков и Иоанн восходят на Фаворскую гору Преображения, чтобы стать свидетелями того, как Господь – по мысли преподобного Иоанна Дамаскина – не становясь Тем, Кем Он не был, но раскрывая то, Кем Он был[1], без всякого посредства[2] являет свою Божественную славу. По слову одного свт. Григория Нисского: «Он преобразил Свое тело в Божество»[3]. Господь наш Иисус Христос являет апостолам Божественную славу, ту славу, осознав которую они падают ниц в страхе, а когда встают, то перед ними оказывается уже Господь, но с невидимой божественной славой.

Но это событие, которое произошло один раз, произошло не с тем чтобы мы памятовали только о нём и оставались сами собой. Это событие происходит для того, чтобы вся наша жизнь изменилась, согласно выражению свт. Епифания Кипрского, Господь наш Иисус Христос «воскресает для того, чтобы мы преображались из славы в славу»[4]. “Преобразите нечестие на честность, печальных на радость, не имеющих дерзновение на дерзновение,” – получает свт. Григорий Нисский[5]. Если Господь приоткрывает нам то, Кто Он есть, то люди, стремясь к Нему, становятся теми, кем должны быть. Преображение это переход от малого к великому, от мрака ко свету, от греха к добродетели, от телесного к духовному. Но также от малой вершины к великой. Святые живут в постоянном поиске, обретении и сохранении в себе Бога.

В 83 псалме говорится о том, дабы «восхождение в сердце своём полагать, восходя от силы в силу»[6]. Восхождение, которое мы должны положить в своём сердце, не исчерпывается каким бы то ни было моментом прошлого, настоящего или будущего. Восхождение на гору Фавор – это вся жизнь христианина, это неуклонное следование Божественной воле, это переполнение себя умилением и непрестанным Божественным плачем, это постоянное предстояние пред Богом и попытка вместить в себя невместимый свет Преображения.

Можно восходить на гору телом, не восходя на неё душой, и в таком случае можно стать человеком внешним, лицемером, фарисеем, который внешне показывает то, что он высок, не будучи высоким внутренне. Можно восходить на гору душой, не восходя телом, и впасть в гордость и тщеславие. Но Господь призывает нас к подлинному восхождению, когда вне гордости и тщеславия, когда вне какого бы показного благочестия мы с вами в течении всей своей жизни совершали восхождение. И когда святые отцы толкуют псаломский стих «Восхождение в сердце своём положил», они добавляют «всегда». «Только всегда трудись над очищением, полагая восхождения в сердце»[7]. Мы призываемся к тому, чтобы восходить к Богу неустанно, восходить к Богу не памятуя ни о чём другом, слагать в своём сердце восхождения добродетелей и созерцания, восхождения подвига и молитвы, восхождения самоотречения и предстояния пред Богом.

Святитель Григорий Нисский в одном из своих сочинений говорит о том, что все мы с вами, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что мы ещё не святые, несмотря на то что мы, может быть, даже не начинали восходить, но в силу нашего высокого христианского призвания, мы должны не просто взойти на гору, но мы должны облечься в святые ризы Спасителя, блистающие Божественным светом. “Вы кто по совету Павла совлекаются ветхого человека, как грязное окружение с его деяниями и похотями и облекаются в одеяния Господа, которые Он показал на горе Преображения, облекитесь через чистоту…”[8]. В Евангелии говорится о том, что лицо Спасителя стало как солнце, а ризы Его стали как свет. Ризы, которые испускают свет, и мы с вами дорогие братья и сестры, которые призываемся к «ризоношению» Спасителя. Мы призываемся к тому, чтобы облечься в светлые одежды света, которые нас обязывают ко многому. Обязывают нас к тому, чтобы мы не были никогда равнодушными и беспечными, обязывают, чтобы мы не имели право не только на невосхождение, но и не пребывали на одном и том же уровне или не пребывали внизу – в бездне своих страстей. Ризы Спасителя обязывают нас к тому, что мы не имеем право (только обращаясь к святым) говорить, что мы не святые и грешные, но стремится к святости. Ибо преподобный Симеон Новый Богослов, поучая братию монастыря святого Мамонта, говорит о том, что тот, кто не стремится к святости, является не просто даже еретиком, а «крайним еретиком»[9]. Так же преподобный Симеон Новый Богослов говорит о том, что многие восходили на Фавор, но не многие встретились там с преобразившимся Спасителем: “Сколькие люди восходили и восходят до сих пор на Фаворскую гору, но там преобразившегося Господа никогда не видели, и не из-за того, что Он там не присутствует, ибо присутствует, но из-за того, что они недостойные зрители Его Божества”[10]. Многие внешне совершают духовный подвиг, но не многие достигают результата. Многие восходят, но малое число людей становится сосвидетелями Божественного Преображения и участниками подлинной встречи с Божеством.

Господь призывает нас к постепенному восхождению и восхождениям к Нему добродетелями, умом, созерцанием, безмолвием, рвением, старанием, усердием. За эти восхождения люди-подвижники удостаиваются на самой вершине кратко узреть Божественную славу. Господь преображается перед теми, кто “сопреображается” Ему. У апостола читаем ключевой стих, передающий смысл сопреображения: “видеть неприкровенным лицом Господа и, отражая Его образ, преображаться от славы к славе”[11]. Неприкровенным значит “отражать (яко в зерцале) Господа, дабы он сняв завесу разумения с наших очей, показал силу Божественных слов…”[12].

И мы с вами, дорогие братья и сестры, облекаясь в ризы преобразившегося Спасителя и храня в себе память о Преображении не как конец, ни как перерыв, ни как торжественный момент нашей жизни, но как важнейшую отправную точку, которая заставляет нас стать покорителями гор, заставляет нас совершать духовное восхождение и не оставлять его. Заставляет нас не только чуть-чуть коснуться той или иной добродетели, но вместить её во всей полноте. Трусливый человек, когда посмотрит на то, как убоялись трое избранных апостолов скажет: «Неужели я лучше их? Если убоялись самые избранные и пали ниц, неужели я устою? Если они упали ниц, неужели я останусь свидетелем?». Но преподобный авва Дорофей пишет, что следует научиться страху Господню: ««Научиться страху Божию», не значит прикоснуться этому страху чуть-чуть, не значит вместить его в половинную меру, но научиться страху Божию означает хранить этот страх всегда»[13]. И апостолы, которые убоялись, но которые услышали глас Божий: «Того послушайте» и которые предстали снова перед преобразившемся Спасителем, они – пример стойкости и того, что мы должны в своей жизни хранить божественные тайны и Свет Нетварный, чудодейственный свет Преображения, таинственный, непостижимый, оживотворяющий, относящийся к тем постижимым Божественным энергиям, которые постигаются при том, что сущность Божия остаётся непостижимой.

Глубины богословия и вся христианская жизнь, и высота христианского созерцания – всё это не должно оставлять нас равнодушными. Но мы с вами, оставаясь неравнодушными, горящими и стремящимися, облекаясь в преображённые ризы Спасителя и начиная своё духовное восхождение, и совершая его всегда, будем молить у Бога, у всех святых, у тех, кто подвизался на Афонской горе, у преподобного Максима Кавсокаливита, современника преподобного Сергия – он был чудесно переносим с места на место и находился в близи вершины, где находится древний афонский храм Преображения –  дабы по их молитвам наша душа стала лёгкой, невещественной и, оторвавшись от вещества мира сего, смогла достичь спасения. Аминь.

 


[1] Прп. Иоанн Дамаскин. Фрагменты на евангелиста Матфея. PG 96, 1408:34-35. «Преображается господь, не приняв то, чем Он не был, но показывая то, чем Он был…» ( Μεταμορφοῦται ὁ Κύριος οὐχ, ὃ οὐκ ἦν, προσ
λαβόμενος, ἀλλ’ ὅπερ ἦν τοῖς μαθηταῖς ἐκφαινόμενος …)

[2] Ср. Евсевий. Фрагменты на евангелиста Луку. PG 24, 549:25-26 «И тогда не облако закричит, ни через облако будет Отец свидетельстовать о Сыне, но Сам через Самого Себя без всякого покрова…» ( Καὶ τότε οὐ νεφέλη βοήσει, οὐδὲ
 διὰ νεφέλης ὁ Πατὴρ μαρτυρήσει τῷ Υἱῷ, ἀλλ’ αὐτὸς
 δι’ ἑαυτοῦ δίχα παντὸς ἐπισκιάσματος…).

[3] Свт. Григорий Нисский. Похвала святому первомученику Стефану 2 PG 46, 732:23.

[4] См. в Панарионе.

[5] Свт. Григорий Нисский. На святую Пасху .

[6] Пс. 83, 6.8.

[7] Свт. Григорий Богослов. На святое крещение гомилия 40. PG 36, 408:42-43.

μόνον ἀεὶ φιλοπόνει 
τὴν κάθαρσιν, ἀναβάσεις ἐν τῇ καρδίᾳ τιθέμε
νος…

[8] Св т. Григорий Нисский. На Песнь Песней.

[9] См. 28 огласительное слово.

[10] Прп. Симеон Новый Богослов. Огласительное слово 15, 1 :120-125.

[11] 2 Кор. 3, 18 ἡμεῖς δὲ πάντες ἀνακεκα
λυμμένῳ προσώπῳ τὴν δόξαν κυρίου κατοπτριζόμενοι
 τὴν αὐτὴν εἰκόνα μεταμορφούμεθα ἀπὸ δόξης εἰς δόξαν

[12] Свт. Иоанн Златоуст. На 118 псалом PG 55, 680:20-22.

[13] Авва Дорофей. Душеполезное поучение 4, 50.

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
24 мая 2018 г.
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днём тезоименитства от имени профессорско-преподавательской корпорации, наставников и учащихся МДА.
22 мая 2018 г.
Предлагаем вам познакомится с новинкой – уникальной книгой профессора А.И. Осипова «Комментарии к Евангелию от Матфея». Автор многим известен своими занимательными лекциями по богословию. Стоит сказать, что Алексей Ильич – профессор Московской духовной академии, известный богослов, педагог и публицист. В 1985 году за совокупность богословских трудов был удостоен степени доктора богословия.
16 мая 2018 г.
Информация для абитуриентов Регентской школы при Московской духовной академии. Приём документов осуществляется по рабочим дням с 11 июня 2018 г. с 9:00 до 16:30, последний день приёма документов – 25 июня 2018 г. (дипломы о высшем и среднем специальном музыкальном образовании принимаются до 2 июля 2018 г.)
07 мая 2018 г.
С 18 по 22 апреля группа студентов 3 курса бакалавриата: чтецы Андрей Мачак, Дмитрий Владимиров, Сергей Санаянц, Алексей Очетов и Никита Яснов совершили миссионерскую поездку в республику Марий Эл: в город Йошкар-Ола и районные центры.

02 июля 2018 г.
2 июля 2018 года состоится заседание Ученого совета Московской духовной академии и Итоговое заседание Общего собрания
профессорско-преподавательской корпорации МДА.
29 мая 2018 г.
29 мая 2018 г. в СПбДА пройдет научно-богословская конференция «Современные переводы и издания Библии». В конференции примут участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, а также Российского библейского общества.
01 июня 2018 г.
В соответствии с Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу от 23.07.2015 № 749 Министерства образования и науки Российской Федерации, на основании Приказа ректора МДА «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников в Московской духовной академии в 2017 году» от 4 мая 2017 года объявляется конкурс на замещение нижеперечисленных вакантных должностей научно-педагогических работников в Московской духовной академии: преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора кафедр Богословия, Церковной истории, Филологии, Истории и теории церковного искусства.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
25 июня 2018 г.
25 июня 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на соискание ученой степени кандидата богословия.
31 июля - 01 августа 2018 г.
Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом приглашает всех желающих пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия».
31 июля - 11 августа 2018 г.
Программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.
11 - 13 июня 2018 г.
Вниманию выпускников магистратуры Сектора заочного обучения МДА. 
Опубликованы дата и программа итоговой аттестации учащихся магистратуры МДА СЗО.

01 июля 2018 г.
Внимание!
Изменились сроки подачи документов и время проведения вступительных экзаменов на заочное отделение бакалавриата и магистратуры МДА.
29 мая - 07 июня 2018 г.
С 29 мая по 7 июня 2018 г. пройдут обзорные лекции и экзамены для учащихся I и II курсов магистратуры Московской духовной академии Сектора заочного обучения (г. Сергиев Посад).
С 4 по 6 июня 2018 г. пройдут обзорные лекции и зачеты для учащихся  спецкурса магистратуры Московской духовной академии Сектора заочного обучения (г. Сергиев Посад).
Иеромонах Варнава (Лосев) [Проповедь]
Протоиерей Александр Задорнов [Статья]
Чтец Кирилл Мерзляков (I курс магистратуры) [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.