АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Архиепископ Верейский Евгений: Задача Церкви - противостоять вызовам современности


Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений ответил на вопросы корреспондента Санкт-Петербургской духовной академии.
28 декабря 2010 г.

Ваше Высокопреосвященство, какие первоочередные задачи в связи с интеграцией духовных учебных заведений в Болонский процесс стоят перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви? В чем на данный момент заключается главная задача текущих реформ?

Вступая в Болонский процесс, мы входим в образовательное пространство не только нашей страны, но и европейского сообщества в целом. Долгие годы Церковь жила в условиях притеснений со стороны государства, и наша система духовного образования не была исключением. В конце 80-х - начале 90-х годов, получив свободу, мы стали самостоятельно разрабатывать образовательные программы, учебные планы. Но на определенном историческом этапе мы поняли, что можем многое извлечь от общения со светской системой. Поднимая свой уровень, мы в то же время в качестве миссии влияем на светскую систему образования. Сейчас идет дискуссия, насколько это нужно и полезно. Нет ни одной идеальной системы. Есть определенная данность, и она такова, что Россия вошла в Болонский процесс, и вся система отечественного образования будет переходить на новые рельсы. Мы не должны отставать.

Иногда путают схему образования с его содержанием. Согласно схеме выполненного учебного стандарта, мы сможем быть аккредитованными и получить диплом государственного образца. А вот внутреннее содержание — вопрос, решение которого зависит от нас. Поэтому стоит задача сохранить те традиции, которые сложились в нашей системе образования и в Церкви в целом, и преподнести их современному миру. Это своего рода миссия.

Нет ли опасности в связи с Болонским процессом потери наработанного веками потенциала нашей системы духовного образования?

Такая опасность существовала всегда. Почему мы думаем, что застрахованы от нее сегодня? Опасность не в системе, понимаемой как схема, как некий скелет образования. Опасность исходит от вызовов современного общества, которые мы можем наблюдать: размывание нравственных корней, влияние средств массовой информации на душу молодого человека, оказывающее разлагающее действие на его нравственное состояние. Задача Церкви - противостоять подобным вызовам современности.

В данном случае, если бы Болонский процесс по своей сути противоречил Православию, мы бы не согласились участвовать в нем. Если на определенном этапе мы поймем, что аккредитация для нас неполезна, можно просто от нее отказаться, и государство не будет выдавать диплом государственного образца. При этом мы не окажемся за бортом законодательного поля нашей страны, поскольку без лицензии мы не имеем права жить, а без аккредитации можем.

В высших Духовных Учебных заведениях Русской Православной Церкви сложились свои традиции в преподавании тех или иных богословских дисциплин, в воспитании будущих пастырей Церкви. Предусматривает ли Болонский процесс сохранение данных традиций? В какой форме, на Ваш взгляд, сочетаются традиция богословского образования и образовательные западноевропейские принципы Болонского процесса?

Болонский процесс не ставит целью отмену системы образования того или иного государства. Он лишь унифицирует все системы образования, дает ориентир, понимание того, какому уровню соответствует то или иное учебное заведение. При такой унификации мы сможем более широко пользоваться интеллектуальным потенциалом европейских православных учебных заведений. Нельзя полностью перечеркивать западный опыт. Например, богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов готовы, но не могут принять наших студентов до тех пор, пока нас не признает государство.

Болонский процесс, так или иначе, подразумевает идею о единстве научного исследования и учебного процесса. Не приведет ли это к «уравниванию» уровня образования богословских учебных заведений РПЦ?

Я думаю, не приведет, а, наоборот, подтолкнет учебные заведения, качество образования в которых уступает другим, стремиться к тем, которые стоят на более высоком уровне. Здесь действует соревновательный принцип в хорошем смысле этого слова. После десятилетий советского режима мы до сих пор не восстановили приходскую жизнь, систему образования. Когда в начале 90-х годов открывались первые учебные заведения, мы не задумывались о том, существует ли для этого необходимая учебно-методическая база, есть ли столовая, жилье для студентов. Сейчас система другая: прежде всего, подготовка, а потом открытие. Если в системе духовного образования не будет никакой централизации, мы рискуем «вариться в собственном соку», оказаться самодостаточными. Я считаю, что вхождение в единое пространство Болонского процесса позволит нам не успокаиваться, а постоянно стремиться к улучшению ситуации.

Беседовал Вадим Лозовский

Сайт СПбДА/Пресс-служба МДА

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
14 ноября 2018 г.
14 ноября в Московской духовной академии завершился первый день работы седьмого международного научно-практического симпозиума «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси».
14 ноября 2018 г.
13 ноября в Московской духовной академии прошли заседания кандидатского диссертационного совета, в ходе которых трое соискателей степени кандидата богословия защитили свои диссертации.
12 ноября 2018 г.
12 ноября 2018 года по приглашению посла Итальянской Республики в России Паскуале Терраччано преподаватели Московской духовной академии посетили вечер, посвященный юбилею Общины святого Эгидия.
11 ноября 2018 г.
В воскресный день, 11 ноября, поступившие в этом году в МДА иностранные студенты посетили Москву. Для большинства из них прогулка по столице России была первой.
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.