АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Проповедь в день памяти святого апостола Андрея Первозванного


13 декабря 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь совершает память святого славного апостола Андрея Первозванного.

Апо­стол Ан­дрей был ро­дом из се­вер­ной части Свя­той Зем­ли – из Га­ли­лейского города Виф­са­и­да. Ко­гда Иоанн Кре­сти­тель на­чал про­по­ве­до­вать на бе­ре­гах Иор­да­на, Ан­дрей вме­сте с Иоан­ном Зе­ве­де­е­вым (про­ис­хо­див­шим тоже из Виф­са­и­ды) по­сле­до­вал за про­ро­ком. Мно­гие на­ча­ли ду­мать, что Иоанн Кре­сти­тель и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, но он объ­яс­нил лю­дям, что он не Мес­сия, а по­слан толь­ко при­го­то­вить Ему путь.

В то вре­мя Гос­подь Иисус Хри­стос при­шел к Иоан­ну Кре­сти­те­лю на Иор­дан для Кре­ще­ния, и тот, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении (см.: Лк. 13, 10-17), ука­зы­вая на Гос­по­да, ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, Ан­дрей с Иоан­ном по­сле­до­ва­ли за Иису­сом. Гос­подь, уви­дев их, спро­сил: «Что вам на­доб­но?» Они ска­за­ли: «Рав­ви (Учи­тель), где Ты жи­вешь?» – «Пой­ди­те и уви­ди­те», – от­ве­тил Иисус, и с то­го вре­ме­ни они ста­ли Его уче­ни­ка­ми. В этот же день апо­стол Ан­дрей по­шел к сво­е­му бра­ту Си­мо­ну Пет­ру и ска­зал ему: «Мы на­шли Мес­сию». Так Петр при­со­еди­нил­ся к уче­ни­кам Хри­сто­вым.

Апостол Андрей называется Первозванным. Однако в Евангелии говорится, что Андрей был призван Христом вместе с Иоанном. Почему возлюбленный ученик Христа Иоанн не стал заодно с Андреем называться «Первозванным»? И почему именно его — Андрея — мы видим первым призванным? Возможно  потому, что это не просто первый призванный, а первый призывающий из апостолов? Сразу после того, как Андрей возвращается от Христа, он зовет своего брата — Симона, говоря ему о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». Делится с братом своей радостью об обретении Мессии-Спасителя и приводит брата ко Христу.

Как без смиренного согласия Пречистой и Преблагословенной Девы Марии не произошло бы Воплощение Сына Божия, так и без свободного согласия апостолов следовать за Христом и выполнять Его заповеди не образовалась бы Новозаветная Церковь. И заповедь о благовестии, еще даже не произнесенную Господом нашим, первым из Его учеников выполняет апостол Андрей. Затем это делает апостол Филипп – он «находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­сто­лы бро­си­ли жре­бий, ко­му в ка­кую стра­ну сле­ду­ет ид­ти для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Свя­то­му Ан­дрею до­ста­лись стра­ны, ле­жа­щие вдоль по­бе­ре­жья Чер­но­го мо­ря, се­вер­ная часть Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и Ски­фия, т.е. зем­ля, на ко­то­рой позд­нее об­ра­зо­ва­лась Рос­сия. Со­глас­но пре­да­нию, апо­стол Ан­дрей про­по­ве­до­вал на Та­ври­че­ском, то есть Крымском по­лу­ост­ро­ве, по­том по Дне­пру под­нял­ся на се­вер и до­шел до ме­ста, где впо­след­ствии воз­ник Ки­ев. «Верь­те мне, – ска­зал апо­стол сво­им уче­ни­кам, как об этом пишется в древнерусских летописях – что на го­рах сих вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия: ве­ли­кий го­род бу­дет здесь, Гос­подь про­све­тит сию зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем и воз­двигнет здесь мно­го церк­вей». За­тем апо­стол Ан­дрей бла­го­сло­вил ки­ев­ские го­ры и во­дру­зил на од­ной из них крест, пред­воз­ве­щая при­ня­тие ве­ры бу­ду­щи­ми оби­та­те­ля­ми Ру­си.

По­сле воз­вра­ще­ния в Гре­цию апо­стол Ан­дрей оста­но­вил­ся в го­ро­де Па­тры. Здесь через воз­ло­же­ние рук он мно­гих лю­дей ис­це­лил от неду­гов, мно­гие жи­те­ли уве­ро­ва­ли во Хри­ста, но мест­ный пра­ви­тель Еге­ат воз­го­рел­ся нена­ви­стью про­тив апо­сто­ла Ан­дрея и при­го­во­рил его к рас­пя­тию на кре­сте. Он ве­лел рас­пять апо­сто­ла так, чтобы тот по­доль­ше стра­дал. Свя­то­го Ан­дрея при­вя­зав ко кре­сту на­по­до­бие бук­вы X, не вби­вая гвоз­дей в его ру­ки и но­ги, чтобы не вы­звать ско­рой смер­ти.

Ви­ся на кре­сте, апо­стол Ан­дрей непре­стан­но мо­лил­ся. Пе­ред раз­лу­че­ни­ем его ду­ши с те­лом небес­ный свет оси­ял крест Ан­дрея, и в его бли­ста­нии апо­стол ото­шел в веч­ное Цар­ство Бо­жие. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го по­сле­до­ва­ла око­ло 62 го­да по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва. Рус­ская Цер­ковь, при­няв ве­ру из Ви­зан­тии, епи­ско­пы ко­то­рой ве­дут пре­ем­ство от апо­сто­ла Ан­дрея, то­же счи­та­ет се­бя его пре­ем­ни­цей.

Апостол Павел, призванный на апостольское служение уже после Евангельских событий, в сегодняшнем апостольском чтении говорит об апостольском служении так:

«Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне...  хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 9-16).

Апостолы, в том числе и апостол Андрей проповедовали по всей земле, невзирая, на бесчестие и хуление, на голод и жажду, на наготу и побои, на гонения и смертельные приговоры. К такому же апостольству, ко благовестию о Христе словом, делом и примером жизни призваны все мы, какое бы положение в церковной иерархии не занимали.

Другое Евангельское чтение говорит нам об исцелении Христом согбенной долгих 18 лет женщины.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13, 10-17).

Более двух тысяч лет назад происходили эти события. Сын Божий воплощается и рождается в вертепе – месте для ночлега скота, чтобы показать, до какого скотского состояния дошло человечество, несколько тысяч лет назад в лице Адама и Евы отвернувшееся от Своего Творца, и чтобы вернуть человеку не только образ человека, но и даровать ему образ Божий, даровать ему обожение. Бог принимает образ раба, чтобы освободить от рабства человека, находящийся после грехопадения в духовном рабстве у диавола. Как и эту женщину – «дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет», Христу «надлежало освободить от уз сих в день субботний».

О безрадостном состоянии человечества говорят ветхозаветные пророки. Так, пророк Исаия восклицает: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1, 4-6).

Только Сам воплотившийся Сын Божий может исцелить эти язвы, может освободить человека из рабства диавола, как говорит сегодня апостол Павел: «В Нем мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 14-18).

Он создал Церковь на основании апостолов, первым из которых по времени призвания был апостол Андрей. Андрей, ко­гда на­шел Гос­по­да, как неко­то­рое со­кро­ви­ще све­та, вос­кли­цал, об­ра­ща­ясь к сво­е­му бра­ту Пет­ру: «Мы на­шли Мес­сию». Свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному особо подчеркивает то, что Андрей первым из апостолов начал благовестие: «Креп­ка сеть апо­столь­ско­го лов­ле­ния, див­на па­мять Ан­дрея и див­но вос­по­ми­на­ние се­ти, ко­то­рую он упо­тре­бил для лов­ле­ния и для при­вле­че­ния на­ро­дов ко Хри­сто­вой ве­ре. Ибо невод, ка­ким поль­зо­ва­лись сии бес­смерт­ные апостолы, ни­ко­гда не мо­жет быть про­рван за­бве­ни­ем. Не при­дут со вре­ме­нем в вет­хость те ору­дия лов­ли, ко­то­рые со­де­ла­ны не че­ло­ве­че­ским ис­кус­ством, но Бо­жьею бла­го­да­тью. Хо­тя са­ми ры­ба­ри и ушли от нас, од­на­ко ору­дия, ка­ки­ми они поль­зо­ва­лись, или невод, ко­то­рым охва­ти­ли са­мый мир, ни­ко­гда не при­хо­ди­ли в вет­хость… Не рыб, есте­ство нера­зум­ное, они уло­ви­ли; но как див­но то ис­кус­ство, ко­то­рое они упо­тре­би­ли, так и ору­дия их бы­ли но­вы и необык­но­вен­ны. Ибо вме­сто удочки они упо­треб­ля­ют про­по­ведь, вме­сто крюч­ка – си­лу Божию, вме­сто при­ман­ки – чу­де­са, вме­сто лод­ки у них – ал­тарь, вме­сто рыб они улов­ля­ют и са­мих ца­рей, вме­сто нево­да рас­про­стра­ня­ют Еван­ге­лие; вме­сто мо­ря они управ­ля­ют че­ло­ве­че­ской жиз­нью, вме­сто се­ти они при­вык­ли поль­зо­вать­ся кре­стом, как ка­ким-ли­бо нево­дом…О, пре­вос­ход­ство брат­ней люб­ви! О, про­ти­во­об­ра­ще­ние по­ряд­ка! Ан­дрей по­сле Пет­ра ро­дил­ся в жизнь и пер­вый при­вел Пет­ра к Еван­ге­лию, и – как уло­вил его: "мы на­шли, ска­зал, Мес­сию". От ра­до­сти это бы­ло ска­за­но, это бы­ло со­еди­нен­ное с ве­се­ли­ем бла­го­ве­стие о най­ден­ном пред­ме­те. "Мы на­шли, ска­зал, сие со­кро­ви­ще… Мы на­шли, без­на­чаль­но рож­ден­но­го и явив­ше­го­ся в по­след­ние дни. О, ве­ли­кое со­кро­ви­ще, пол­но­та ко­то­ро­го не мо­жет быть ис­чер­па­на!.. Хри­стос – ис­тин­но по при­ро­де Бог, но Ко­то­рый, по Сво­е­му ми­ло­сер­дию к лю­дям, за­пе­чат­лел Сво­им ис­хож­де­ни­ем де­ви­че­ское чре­во, как неко­то­рою пе­ча­тью, и сих ры­ба­рей ис­точ­ни­ка­ми Сво­их ис­це­ле­ний. Его есть дер­жа­ва, Цар­ство, сла­ва и по­кло­не­ние, с непо­роч­ным и еди­но­сущ­ным От­цом и Свя­тым Ду­хом, ныне и все­гда, и во ве­ки ве­ков, аминь"».

 

 

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
13 декабря 2018 г.
13 декабря 2018 года прошла студенческая конференция на кафедре филологии Московской духовной академии «Предание и текст». В рамках конференции работали две секции: отделения Греческой христианской литературы и Русской духовной словесности.  С докладами выступили магистранты и аспиранты кафедры всех курсов.
13 декабря 2018 г.
13 декабря 1961 года почил о Господе митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Сегодня, спустя 57 лет со дня его кончины, ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий совершил заупокойную литию на его могиле.
13 декабря 2018 г.
13 декабря Академию посетил директор Центрального  музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва М.Б. Миндлин. Его сопровождали профессор кафедры Истории и теории церковного искусства МДА О.Р. Хромов и заместитель директора по развитию музея Рублева  С.Н. Липатова.
13 декабря 2018 г.
13 декабря - день памяти апостола Андрея Первозванного. Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил в этот день Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
10 - 20 декабря 2018 г.
С 10 декабря по 20 декабря 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 4 курсе бакалавриата студентов CЗО МДА, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
05 - 15 декабря 2018 г.
С 5 по 15 декабря 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 1 и 2 курсе магистратуры студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 9.30.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.