АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Народный дом. Изучаем опыт.


16 августа 2016 г.

В жизни народа дореволюционной России большое значение получили так называемые народные дома – именно они стали образцами для получивших широкое распространение в советское время сельских клубов, домов культуры и домов колхозника. И изба-читальня – не изобретение послереволюционной поры: именно в народных домах, создаваемых нередко приходскими священниками, занимались народным образованием, борьбой с пьянством, обучением началам гигиены и ветеринарии, организовывали полезный досуг людей. А есть что-то подобное сейчас? И пригодится ли опыт дореволюционных народных домов в наше время?

Как все начиналось

«Все религии... всегда оказывают мощное воздействие на все отрасли социальной жизни и творчества народов. Так и Православная Церковь… была и будет социальным фактором жизни России. Нужно только способствовать тому, чтобы это как бы невольное, бессознательное социальное служение православия русскому народу было осознано, признано, организовано и развито» (Карташев А.В. Церковь как фактор социального оздоровления России // Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М., 1996. С. 242).Формы такого служения – служения Богу и ближним – могут быть различны, однако несомненна ценность исторически найденных и отшлифованных методов работы Русской Православной Церкви на благо общества. Одной из таких перспективных форм общественно значимой работы является «переключение» современного прихода в режим функционирования народного дома.

Исторически народный дом – это общедоступное негосударственное культурно-просветительское учреждение клубного типа, универсальный досуговый центр, ориентированный на самые широкие слои населения. В России народные дома массово создавались с конца 1880-x гг., в Восточной Сибири это приобрело актуальность после событий 1905 года. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями, местными промышленниками, муниципальными управами, обществами трезвости. В Восточной Сибири народные дома функционировали в основном благодаря усилиям представителей местной интеллигенции, духовенства, передового крестьянства.

Бытует неверное мнение о том, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии, создававшиеся с 1887 г. как образовательные учреждения и предоставлявшие вечернее образование для взрослых и внешкольное – для детей. На самом деле первый отечественный Народный дом был открыт в 1882 году в Томске.

01.jpg

Народные дома XIX — начала XX вв. объединяли все формы образовательной и досуговой деятельности. В них могли находиться библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка, музеи (чаще всего – музеи наглядных пособий). Например, при народном доме села Братск-Острожного функционировали краеведческий музей и народный театр, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии участников в гриме и сценических костюмах.

Прообразом народного дома в Восточной Сибири можно считать внебогослужебные собеседования, которые с 1885 года должны были проводиться в воскресные и праздничные дни для того, чтобы воспрепятствовать посещению крестьянами питейных заведений. Целью наставлений являлись искоренение суеверий и предрассудков, катехизация населения, задержка распространения сектантских и староверческих учений, повышение авторитета священника.

Культурно-исторический центр села Братск-Острожного с Братской Богоявленской церковью и одной из башен острога.png

Еще одним предтечей народного дома можно считать религиозно-нравственные чтения, устройство которых было сопряжено с немалыми трудностями: в 1900 году в Иркутской епархии было выдано только семь разрешений консистории. Некоторые инициативные священники, например, иерей Бельской церкви Ф. Парняков, открывали народные читальни. Устройством чтений занимались также специальные уездные комиссии, взаимодействующие не только с духовной консисторией, но и с уездным полицейском управлением. В Иркутской епархии сеть таких комиссий была учреждена 30 октября 1893 года архиепископом Тихоном. Правила производства чтений, опубликованные в «Епархиальных ведомостях», предполагали разработку программы, иллюстрацию «туманными картинами» с волшебным фонарем, организацию церковных хоров, продажу и раздачу бедным книг. В первый же год существования комиссии в  Иркутске количество слушателей народных чтений составляло 200-250 человек, иногда доходя до четырехсот.

Крестьян особенно интересовали жития святых, во время войны – рассказы из военного быта и о подвигах, исторические и географические очерки. Чтение производило огромное впечатление и вызывало бурю эмоций: «При чтении повестей о страдании мучеников народ иногда умиляется до слез; когда дочитаешь.… Бывает заметно, какое это особенное настроение: несколько мгновений совсем ничего никто не говорит, потом начинают обмениваться мнениями, но делается это тихо шепотом, чтобы не помешать, не испортить настроение соседям».

143713_photo-continent.ru_84_Starinnyy_Vladivostok_578.jpg

В 1905-1917 годах создание народных домов приобрело массовый характер и получило официальную поддержку – в надежде связать революционную активность населения, популяризировать «разумные развлечения», заинтересовать молодежь и противодействовать массовому пьянству. В сибирском селе деятельность священников и сельской интеллигенции консолидирует прихожан вокруг, как правило, церковной школы, которая становится своеобразным культурно-просветительским центром, получая название Народного дома и объединяя людей разных возрастов и имущественного положения.

От театра до «приюта для опьяневших»

Наряду с искоренением невежества с начала ХХ века на школы ведомства православного исповедания и православные приходы, объединенные концепцией народного дома, возлагается необходимость борьбы с бытовым пьянством населения. Произведенные в начале ХХ в. исследования показали, что 82% алкоголиков регулярно употребляли крепкие напитки в школьном возрасте. Для упорядочения систематического преподавания сведений о вреде алкоголя решено было ввести «науку трезвости» в раздел школьной гигиены или добавить ее элементы во все предметы начальной школы. Особая роль отводилась внешкольной просветительской деятельности педагогов и священников, которая могла выражаться в организации музеев и выставок, публичных чтений и бесед, специальных курсов «науки трезвости» и обществ ревнителей трезвости.

Отец Леонид Малышев, один из создателей краеведческого музея в селе Братск-Острожном, настоятель Братской Богоявленской церкви.png

В задачи обновленной церковной школы-народного дома входили популяризация гигиенических и ветеринарных знаний, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, распространение сельскохозяйственных знаний, ремесленных навыков. Например, в Иркутске, Ачинске образуются комиссии по внешкольному образованию, базой деятельности которых также становится преимущественно церковно-приходская школа.

В годы Первой мировой войны в Восточной Сибири начинается массовое сооружение специальных зданий для церковных народных домов. В Иркутской епархии существовавшие школы были приспособлены к новым условиям, в Енисейской – девять зданий было построено за счет средств епархии, намеченное сооружение еще 75 строений не осуществилось.

Законоучители и учителя в рамках функционирования народных домов вели патриотическую работу, побуждали сельское население к помощи семьям фронтовиков. Практиковалось изучение с учащимися школ мест боев и хода боевых действий. В праздничные программы традиционных школьных елок и иных торжеств к привычным декламации, пантомимам, хороводам добавились пение патриотических гимнов и военных песен, чтение стихотворений на военную тематику и т.д.

Были в деятельности сибирских народных домов и курьезные, но от этого не становившиеся менее значимыми, моменты. Так, например, в 1911 г. в подвале здания народного дома Тюмени открылся первый в городе «приют для опьяневших» (вытрезвитель), где загулявших тюменцев отпаивали рассолом, подносили нашатырь и включали граммофон – «для возвращения трезвого взгляда на явления жизни» (Иваненко А.С. Новые прогулки по Тюмени, изд. «Радуга-Т», 2008).

При новой власти

После 1917 г. идея народных домов была положительно воспринята новой властью. В 1920-1930 гг. большое распространение получают дома крестьянина, или сельские народные дома, которые должны были стать опорой политической, сельскохозяйственной и культурной работы на селе. Эти культурно-просветительные центры, как и дореволюционные народные дома, выполняли функции избы-читальни, выставки, театра и т.д.

Идеи демократизации культуры, приобщения к ее достижениям широкой народной массы через развитие сети народных домов оказались востребованы новой властью. Некоторые из народных домов приобрели в этот период также и гостиничные функции: для делегатов многочисленных совещаний и съездов из районов жилья в городе не хватало.

А что сегодня?

Некоторые современные приходы Русской Православной Церкви фактически являются народными домами, что актуализирует исторический опыт работы подобных структур.

Естественно, что задачи работы церковного народного дома сегодня трансформированы – например, нет необходимости создания публичных бесплатных библиотек или обучения грамоте всех желающих. Однако основную задачу народного дома – объединение населения (не обязательно глубоко воцерковленного) вокруг культурно-просветительского центра – нельзя не признать чрезвычайно насущной и в наши дни. Например, в Братске уникальное расположение – в виде цепи относительно изолированных друг от друга жилых районов – зеркально повторяет ситуацию разбросанности сибирских сел, что усиливает необходимость создания социальных конструкций, подобных дореволюционным народным домам.

Рассмотрим опыт храма во имя святителя Иннокентия, созданного восемь лет назад в районе Энергетик с населением не более 40 тысяч человек. На базе прихода функционирует двухуровневая воскресная школа для детей и взрослых; штатными катехизаторами прихода ведутся огласительные беседы для крещаемых; организованы группы творческого развития детей «Теремок» и «Радуга», в которых малыши осваивают декоративно-прикладное искусство и родной фольклор. Занятия проводятся по авторским программам на высоком методическом уровне. Есть также приходской хор. Открыты женская студия «Светелка» и военно-патриотический центр «Ладья», в рамках которого действуют казачий кадетский класс и летние военно-полевые сборы, где учащиеся помимо общетеоретического обучения приобретают навыки тактики и разведки, высотно-штурмовой и огневой подготовки, рукопашного боя. Помимо кадетского класса, в котором обучаются дети 11-13 лет, для подростков более старшего возраста действует группа допризывной подготовки «Бобр», для взрослых мужчин организованы занятия по русскому рукопашному бою. Имеется и группа военно-патриотического воспитания «Казачата» для мальчиков шести-десяти лет. Фольклорный ансамбль «Ладья» активно участвует в городских мероприятиях и в фестивалях.

На приходе функционирует Центр поддержки материнства, детства и семейных ценностей, занимающийся оказанием материальной и моральной помощи женщинам, оказавшимся в ситуации кризисной/незапланированной беременности, малоимущим и многодетным семьям. Центр сотрудничает с благотворительным фондом «Русская береза», занимающимся психологической, юридической и материальной помощью социально незащищенным гражданам. Примером этого сотрудничества является долговременная акция «Накорми ребенка»: организация питания детей из малоимущих семей поселков Братского района. Также осуществляется постоянный сбор одежды и обуви, предметов бытового обихода, школьно-письменных принадлежностей и т.п. для нуждающихся семей.

Также действует Свято-Александровское хуторское казачье общество, объединяющее десятки молодых семей.

При городской больнице №2 открыта молельная комната.

Энергичный, инициативный настоятель протоиерей Андрей Дорогобид фактически воссоздал у себя в приходе церковный народный дом: численность занятых в многообразных мероприятиях и структурах прихода исчисляется сотнями людей, принадлежащих к разнообразным социальным, имущественным и возрастным группам.

Организация работы современного православного прихода в форме народного дома должна способствовать не только формированию положительного отношения общества к Русской Православной Церкви, но и росту культурных запросов населения, развитию образовательной и досуговой инфраструктуры, особенно актуальной для небольших компактных поселений.

Все это является залогом востребованности дореволюционного опыта в организации работы современного православного прихода. Социальная диакония – общественное служение Русской Православной Церкви – в возрожденных исторических формах, способствующих консолидации общества на здоровых, традиционных началах, может стать важной составляющей современной архитектуры государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

И сегодня Народный дом – это место, объединяющее людей разных социальных, половозрастных групп, не обязательно глубоко воцерковленных, но связанных общим делом вокруг храма.

В основе материала –
научная статья доцента кафедры истории и политологии
Братского государственного университета Н.Н. Наумовой,
опубликованная сайтом Братской епархии

Источник сайт Приходы

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
14 ноября 2018 г.
14 ноября в Московской духовной академии завершился первый день работы седьмого международного научно-практического симпозиума «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси».
14 ноября 2018 г.
13 ноября в Московской духовной академии прошли заседания кандидатского диссертационного совета, в ходе которых трое соискателей степени кандидата богословия защитили свои диссертации.
12 ноября 2018 г.
12 ноября 2018 года по приглашению посла Итальянской Республики в России Паскуале Терраччано преподаватели Московской духовной академии посетили вечер, посвященный юбилею Общины святого Эгидия.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.