АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Начало христианской миссии среди англосаксов


27 июля 2016 г.

VI столетие было эпохой экспансии завоевателей Британии англосаксов, и закончилось оно их безраздельным доминированием на острове. Беда Достопочтенный писал о трех германских народах, поселившихся в Британии: саксах, англах и ютах. Из «Истории» Беды известно, что юты, или, как он их называет, «виты», образовали королевство Кент на юго-востоке Британии, саксы заняли юг острова ― территорию современных графств, а в пору Беды ― королевств Эссекса, Сассекса и Уэссекса, то есть Восточной, Южной и Западной Саксонии, названных так в отличие от Старой Саксонии ― их германской прародины, и, наконец, англы обосновались в центре и на севере современной Англии, а также на юго-востоке Шотландии. Их владения составили вначале два королевства в центральной Англии: Восточную Англию и Мерсию ― и два королевства на севере: Дейру и Берницию, которые позже объединились в единое королевство ― Нортумбрию, названное так потому, что оно расположено было к северу от реки Хумбер. Так сложилась англосаксонская гептархия ― «семицарствие», просуществовавшее в течение нескольких столетий, до политического объединения этих королевств в единое государство уже в IX веке. Исповедовавшие христианство кельтские народы севера и запада Британии (пикты, скотты и бритты) сохраняли независимость, но отступали перед натиском германоязычных пришельцев.

 

В VI веке англосаксы оставались язычниками, но в следующем столетии и этот народ обратился к вере во Христа. Начало его обращению положено было в самом конце VI века. Крещение англосаксов ― это одна из главных тем «Церковной истории» Беды Достопочтенного. В своем изложении связанных с этим событий он ключевую роль отводит папе Григорию Великому и Августину. О том, как святой Григорий пришел к мысли о просвещении англосаксов, Беда Достопочтенный рассказывает занимательную историю: «Однажды в Рим прибыли некие торговцы и выставили на площади товар для продажи. В числе многих покупателей пришел туда и Григорий и среди товаров увидел продаваемых мальчиков соразмерного телосложения, с приятными чертами и красивыми волосами. Глядя на них, он... спросил, из какой они области или страны, и получил ответ, что их привезли с острова Британия, где все жители похожи на них. Тогда он спросил, христиане ли они или до сих пор пребывают в заблуждении язычества, и ему ответили, что они язычники. С исходящим из самого сердца вздохом он сказал: «Как жаль, что создатель тьмы владеет людьми, столь светлыми ликом, и что души, облеченные такой внешней благостью, лишены благодати внутренней!». Спросив об имени их народа, он получил ответ, что они зовутся англами. «Добро, ― сказал он, ― ибо у них лица ангелов, и они достойны приобщаться к ангелам на небесах»... И он пошел к понтифику римского апостольского престола, ибо тогда он еще не был избран понтификом, и попросил отправить к англам в Британию проповедников Слова, дабы обратить их ко Христу» (Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПБ, 2001, с. 48 - 49).

Став папой, он осуществил свою мечту о просвещении народов Британии. В 595 г. святой Григорий направил в Британию для проповеди Евангелия англосаксам около сорока миссионеров, в основном из числа монахов-бенедиктинцев, во главе с Августином, приором римского монастыря апостола Андрея. Из спутников Августина по имени известен еще Лаврентий, впоследствии его преемник в миссионерском и пастырском служении в Британии. Отправившись в далекий путь на варварский север, миссионеры в самом начале путешествия испытали смущение и ужас. По словам Беды, «им захотелось вернуться домой вместо того, чтобы идти к варварскому, свирепому и недоверчивому народу, говорившему на непонятном для них языке» (там же, с. 27). Глава миссии Августин вернулся в Рим и «слезно умолял блаженного Григория позволить им отменить столь опасное, трудное и ненадежное путешествие» (там же, с. 27). Но папа ответил ему отказом, потребовав безропотно исполнять порученное ему служение.

 

В тот же день папа направил предстоятелю Галльской церкви архиепископу Арелатскому Этерию, другим епископам Галлии и франкским правителям: Теодориху II Бургундскому, королю Австразии Теодоберту II и их бабке Брунгильде ― послания, в которых просил их о содействии миссии. Епископы, исполняя просьбу папы, откомандировали в помощь миссионерам несколько священников и переводчиков, знавших язык франков, который в ту пору, вероятно, мало отличался от саксонского языка.

 

Ободренные наставлением святого Григория, миссионеры продолжили путь, не испытывая больше малодушных колебаний в решимости послужить делу благовестия. Переправившись через Ла-Манш, Августин вместе со спутниками прибыл в Кент, которым правил тогда Этельберт. Выбор именно этого королевства для начала проповеди обусловлен был по крайней мере двумя обстоятельствами: Этельберт носил тогда титул бретвальды (верховного короля Британии), и в этом качестве его власть не ограничивалась пределами Кента, но, по словам Беды, простиралась «до великой реки Хумбер, что отделяет северных англов от южных» (там же, с. 29); другое обстоятельство заключалось в том, что «он и прежде знал кое-что о христианской вере, поскольку женой его была христианка из франкского королевского рода именем Берта» (там же, с. 29). Берта, или Бертрада, была дочерью короля Хариберта, владевшего Парижем и Туром, ― правнучкой Хлодвига. Берту выдали замуж за язычника около 585 г., «с условием, что он позволит ей беспрепятственно исповедовать ее веру и исполнять обряды, для чего с ней отправили епископа по имени Лиутард (там же, с. 29), о котором в источниках иных упоминаний не имеется, правда, в XIX веке в Кентербери, около храма святого Мартина, была найдена монета с его именем. Возможно, что ко времени прибытия в Британию Августина вместе с другими миссионерами он скончался или был переведен в другое место, в противном случае его участие в событиях, связанных с миссией Августина, по логике вещей должно было бы отразиться у Беды или в других источниках. В литературе существует версия, не особенно убедительная, во всяком случае, не основанная на документах, а исключительно спекулятивная, что самый приезд миссионеров в Кент был реакцией папы Григория на просьбу бретвальды Этельберта, имевшего женой христианку.

Как рассказывает Беда, миссионеры прибыли на принадлежавший Этельберту остров Танатос (Танет), ныне соединенный с побережьем. Оттуда Августин направил к королю переводчиков-франков «с известием, что он принес из Рима благую весть, обещающую без всяких сомнений вечную радость на небесах и бесконечное царство с Богом Живым и Истинным» (там же, с. 29). Приняв посланцев Августина, король велел снабдить их провизией, а им приказал дожидаться его дальнейших распоряжений. Через несколько дней он сам в окружении свиты прибыл на остров и там встретился с миссионерами под открытым небом, но не в помещении, потому что «суеверно считал, что они, будучи сведущими в колдовстве, могут напустить на него чары. Но их, ― пишет Беда, ― вдохновляла не демонская, а Божья сила, и они несли, как знамя, серебряный крест и образ Господа Спасителя, запечатленный на доске» (там же, с. 29) ― это одно из ранних свидетельств о почитании икон на Западе. Затем состоялась беседа между миссионерами и королем. Выслушав проповедь о Христе и предложение принять веру в Него, король ответил: «Ваши речи и обещания весьма хороши, но они новы и непривычны для нас, поэтому я не могу принять их и отречься от верований, которых я и весь народ англов придерживались столь долго» (там же, с. 29). Король благосклонно принял миссионеров, пообещал оказать им всяческое гостеприимство, заботиться об их снабжении всем необходимым для жизни и не запретил им обращать в свою веру всех, кого они смогут убедить. Он также предоставил в распоряжение гостей дом в главном городе его королевства Доруверне (Кентербери). Столь великодушное отношение Этельберта к проповедникам Евангелия по крайней мере отчасти могло объясняться христианским исповеданием его супруги.   

Воспользовавшись щедростью короля, Августин и его спутники перебрались в этот город, и когда они подходили к нему, «неся по своему обычаю святой крест и образ Царя и Господа нашего Иисуса Христа, они пели хором: …«Молим Тебя, Господи, по великой милости Твоей отвратить ярость Твою и гнев Твой от города сего и от Твоего дома святого, ибо мы грешны. Аллилуйя» (там же, с. 29). Эта молитва в Галльской церкви, с опытом которой Августин ознакомился по пути из Рима в Британию, пелась как антифон за богослужением в канун Вознесения. Поселившись в предоставленном им доме, миссионеры, «подражая жизни апостольской и обычаям начальной Церкви, ...проводили время в молитвах, бдениях и постах; они проповедовали Слово Жизни всем, кому только могли; они отвергали, как чуждые им, все радости мира; они брали у тех, кого учили, лишь самое необходимое для жизни» (там же, с. 30), и в результате некоторые из англосаксов, пораженные «их простой и безгрешной жизнью и убедительностью их учения, уверовали и приняли крещение» (там же, с. 30).

 

Неподалеку от их дома стояла церковь святого Мартина, построенная еще во времена римского присутствия в Британии. В ней имела обыкновение молиться королева Берта. В нее стали теперь приходить для молитвы, пения псалмов, совершения литургии и проповеди Евангелия миссионеры из Рима. Вскоре затем Этельберт разрешил им восстанавливать разрушенные и обветшавшие церкви и строить новые храмы в разных местах Кентского королевства. И со временем все больше и больше людей приходило в эти храмы и принимало крещение. «Наконец и сам король... уверовал и был крещен, привлеченный чистейшей жизнью святых» (там же, с. 30). Став христианином, король не принуждал своих подданных к перемене религии. Так в Британии, где уже существовала кельтские христианские общины, во главе которых по большей части стояли епископы и аббаты из числа скоттов, выходцев из Ирландии, родилась англосаксонская церковь.

 

По указанию папы Григория Августин отправился на юг Галлии, в Арелат, и там был «посвящен епископом этого города Этерием в архиепископы народа англов» (там же, с. 30). В перспективе умножения числа епископских кафедр в англосаксонской гептархии Августину при его хиротонии был предоставлен сан архиепископа. Рукоположение Августина в епископа было совершено между июлем 596 г., когда в одном из своих писем папа называет его «слугой Божиим», как он обыкновенно именовал монахов, и сентябрем 597 г. ― в датированном этим месяцем послании королеве Брунгильде святитель Григорий упоминает Августина, называя его своим «братом и соепископом» (см. там же, с. 252, прим. 193).

Доложить папе о совершенном над ним поставлении и об успехах в распространении христианской веры среди англосаксов Августин направил в Рим священника Лаврентия и монаха Петра. Заодно они должны были получить от папы Григория ответы на некоторые недоуменные вопросы. Папа прислал через посланцев, вернувшихся в Британию, обстоятельные письменные ответы на каждый из сформулированных Августином вопросов, и Беда поместил их в своей «Церковной истории народа англов». Эти ответы и вопросы исключительно интересны: они проливают свет как на обычаи и дисциплину всей Западной Церкви VI века, на образ мыслей святого Григория Двоеслова, так и на особые обстоятельства, которые складывались в церковной жизни новообращенных англосаксов, в ту пору, конечно, лишь небольшой части этого народа, в основном из тех, что принадлежали Кентскому королевству.

На вопрос Августина «Как епископы должны жить со своим клиром, как делить дары, приносимые верующими к алтарю» (там же, с. 30), получен был обоснованный ссылками на апостола Павла (1Тим. 3, 15) ответ: «Все поступающие деньги должны делиться на четыре части: одна епископу и дому его для дел милосердия, другая клиру, третья беднякам и четвертая на обновление церквей» (там же, с. 31). Эту долю впоследствии называли на Западе «фабрикой» ― статьей расходов на строительство и содержание церковных зданий, иных церковных и монастырских строений, богослужебной утвари, воска, вина, елея, на поновление храмов, ― в противоположность бенефицию ― средствам, которые предназначались для содержания клира. Но подобный порядок, применявшийся там, где церковный строй сложился и укоренился, папа считал неуместным на миссионерской территории и потому советовал Августину: «Но поскольку ты, брат, согласно монашескому правилу живешь вместе со своим клиром в церкви англов, ...тебе лучше следовать правилам отцов наших, принятым в древней Церкви: никто из них ничем не владел отдельно, но все вещи у них были общими» (там же, с. 31). Жизнью по примеру апостольской общины в Иерусалиме миссионеры наилучшим образом могли привлечь к принятию Евангелия души язычников. В этом же ответе папа, настаивая на обязательности целибата для клириков трех высших степеней, допускает, чтобы «клирики младших рангов» (там же, с. 31), то есть церковнослужители, если они не могут понести подвиг воздержания, вступали в брак. Августин обратился к папе и с вопросом о разности обрядов Римской и Галльской церквей, и ему был дан ответ, чуждый укоренившейся в средневековье нетерпимости к любому уклонению от римской богослужебной традиции: «Я... хочу, чтобы ты, если найдешь в Римской, или в Галльской, или в любой другой церкви то, что наиболее угодно Всемогущему Богу, тщательно отобрал это и учил неопытную еще в вере церковь англов тому, что ты сочтешь нужным взять у этих церквей» (там же, с. 31).

 

На вопрос о том, «как следует наказывать человека, ограбившего церковь» (там же, с. 31), святой Григорий дал мудрый ответ, исполненный христианской любви: «Брат мой, суди о наказании грабителя по обстоятельствам. Есть те, кто идет на это, имея средства для жизни, и те, кого побуждает к этому бедствие. Поэтому одних следует наказывать пеней, других бичеванием; одних сурово, других более мягко. Когда же наказание сурово, наказывать нужно с любовью, а не с гневом, ибо наказание должно исправлять, а не ввергать в огонь геенны» (там же, с. 31). Два следующих вопроса Августина касались препятствий к браку ввиду кровного родства или свойства. Папа назвал недозволенными браки между двоюродными братьями и сестрами, а также между пасынком и мачехой, между деверем и невесткой, и потребовал, чтобы англы, ранее, до крещения, вступившие в подобные браки, расторгли их, как беззаконные, несовместимые с христианским исповеданием.
Шестой вопрос Августина касался возможности единоличного посвящения в епископы. И папа, как это видно из его ответа, вопреки порядку, сложившемуся в грекоязычных церквах, и канонам Вселенской Церкви, считает подобную практику допустимой: «В церкви англов ты пока единственный епископ, поэтому тебе невозможно совершать посвящение иначе как одному....Однако мы желаем, брат мой, чтобы ты назначал епископов так, чтобы их не разделяли большие расстояния и чтобы при посвящении епископа они могли легко собраться, ибо их присутствие при этом крайне желательно» (там же, с. 32). Но и когда на хиротонию съезжается несколько епископов, совершителем Таинства является, по учению папы Григория, один из них, тот, кто носит титул архиепископа, а другие (в идеале их должно быть не менее трех) выступают в качестве своего рода свидетелей епископской хиротонии. В таком подходе явным образом проявлялась западная тенденция принижения соборного начала за счет иерархического и персонального. Впрочем, в средневековье привилегии архиепископов будут подавлены неограниченной папской монархией.
Седьмой вопрос касался канонических взаимоотношений церквей Галлии и Британии. Из ответа папы следует, что Августин, как предстоятель новообразованной церкви англо-саксонского народа, должен признавать над собой юрисдикцию примаса Галлии архиепископа Арелата: «Все, что требует применения власти, должно делаться тобою с согласия епископа Арелата....», а «все епископы Британии, (которые, правда, тогда еще не были поставлены, так что это писалось в расчете на будущее устройство Британской церкви ― В. Ц.) должны повиноваться тебе с тем, чтобы неученые были научены, ослабевшие ободрены советом, а ошибающиеся поправлены твоей властью» (там же, с. 33). Таким образом, епископы Британии после их поставления должны были состоять в юрисдикции архиепископа Доруверна, или Кентербери, а тот, в свою очередь, зависел от примаса Галлии архиепископа Арелатского.
Два последних вопроса и папских ответа на них касались участия в церковных молитвах и Таинствах беременных, женщин в состоянии очищения, невольных осквернений и иных ситуаций, связанных с интимной стороной жизни человека.
Вскоре после этого папа Григорий в ответ на просьбу Августина направил к нему в Британию новых помощников в миссионерском и пастырском служении: Меллита, Юста, Паулина и Руфиниана. С ними он переслал священные сосуды, облачения, богослужебные и другие церковные книги, частицы мощей апостолов и мучеников. Папа также вручил своим посланцам для передачи Августину паллий, который на Западе служил знаком архиепископского сана и обладание которым давало право на единоличное совершение архиерейских хиротоний. Паллий представляет собой наплечный плат с изображением креста и символизирует пропавшего и обретенного агнца из евангельской притчи, которого Добрый Пастырь возложил на свои рамена. Подобный употребляемому на Востоке омофору, он, однако, в отличие от него, не являлся регалией всех епископов, но только архиепископов.

 

В своем архипастырском и миссионерском служении епископ Августин следовал советам святого Григория. Король Этельберт предоставил ему средства на восстановление древней римской церкви, которую он посвятил Спасителю, устроив при ней резиденцию для себя и своих преемников. Этот храм и стал знаменитым Кентерберийским собором, который в последующие века подвергался многократным перестройкам, так что ни его первоначальный вид, ни тот его облик, который он приобрел при Августине, не поддаются уже реконструкции и остаются неизвестными. Но в любом случае собор стоит на том самом месте, на котором он восстанавливался при Августине. А за городской стеной Августином на средства короля устроен был монастырь с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, ставший впоследствии усыпальницей Августина, его преемников и королей Кента. Первым аббатом этой обители Августин поставил священника Петра, которого он вместе со своим ближайшим помощником Лаврентием посылал в Рим к папе Григорию с сообщением о своей хиротонии и с вопросами, требовавшими папских разъяснений.

 

18 июля 601 г. папа Григорий направил королю Этельберту послание, в котором призывал его хранить, защищать и распространять принятую им христианскую веру, приводя в пример ему императора Константина. Папа рекомендовал королю прислушиваться к советам епископа Августина. В этом послании святой Григорий внушал королю мысль о близком конце света: «Нам грозит многое из того, чего не было ранее; будут волнение в воздухе, и ужас с небес, и внезапные бури, и войны, и голод, и чума, и землетрясения в различных местах» (там же, с. 42). Апокалиптические ожидания в ту пору, исполненную бедствий, были едва ли не всеобщими среди христиан на Западе. Перед лицом этих бедствий и грядущего конца папа призывает Этельберта «не падать духом; ведь все эти знамения конца света посылаются нам в предостережение, дабы, когда придет Судия, мы были бы приуготовлены к его встрече нашими добрыми делами» (там же, с. 42).

Некая неопределенность в статусе новорожденной церкви Англии заключалась в том, что сам Августин считал, что папа дал ему полномочия на возглавление всех христианских общин Британии, в то время как в действительности его юрисдикцию признавали лишь крещеные англосаксы, но на острове существовала другая и параллельная иерархия ― церковь британских кельтов во главе с многочисленным епископатом по преимуществу ирландского происхождения. Сложность ситуации усугублялась тем, что между этими двумя церквами не было однозначного территориального размежевания, потому что общины бриттов, или кимров, находились не только в пределах государств бриттов, пиктов и в Дал Риаде, но и в восточной части Британии, покоренной англосаксами, так что разделение основано было не столько на территориальном, сколько на этническом начале. Положение дел усугублялось разногласиями, которые имелись между церковью Августина, следовавшего римской традиции, с санкционированным папой Григорием заимствованием некоторых галльских обрядов и богослужебных особенностей, и церковью кельтов с ее ирландскими традициями; при этом главными спорными темами служили разногласия относительно пасхалии, а также по поводу тонзуры.

 

Для преодоления разделения Августин с помощью короля Этельберта устроил встречу с епископами и учеными богословами в месте, которое позже получило название Августинес-Ак ― «Августинов Дуб», ― на берегу реки Северн, около города Вустер, к югу от современного Бирмингема, иными словами, близ границы Уэссекса с Уэльсом. Характеризуя происходившее на этом собрании, Беда Достопочтенный, апологет Августина и Рима и ревностный патриот англосаксов, писал, что Августин обратился к участникам встречи со стороны бриттов «с братским увещеванием, он предложил заключить католический мир и объединить усилия в богоугодном деле обращения язычников... После долгих споров они отказались» (там же, с. 49). Не преуспев в словесной баталии, Августин предложил решить спор знамением свыше. Его оппоненты согласились, и тогда был приведен некий слепец из числа англов. О его исцелении вначале помолились епископы бриттов, но тщетно. Затем слепой прозрел по молитве Августина ― так рассказывает о происшедшем Беда. Епископы бриттов, если верить в этом Беде, «согласились с правотой Августина, но заявили, что не могут изменить свои прежние обычаи без одобрения и согласия своих» (там же, с. 50).

Затем епископы и ученые мужи со стороны бриттов решили вопросить о том, как им следует поступить, «некоего святого и ученого мужа, жившего отшельником» (там же, с. 50), и тот дал им совет повиноваться Августину, «если он человек Божий...» «Но как нам это узнать?» ― спросили они. Он ответил: «...Если Августин кроток и смирен сердцем, то он сам несет иго Христово, …но если он сердит и горделив, то он не Божий, и нет вам нужды слушать его». «Но как же нам узнать это?» ― вновь спросили они. Он ответил: «Устройте так, чтобы он и его спутники пришли на место встречи первыми. Если он встанет при вашем приближении, вы узнаете, что он слуга Христов, и подчинитесь ему; но если он презрит вас и не встанет при вашем появлении, хотя вас и будет больше, то пусть и он испытает ваше пренебрежение» (там же, с. 50). Совет старца был принят, и когда по предварительной договоренности Августин и епископы бриттов встретились вновь, «Августин остался сидеть, когда они вошли; увидев это, они исполнились гнева и, сочтя его за гордеца, начали противоречить всему, что он говорил» (там же, с. 50). Договориться о преодолении разделений не удалось.
Тщетную попытку воссоединения церквей Британии состарившийся Августин предпринял незадолго до своей смерти. В 604 г. он преставился, успев перед кончиной совершить несколько епископских хиротоний. На кафедру Лондиния, в ту пору столицы королевства Эссекса, которым правил племянник Этельберта Саберт, он посвятил Меллита, а Юста поставил епископом города Дорубревис, расположенного в 35 километрах от Доруверна (Кентербери). Оба они были из числа священников, присланных ему в помощь из Рима святым Григорием Двоесловом. Из расположения кафедр этих епископов видно, что христианство среди англосаксов распространилось лишь на юго-востоке завоеванного ими острова, в основном в Кенте и граничащем с ним Эссексе. Третьим из хиротонисанных Августином епископов был его давний помощник Лаврентий. Беда не называет город, титул которого он носил, но Августин, совершив его хиротонию, видел в нем своего преемника, и после кончины Августина Лаврентий занял его кафедру, став вторым архиепископом Кентерберийским ― предстоятелем церкви англосаксов.

Православие.RU

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
15 августа 2018 г.
На телеканале «Спас» вышел очередной выпуск авторской программы Владимира Романовича Легойды. В этот раз его гостем  стал преподаватель основного богословия, главный редактор портала «Богослов.ру» протоиерей Павел Великанов.
13 августа 2018 г.
Вышел в свет новый учебник по гомилетике, который был создан в рамках программы по подготовке новых учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви.
13 августа 2018 г.
5 августа 2018 года в Каргополе открылся симпозиум «Исцеление национальной памяти: люди, места, события», соорганизатором которого выступила Московская духовная академия.
08 августа 2018 г.
С 31 июля по 11 августа 2018 года в Центре дополнительного образования при Московской духовной академии проходит очередная учебная сессия.
30 августа 2018 г.
Общее собрание  профессорско-преподавательской корпорации  Московской духовной академии состоится 30 августа 2018 года в Малом актовом зале МДА. Начало в 10 ч. утра.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Сергея Юрьевича Акишина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации игумена Пимена (Семилетова) на соискание ученой степени кандидата богословия.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.