АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О неформальной радости Пасхи


02 мая 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Cегодня в жизни Церкви и в жизни каждого христианина совершенно особый день – день царственный, день Великой Субботы. И если Страстная седмица именуется святыми отцами  самой царственной неделей в году, то Великая Суббота – самый великий день этой недели.

В этот день мы отмечаем полное умиротворение. Подобно тому, как временем упокоения от всех дел был день ветхозаветной субботы, ныне упокоивается Сам Творец всех дел и всего мiра. Перед нами лежит Господь наш Иисус Христос, Творец всего мiра, лежит не в слове, а в молчании. Бог Слово оказывается молчащим и лежащим во гробе. И по древнему закону, когда подобное постигается подобным, почтить Бога Слова, лежащего во гробе, удобее всего самим молчанием.

В тексте богослужебного гимна, который пелся на Великом входе, мы с вами слышали таинственные слова: «Да молчит всяка плоть человеча», а потом вдруг в этой же песне мы слышим, что «Ангелы не молчат», но воспевают «Аллилуйя», при этом закрывая крылами свои лица и потому не видя Бога. Перед нами находится мертвый Богочеловек, но эта смерть не таит в себе смерти, это смерть, которая изнутри преисполнена жизни! И человеческая душа, приближаясь к плащанице, ощущает живоносную жизнь: сначала ничего не говоря, потом ничего не видя, подобно женам-мироносицам, которые пришли, как повествуется в сегодняшнем литургийном евангельском чтении, ко гробу и увидели гроб пустым, а потом видя, подобно тем же мироносицам, которые при встрече с воскресшим Спасителем видят перед собой Невместимого Воскресшего Бога. Так, приближаясь к Богу Слову через молчание, через невидение, мы слышим от Самого воскресшего Спасителя слово, обращенное не только к женам мироносицам, но к каждой человеческой душе: «Радуйтесь!»

Что это за слово? Быть может это обычное приветствие, свойственное той и, возможно, нашей эпохе? Или это краткая формальная фраза, которую Спаситель просто изрек тем, кто Его от всей души любил? Но когда наша душа слышит: «Радуйтесь!» – тогда она понимает, что это не формально, она понимает, что что-то должно произойти в этот удивительный день Воскресения Спасителя.

Мы отмечаем с вами Пасху, которая является переходом, подобному переходу евреев через Чермное море во время бегства из египетского плена. В святоотеческой традиции Пасха – это тоже переход. Пасха – это восхождение. Пасха – это превосхождение самого себя. И пасхальная радость и слово: «Радуйтесь!» – предполагают, что человеческая душа, которая слышит эти слова, не застыла; что человеческая душа, которая их слышит, находится на духовном пути; что человеческая душа, проникнутая этими словами, находится в состоянии духовного восхождения и преодоления самого себя. Человеческая душа, которая вбирает в себя призыв к радованию переходит от мрака к свету, от греха к добродетели. Переходит от слов мертвых к словам живым. Переходит от шума и суеты к подлинной и всеобъемлющей тишине.

Святая Пасха призывает нас к тому, чтобы радость, к которой призывает нас Господь, была не внешней и не формальной, чтобы мы сняли маски со своей души, чтобы наша жизнь уподобилась жизни старца в египетской пустыне, о котором повествуется в Апофтегмах. В течение всего года старец плакал над своими грехами, а в Великую Субботу весь смысл, вся радость этого дня заключались в том, что старец чувствовал, как Господь принимает его покаяние. Если мы радуемся формально, если мы радуемся внешне, если на нашей душе маска, если в нас нет чистоты покаяния, если мы с вами живем по заповедям христианской жизни, но не углубляемся в эти заповеди. Если мы с вами учимся, но ничему не научаемся, если читаем духовные книги и остаемся к ним равнодушными, если мы помогаем ближнему формально, то все это не способствует духовной радости.

Во вчерашнем евангельском чтении, которое, согласно древней традиции, совершалось в конце утрени после Великого славословия, мы слышали таинственные слова Писания: Малая закваска квасит всё тесто. Христиане – это закваска, а христианские добродетели – то малое и одновременно большое, что подает нам Господь. И в день Пасхи происходит преизлияние милости и Божественных щедрот. И даже тот, кто не глубок, кто лишен еще глубины покаяния, кто стоит у порога вечности, не зная, как в неё войти, тот, кто равнодушен к воскресшему Спасителю, кто еще не полностью может осуществить в своей жизни то, к чему призывает его Господь, – он тоже может получить внешнюю радость от Воскресения Христова! Если же мы будем внимательны, если будем идти и, подобно женам-мироносицам, складывать в душе Божественные слова, если эти Божественные слова найдут подкрепление в нашей ревности с тем, чтобы мы и дальше шли по пути ради того?, дабы передать весть о воскресении апостолам, если наша жизнь будет стремиться к тому, чтобы стать евангельским благовестием, то тогда радость, которую мы ощущаем ныне, будет одновременно огромной радостью воскресения, переполняющей всю жизнь, и одновременно той малой радостью, которая может осолить всю нашу жизнь.

Независимо от того, кто какими дарованиями и талантами обладает, возможно превратить нашу жизнь из мертвой в живую. Воскресение Спасителя – это залог того, что все воскреснут и праведники вступят в жизнь вечную, но одновременно воскресение Спасителя свидетельствует, что мы уже здесь, на земле, призваны к воскресению. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет о том, что нужно воскреснуть прежде воскресения, прежде чем на Страшном Суде соединятся тела усопших вместе с их душами. Мы призываемся к тому, чтобы еще в этом мире испытать радость Воскресения, и эта радость переживается душой того, кто еще прежде физической смерти умирает для греха!

Радость Пасхи – отнюдь не обычное чувство, сопровождающее вкушение сладких снедей. Радость Пасхи – не только то чувство, которое нас наполняет, когда мы слышим радостные песнопения. Радость Пасхи – это знак духовной ревности, знак того, что мы вместе с женами-мироносицами идем к апостолам путем благовестия. Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
12 ноября 2018 г.
12 ноября в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника ректор Московской духовной академии совершил Таинство Крещения над дочерью студента магистратуры диакона Иоанна Зорина.
12 ноября 2018 г.
11 ноября в финальном поединке Чемпионата Московской духовной академии по футболу команды магистратуры и 32 группы бакалавриата разыграли кубок чемпионов Академии. Со счётом 10:2 матч выиграла 32 группа.
11 ноября 2018 г.
Вечером 11 ноября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел концерт «Осенний праздник творчества студентов», подготовленный миссионерской драматической студией «Ипостась».
11 ноября 2018 г.
9 ноября преподаватели и студенты магистратуры кафедры Церковной истории Московской духовной академии посетили отдел письменных источников Государственного исторического музея, Московский Сретенский монастырь и Московскую Сретенскую духовную семинарию
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.