АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации


Анастасия Ширяева, студент 2-го курса (Отделение истории церковного искусства)
Доклад прозвучал в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова в рамках XXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».
25 августа 2015 г.

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля в 1559–1585 г. 
 
 
Собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, а четыре – в основном пространстве храма. В плане он представляет собой немного вытянутый с востока на запад прямоугольник.

Точных сведений о начальном этапе сложения иконостаса, который относится ко времени освящения собора, то есть к 1585 году, на данный момент не обнаружено. Попытку реконструкции утраченного комплекса предприняла сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Токарева Т. Ю[1].

Современный иконостас в разных источниках датируется концом XVII или началом XVIII века. Пятиярусный резной иконостас, состоящий из местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, включает в себя семьдесят шесть икон.


Иконостас увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. В верхней части Креста находятся три херувима: два по сторонам и один над Крестом. Венчает всю композицию резная царская корона. 
Под распятием расположены 4 клейма с изображением Страстей Христовых. За иконостасом находится трехъярусная галерея, подобная галерее Успенского собора Кремля.
  

Рама иконостаса выполнена в технике флемской резьбы. Колонки алтарной преграды Успенского собора богато декорированы хитро переплетенными ветками виноградных лоз, архивольт и фризы – диковинными цветами. Распятие с предстоящими Богородицей и апостолом Иоанном Богословом обрамлены резным узором из подсолнухов, роз и гроздьев винограда. Панели под местным рядом иконостаса также декорированы растительным орнаментом и картушами. Все эти резные элементы обладают глубоким смыслом и могут трактоваться как изображение «райского сада». О резчиках иконостаса точных сведений не найдено. Но по характеру резьбы можно предположить, что это мастера Оружейной палаты. 

Иконостас заполнен иконами хорошего письма. Расположение икон такое, какое было установлено с 17 века в соответствии с реформами Патриарха Никона – над местными иконами находятся праздники, далее деисус и другие ряды. Местный ряд иконостаса сохраняет иконы XVI в., а все остальные принадлежат в основном концу XVII в., то есть изготовлялись одновременно с росписью стен или сразу же после их создания[2].

Иконы и резьба иконостаса Успенского собора за историю своего существования неоднократно поновлялись и сведения об этом хранятся в рукописных источниках. Кроме того, об этом свидетельствуют реставраторы, делавшие пробы на иконах (почти на всех иконах 3-4 слоя записей).

Так, например, в деле 1786 года «О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей» говорится «о высылке из Москвы знающих двух иконописцев, для поправления в стоящей внутри Лавры соборной Успенской церкви в иконостасе некоторых местных образов»[3] по просьбе архиепископа Московского и Калужского Платона. Присланные иконописцы дьякон Иван Андреев и Григорий Львов поновили местный образ Софии (из доклада учрежденного собора архиепископу Платону от 12 августа 1786 г.)[4].


Василий Павлович Зубов, принимавший непосредственное участие в реставрации Свято-Троицкой Сергиевой лавре в качестве секретаря Учёного совета по реставрации лавры приводит такие сведения, — в деле 1865 г., (№ 152 на листе 15-м) указан перечень икон, подлежащих исправлению, среди которых местный образ Софии Премудрости Божией[5].

Горский А. В., описывая иконостас Успенского собора, указывает, что иконы в нем «по мере надобности, поновлены в 1839 году»[6], и архимандрит Троице-Сергиевой лавры Леонид дополняет «в 1880–1881 г. Успенская церковь обновлена во всех частях… В иконостасе резьба исправлена и он вызолочен вновь мастером Астафьевым, иконы очищены от позднейших исправлений и реставрированы живописцем Рогожкиным; на икону Благовещения устроена новая сребропозлащенная риза»[7]. О поновлении иконостаса писал и Голубинский Е. Е[8].

В 1922 году советская власть проводила изъятие церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом в России. В этот период с местных образов иконостаса были сняты драгоценные оклады.

Из дел, хранящихся в архиве Троице-Сергиевой лавры с середины XX столетия мы узнаем о реставрациях иконостаса, которые проводились после возращения лавры Русской Православной Церкви.

В 1980 году проводилась реставрация рамы иконостаса. В ходе работ была восстановлена позолота.

В 1981 году был поднят вопрос о реставрации некоторых икон иконостаса Успенского собора, в связи с их аварийным состоянием. По этой причине было отправлено письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой о выдаче разрешения реставрацию икон[9]. Чтобы ускорить процесс реставрации было направлено письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой разрешить реставраторам Лавры принять участие в работах по иконам Успенского собора[10].

В ходе реставрационных работ некоторые иконы иконостаса и иконы на столбах Успенского собора были расчищены от поздних записей: «В частности, в 1986 году были расчищены от загрязнений и поздних записей до авторских слоев иконы Преподобного Сергия, Положение ризы Господней и преподобного Никона»[11]. Иконы преподобного Никона Радонежского XVII века и преподобного Сергия Радонежского XVII в. находились под тремя слоями записей. Реставрацию провели руководитель работы Чуракова Екатерина Сергеевна и художник-реставратор Алдошина Наталья Евгеньевна.

 

В 1987 году проводилась рентгенографическое исследование трех икон из местного ряда иконостаса «Успение», «София – Премудрость Божия», «Господь Вседержитель».

В 1988 году в канун 1000-летия Крещения Руси группа реставраторов раскрыла от поздних слоев записи главную храмовую святыню Успенского собора — икону «Успение Пресвятой Богородицы»[12]. Икона поступила на реставрацию со значительными потертостями и утратами красочного слоя[13]. В результате проведенных раскрытий с применением новых технологий[14], «сделанных с послойным удалением записей (2-х слоев), была открыта оригинальная живопись XVI века»[15].
   

В ходе работы с документами из Российского государственного архива древних актов было обнаружено два рисунка плана иконостаса. На этих планах видно, что на нижних панелях местного ряда были клеймы-картуши с изображением сюжетов из Ветхого Завета. Все клеймы подписаны и можно прочесть, что было в них изображено. Первый[16] план 1865 года, второй[17] - без даты. План иконостаса на первом рисунке соответствует современному виду иконостаса, если не считать клейм под местным рядом. Второй план имеет больше отличий: во-первых, расположение крайних местных икон на южной стороне не соответствует современному виду – икона преподобного Сергия находится за дьяконской дверью, ближе к иконе «Положение Ризы Господней», сейчас дверь находится между иконой преподобного Сергия и иконой «Положение Ризы Господней»; во-вторых, отличается на северной и южной стороне расположение клейм на нижней панели местного ряда; и в-третьих, в праотеческом ряду крайняя икона на северной стороне подписана как образ праотца Иосафата, тогда как на первом рисунке и в современном виде на этом месте находится икона праотца Иссахара. Пока трудно объяснить с чем связана разница между этими планами. Возможно, во втором случае это ошибки художника. Но оба эти рисунка подтверждают, что какое-то время на нижних панелях местного ряда были изображения, которые утрачены. Возможно из-за плохой сохранности их покрыли позолотой в 1880–1881 году, когда проводилась реставрация рамы иконостаса, о которой писали Голубинский Е. Е.[18], архимандрит Леонид[19] и другие историки.

    


К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с 2012 года по сегодняшний день проводится реставрация, которая коснулась и иконостаса Успенского собора. В ходе реставрации рамы иконостаса были восстановлены поврежденные резные элементы и позолота. Также была проведена легкая реставрация икон. Они были очищены от загрязнений и копоти. После проведенных работ иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры предстал в обновленном виде и по-прежнему является главным украшением интерьера собора.

В заключение хотелось бы добавить, что приведенные в этом докладе данные о реставрациях иконостаса не являются исчерпывающими. Но помогают составить представление о том, как изменялась алтарная преграда Успенского собора лавры в течение трех столетий.


Список литературы:

1.    Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП). С. 70

2.    Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129

3.    Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182

4.    Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941 http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

5.    Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

6.    Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54

7.    Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

8.    Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330.

Источники:

1.    Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7, 9

2.    Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

3.    Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

4.    Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.

5.    Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9

6.    Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

7.    План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.

 


[1] Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

[2] Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129.

[3] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

[4] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

[5] Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54-

[6] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

[7] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

[8] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.

[9] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7.

[10]Там же Л. 9

[11] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП). С. 71

[12] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП). С. 70

[13] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.

[14] Подробнее о ходе реставрационных работ можно прочитать в статье «Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры», авторы Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП).

[15] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9

[16] Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

[17] План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.

[18] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.

[19] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
24 мая 2018 г.
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днём тезоименитства от имени профессорско-преподавательской корпорации, наставников и учащихся МДА.
22 мая 2018 г.
Предлагаем вам познакомится с новинкой – уникальной книгой профессора А.И. Осипова «Комментарии к Евангелию от Матфея». Автор многим известен своими занимательными лекциями по богословию. Стоит сказать, что Алексей Ильич – профессор Московской духовной академии, известный богослов, педагог и публицист. В 1985 году за совокупность богословских трудов был удостоен степени доктора богословия.
16 мая 2018 г.
Информация для абитуриентов Регентской школы при Московской духовной академии. Приём документов осуществляется по рабочим дням с 11 июня 2018 г. с 9:00 до 16:30, последний день приёма документов – 25 июня 2018 г. (дипломы о высшем и среднем специальном музыкальном образовании принимаются до 2 июля 2018 г.)
07 мая 2018 г.
С 18 по 22 апреля группа студентов 3 курса бакалавриата: чтецы Андрей Мачак, Дмитрий Владимиров, Сергей Санаянц, Алексей Очетов и Никита Яснов совершили миссионерскую поездку в республику Марий Эл: в город Йошкар-Ола и районные центры.

02 июля 2018 г.
2 июля 2018 года состоится заседание Ученого совета Московской духовной академии и Итоговое заседание Общего собрания
профессорско-преподавательской корпорации МДА.
29 мая 2018 г.
29 мая 2018 г. в СПбДА пройдет научно-богословская конференция «Современные переводы и издания Библии». В конференции примут участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, а также Российского библейского общества.
01 июня 2018 г.
В соответствии с Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу от 23.07.2015 № 749 Министерства образования и науки Российской Федерации, на основании Приказа ректора МДА «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников в Московской духовной академии в 2017 году» от 4 мая 2017 года объявляется конкурс на замещение нижеперечисленных вакантных должностей научно-педагогических работников в Московской духовной академии: преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора кафедр Богословия, Церковной истории, Филологии, Истории и теории церковного искусства.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
25 июня 2018 г.
25 июня 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на соискание ученой степени кандидата богословия.
31 июля - 01 августа 2018 г.
Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом приглашает всех желающих пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия».
31 июля - 11 августа 2018 г.
Программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.
11 - 13 июня 2018 г.
Вниманию выпускников магистратуры Сектора заочного обучения МДА. 
Опубликованы дата и программа итоговой аттестации учащихся магистратуры МДА СЗО.

01 июля 2018 г.
Внимание!
Изменились сроки подачи документов и время проведения вступительных экзаменов на заочное отделение бакалавриата и магистратуры МДА.
29 мая - 07 июня 2018 г.
С 29 мая по 7 июня 2018 г. пройдут обзорные лекции и экзамены для учащихся I и II курсов магистратуры Московской духовной академии Сектора заочного обучения (г. Сергиев Посад).
С 4 по 6 июня 2018 г. пройдут обзорные лекции и зачеты для учащихся  спецкурса магистратуры Московской духовной академии Сектора заочного обучения (г. Сергиев Посад).
Иеромонах Варнава (Лосев) [Проповедь]
Протоиерей Александр Задорнов [Статья]
Чтец Кирилл Мерзляков (I курс магистратуры) [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.