АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Днесь ад стеня вопиет…»


Чтец Павел Смирнов (I курс магистратуры МДА)
30 апреля 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 
Дне́сь а́д стеня́ вопие́т:
разруши́́ся моя́ вла́сть,
поже́рта моя́ бы́сть держа́ва
Вел. веч., стих. самогласны, 2, 3-я


Дорогие братья и сестры! Продолжается Великий пост, и мы с вами вместе неспешно взошли на самую его вершину. Важен каждый день церковного года, но все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница. А есть ли что-то более значимое, чем Святая Четыредесятница? Конечно – переживаемая нами ныне Страстная седмица. Но больше само́й этой Великой седмицы – Великая и Святая Суббота[1] – день и скорбный, и радостный; и самый напряженный, и тихий одновременно. Минувшие 47 дней поста были полны у христиан посильными подвигами и заботами, а сегодняшний день призывает всех нас к покою. К покою – по образу почившей сном смерти Жизни – Пастыря, положенного Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом во «гробе новом» (Ин. 19:38–42). И мы с вами здесь и сейчас благоговейно предстоим этому гробу и преклоняемся, охраняя этот Священный Покой. Прислушаемся к нашим сердцам! Они уже предчувствуют близкое Воскресение Христово, но вместе с тем они переживают и Победное Сошествие Господа во ад, разрушающее вековые оковы его многих узников.
Днесь, как это ни странно звучит, диавол упокоил землю, освободил ее от духов тьмы. – Просто он низвел всех своих злобных служителей в преисподнюю, чтобы большей силой противостать могущественному Узнику. Однако Единородный Сын Божий, сломив «адовы вереи»[2] и сокрушив «врата медная»[3], осветил радостотворным светом вместилище вечного мрака и благотворной теплотою милости согрел души умерших.
Грехопадение прародителей поразило смертоносным жалом все человечество, всех живших до нас и всех грядущих жить после нас. Тление пронзило весь мир и каждого из нас. Таков закон жизни. И души всех людей Ветхого Завета, вне зависимости от образа жизни, по смерти низводились во ад. Этой участи не избежали даже такие праведники как Авраам, Исаак, Иаков, царь и пророк Давид… Но – воплотился Христос! На земле появился Человек, свободный от первородного греха! Ад уже готов был поглотить и эту Душу, пелена разложения уже готова была коснуться и этого Пречистого Тела, но – Христос как Искупитель прошел бессмертно путь смерти и открыл путь в райское святилище (Евр. 9:8). Он из адской бездны вошел «в самое небо», чтобы ходатайствовать о нас «пред лицо Божие» (Евр. 9:24). И отныне души усопших благочестивых верующих уже не сходят во ад, а возносятся ангельскими силами в блаженные обители Небесного Отца.
А как же те праведные люди, жившие до Боговоплощения и запертые во аде темными силами? Получили ли они освобождение? – Получили. Но только те, кто действительно стремился к этому. Христос, сойдя в преисподнюю, уничтожил царство диавола и привлек «Своей проповедью к спасению всех, кто хочет в Него уверовать – где бы те ни находились»[4]. Он вывел из ада всех желающих – и ветхозаветных праведников, и обратившихся там язычников, в том числе «многих» «самых упорных душ, каковы [были] современники Ноя»[5]. Жившие до Всемирного потопа, будучи духовно слепыми во время многолетней проповеди Ноя, без сомнения, осознали свои беззакония и положили начало покаянию перед лицом очевидной смерти, когда вода начала прибывать, и не было возможности укрыться от нее.
Присмотримся же, братья и сестры, снова к нашим сердцам! Насколько мы желаем впустить Господа в нашу жизнь? Разрешаем ли мы Ему снизойти до самых глубин нашей души, разрушить все заклепы греха и осветить нас Своим Божественным светом жизни и правды? Понимаем ли мы, что воскреснуть возможно лишь победив «мысленный ад» своего сердца?
Рай, как и ад, начинается не на небе, а уже на земле. И верным признаком того или иного состояния, гнездящегося в нашем сознании, является любовь ко греху – какой бы он ни был, какой бы сферы нашей жизни он ни касался. Любой грех ведет к духовной смерти, поскольку нарушивший одну заповедь «становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Но нам вручено «всеоружие Божие» (Еф. 6:13), с помощью которого смиренный человек сможет освободиться от тли вражией, сможет обновиться и духовно воскреснуть уже здесь, на земле. 
События Великой Субботы ослабили влияние князя тьмы на людей. Теперь, в новом благодатном царстве Христовом, он может действовать только прикровенно. Мы перестали быть бессильными пленниками диавола. Несмотря на то, что мы до сих пор подвержены его влиянию и впадаем в различные искушения, у нас есть верные средства против него – имя Спасителя и знамение Креста.
Кроме того, завершающийся Великий пост с его сугубыми молитвами – это тоже ступень на пути к полному духовному возрождению христианина, это особое время для изгнания из своей души кромешной тьмы, закоренелых пороков, страстей, «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2:16).
Дорогие братья и сестры! Готовясь к Светлому Христову Воскресению, не допустим, чтобы Господь не воскрес в наших сердцах. Будем всеми силами души веровать в Него, доверять Ему и очищать свою душу для совоскресения с Ним.
Распахнем же наши сердца навстречу духовному прославлению Христа Спасителя и вместе с небесами возвеличим Воскресшего как Победителя ада и смерти, как дарующего нам жизнь вечную, как направляющего наши стопы на путь «обновленной жизни» (Рим. 6:4).
Аминь.

[1] Синаксарь во Святую и Великую Субботу, чтомый на Утрене по 6-й песни.
[2] Утреня Святой и Великой Субботы, похвалы, 18-я.
[3] Великая вечерня, стихиры самогласны, 1-я.
[4] Климент Александрийский. Строматы. – Кн. 6, гл. 6 // Отцы и учители Церкви III века. Антология: в 2 т. / Сост. иером. Иларион (Алфеев). – М.: Либрис, 1996. – Т.I. – 380 с. – С. 245.
[5] Иннокентий (Борисов), свт. Слово 1-е в Великую субботу // Иннокентий (Борисов), свт., архиеп. Херсонский и Таврический. Сочинения: в 12 т. – СПб.: Вольф, 1901. – Т. 9: Первая седмица Великого поста. Страстная седмица. – 298+ΙΙ с. – С. 266.
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
13 августа 2018 г.
Вышел в свет новый учебник по гомилетике, который был создан в рамках программы по подготовке новых учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви.
13 августа 2018 г.
5 августа 2018 года в Каргополе открылся симпозиум «Исцеление национальной памяти: люди, места, события», соорганизатором которого выступила Московская духовная академия.
08 августа 2018 г.
С 31 июля по 11 августа 2018 года в Центре дополнительного образования при Московской духовной академии проходит очередная учебная сессия.
08 августа 2018 г.
6 августа в Московскую духовную академию приехали малые составы архиерейского хора при Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента (регент Татьяна Митронина) и камерного оркестра «Consonanza» при Ташкентской и Узбекистанской епархии (дирижёр Кирилл Чахлов).
30 августа 2018 г.
Общее собрание  профессорско-преподавательской корпорации  Московской духовной академии состоится 30 августа 2018 года в Малом актовом зале МДА. Начало в 10 ч. утра.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Сергея Юрьевича Акишина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации игумена Пимена (Семилетова) на соискание ученой степени кандидата богословия.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.