АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О молитве


Чтец Даниил Салищев (4 курс бакалавриата МДА)
23 марта 2016 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сёстры. Поздравляю Вас с первым днём Великого поста. Известно, что целью поста является покаяние, то есть изменение образа жизни и образа мыслей. К этой цели мы стремимся разными способами, среди которых – телесное воздержание и, особенно, молитва. Именно молитва является сердцем поста, его движущей силой, его выражением. Молитва – это свидетельство нашего покаяния. Только тот, кто осознаёт себя грешником, способен молиться и делает это со вниманием.

Молитва – это пища души, единственная прочная опора в нашей жизни. И как бывает непросто, когда есть желание молиться, но не дают посторонние мысли, которые на языке Святых отцов называются помыслами. Думаю, каждому из нас знакомо такое состояние, когда душе как бы тесно. Что-то давит со всех сторон, каждое неосторожное слово наших ближних ранит и вызывает чувство обиды, любое непредвиденное обстоятельство способно лишить душевного мира. Речь при этом не идёт о каких-то серьёзных вспышках гнева. Скорее, имеет место постоянная «бытовая» усталость, чувство хронической раздражённости, лёгкого уныния. Это состояние очень утомляет, наверное, даже больше, чем какое-нибудь сильное, но зато кратковременное искушение. И всё это вдобавок  происходит на фоне невнимательной молитвы, которая нас окончательно разоряет и опустошает. Хочется от душевной тесноты освободиться, встаёшь на молитву, а она, что называется, «не идёт». Что делать в такой ситуации? Может быть, есть какие-то «условия» с нашей стороны, после выполнения которых Господь может нам помочь найти потерянную молитву? Сегодня нам особенно необходимо задаться этими вопросами, потому что нас ожидает время очень интенсивной молитвы, и хотелось бы потратить его не впустую.

Разные Отцы дают различные рекомендации по обретению внимательной молитвы. Сегодня мы коснёмся лишь одной из них. Один из церковных писателей – не прославленный в лике святых, но очень авторитетный – Евагрий Понтийский, очень много размышлял над тем, что успех в молитве зависит от нашей жизни в тот период, когда мы не молимся. Говоря другими словами, какими бы продолжительными ни были наши богослужения, всё же между ними остаётся некоторое время, в которое нам нужно что-то делать. И вот от того, как мы проводим это время, как мы делаем наши текущие дела, – от этого зависит, сможем ли мы через сколько-то часов снова встать на молитву или нет. Давайте посмотрим на некоторые высказывания аввы Евагрия на эту тему:

«Когда случится с тобой искушение, либо вступишь в спор и, раздражённый противоречием, проронишь непочтительное слово, тогда вспомни о молитве и о суде, который влечёт она, – и сразу остановится в тебе беспорядочное движение».

«То, что ты сделаешь в отмщение брату, обидевшему тебя, станет преткновением для тебя во время молитвы».

«Если желаешь достохвально молиться, отвергайся себя каждый час и, претерпевая многочисленные и суровые испытания, любомудрствуй о молитве. Какие бы тяготы ты ни претерпел, подвизаясь в любомудрии, плод его обнаружишь во время молитвы».

Последняя цитата наиболее интересна. «Подвизаясь в любомудрии, плод его обнаружишь во время молитвы». Что это за «любомудрие», в котором нам нужно подвизаться? Это – любовь к Богу, все богоугодные дела. Итак, что бы ни было у нас на душе, какую бы «тесноту» она ни испытывала, если в сложной ситуации человек поступит по заповеди, то он может обрести плод в виде внимательной молитвы.

Приведём несколько примеров. Бывает, очень хочется в ответ на неприятное слово брата или сестры сказать своё слово. Но даже если ты покажешь своё недовольство хотя бы взглядом, уже одно это может в будущем лишить тебя молитвы.

Или, к примеру, самому хочется сделать замечание по непринципиальному вопросу, по такому поводу, по которому можно было бы и промолчать – ничего бы не изменилось. Но если промолчишь, то первое время на сердце будет как бы комок, который будет очень проситься наружу. Это такая тягота сердечная, когда хочется сказать что-то лишнее, колкое. Кажется, что эта внутренняя скорбь так и будет сидеть в душе, пока её не выплеснешь брату или сестре, но это чувство ложное! Если мы перетерпим эту внутреннюю смуту, то на её место Господь может насадить внимательную молитву. А вот если скажем хотя бы одно слово, то вместо того, чтобы освободить душу, ещё больше её отяготим. Это одно слово повлечёт за собой целую цепочку событий, которые надолго нас лишат сердечного мира и молитвы.

Можно привести такое образное сравнение: певчий хора знает, что если перед службой он выпьет что-нибудь очень горячее или съест что-то очень кислое или острое, то петь так, как хотелось бы, он не сможет. Или в спорте, употребление определённой пищи может стать препятствием на дистанции. Есть внутренние физиологические законы, которые нельзя нарушать. Так же есть духовные законы. И как хороший певец или спортсмен готовят себя заранее, так же и мы должны заботиться о качестве нашей вечерней молитвы уже в начале дня!

Поэтому, дорогие братья и сёстры, пусть время между богослужениями будет для нас подготовкой к следующей службе, к домашней молитве. Пусть молитва станет центром нашей жизни, вокруг которого будут собираться все остальные события. Пусть, наконец, наше терпение к обидам и благоразумная молчаливость, сдержанность станут плодом покаяния, который мы принесём к окончанию Великого поста.

Богу нашему слава всегда, ныне, и присно, и во веки веков.

Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
20 сентября 2018 г.
20 сентября, накану­не двунадесятого пра­здника Рождества Пре­святой Богородицы, ректор Московской дух­овной академии архие­пископ Верейский Амв­росий совершил всено­щное бдение в Покров­ском академическом храме.
17 сентября 2018 г.
Сотрудник Московской духовной академии иеромонах Афанасий (Иванов) прочитал  лекции на начавших недавно работу курсах богословского образования при Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова Пустынь.
16 сентября 2018 г.
15 и 16 сентября ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Божественную литургию, за которой рукоположил во диакона магистранта Академии Алексия Голубева.
13 сентября 2018 г.
12 сентября архиепископ Верейский Амвросий встретился со студентами всех отделений Московской Духовной Академии в Большом актовом зале.
17 - 28 сентября 2018 г.
С 17 по 28 сентября 2018 г. в Новоспасском монастыре в филиале Сектора заочного обучения Московской духовной академии пройдут установочные лекции подготовительного курса по Системе дистанционного обучения.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.