АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О бодрствовании


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме в 27 неделю по Пятидесятнице.
03 декабря 2010 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении, возлюбленные братья и сестры, мы слышали с вами повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил от лютой болезни несчастную женщину, которую в течение восемнадцати лет мучил сатана. Чудо исцеления произошло в одной из иудейских синагог в субботний день после того, как пришедший в эту синагогу Иисус Христос произнес назидание для народа и были прочитаны молитвы, заканчивавшиеся каддишем, в котором, между прочим, содержались и такие слова: «…да поспешит… Мессия спасти Свой народ, во дни нашей жизни, и во все дни Израиля, скоро»[1].

И вот этот обетованный, долгожданный Мессия как человек стоял уже в синагоге посреди народа Своего, учил и творил чудеса, как Бог, пришедший спасти мир. Сострадательная любовь привела Его именно в эту синагогу, чтобы даровать исцеление той, которая своим долготерпением заслужила быть названной Самим Господом «дщерью Авраамовой» не только по плоти, но и по духу. Сатана, потеряв власть над одной жертвой, тут же находит себе другую. Начальник синагоги, только что приглашавший Иисуса сказать назидание народу и моливший Бога о скором пришествии Мессии, оказывается уязвленным в самое сердце, исполненное тщеславием, завистью и лицемерием. О, если бы Мессия пришел к нему в синагогу как царь, окруженный великолепной свитой и во всем блеске земной славы!  Какую встречу он бы Ему устроил! Какую восторженную речь произнес! Какими счастливыми и влюбленными глазами смотрел на Него! Это посещение стало бы главной событием всей его жизни, о котором его потомки рассказывали бы своим детям из рода в род. Но Мессия пришел неузнанный, в «рабием зраке», как бедный странствующий Учитель, окруженный горсткой таких же нищих учеников. Своими чудесами Он удивлял народ и снискал среди него простую и искреннюю любовь, а среди начальников и вождей иудейских – жгучую зависть и лютую ненависть. И теперь одного из этих начальников, чье имя могло быть вписано золотыми буквами  в Священное Писание, а оказалось недостойным даже упоминания в нем, в течение почти двух тысяч лет во всем христианском мире вспоминают как богоборца и богохульника. Он, как и прочие вожди иудейского народа, «не узнал времени посещения» своего[2].

«Никакое время так не удобно для диавола, как то, когда мы беспечны, поэтому мы должны непрестанно бодрствовать, – учит свт. Иоанн Златоуст[3]. Великий вселенский учитель знал, о чем говорит: он застал время, когда христиане, после трех веков гонений, обрели мир и многие из них впали в беспечность. Похожую картину мы можем видеть в нашей стране сейчас: после семидесяти лет преследований Церковь обрела свободу. Восемнадцать лет мы с вами живем в другом государстве. Все это время мы строили храмы, издавали духовные книги, учились и учили, устраивали свою жизнь тихо, мирно, «во всяком благочестии и чистоте». И при этом не могли не замечать, что рядом с нами корчится в немыслимых муках преступная и продажная, хмельная и распутная, хохочущая и глубоко несчастная, мучимая дьяволом, больная Русь, которую когда-то называли святой, а теперь презрительно обозвали – «эта страна». Это наши с вами соотечественники, которых учили, что Бога нет и все позволено. Одни из них погибли в погоне за наживой, другие от наркотиков, третьи от СПИДа. Сколько умерло и продолжает умирать от пьянства! А сколько слабых и малодушных ушло от решения жизненных проблем в виртуальную реальность! И поистине реки крови убитых в материнской утробе детей текут с капища разврата. Связанные дьяволом, обманутые поколения русских. Потерянные или потерявшиеся? Если потерянные, то их уже не вернуть. А если потерявшиеся, то их можно еще найти и спасти. Как когда-то, во время земной жизни Господь вошел в дом Закхея и сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,9-10). Как еще одной дочери Авраама сказал: «Женщина! Ты освобождаешься от недуга своего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк.13,12-13). Так и сегодня Он не оставляет Своих детей, учит и назидает, и готов уже возложить  Свои руки на тех, кто назвавшись «новыми русскими», не знает и не помнит, что они новый Израиль, что их призвание не рабство сатане, который отнял у них все: целомудрие, здоровье и счастье. Их призвание – посрамить дьявола и прославить Бога, Который готов им, как любящий отец блудному сыну, вернуть «лучшую одежду… перстень на руку… и обувь на ноги» (Лк.15,22). И когда вернуться эти потерявшиеся «на стране далече» чада, изголодавшиеся, разуверившиеся во всем, придут в Церковь в последней надежде, как мы их встретим? Готовы ли мы к этой встрече? Или же как старший брат блудного сына станем возмущаться отеческой несправедливостью? Или как начальник синагоги негодовать, что нарушили наш «субботний покой»? А может, что хуже всего, станем присматриваться, кто на какой машине приехал и кто как одет. Тем, кто пришел утолить духовный голод, станем показывать нашу осведомленность в  последних новинках киноиндустрии, искушенность в мире моды, спорта и шоу-бизнеса. Ведь ничто человеческое нам не чуждо. Как не плакать и не ужасаться, глядя на страшное падение нынешних нравов? Но с не меньшим ужасом думается о том, какое разочарование ждет тех, кого всю жизнь обманывали, и кто, придя в церковь в поисках правды, услышит из наших уст ту же мирскую ложь.

Беспечность – бич нашего времени – как победить тебя? «Беспечность наша возбудила гнев Божий, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – отвратим ее усердием и покажем полную перемену. Есть у нас великий помощник – пост…»[4] И сегодня, в первый день Рождественского поста, отложим беспечность и начнем бодрствовать, памятуя слова Господа нашего Иисуса Христа: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.21,36). Аминь!



[1] Цит. по: Дьяченко Г., свящ. Объяснение воскресных евангелий. Ч. 1.  М., 1997. С. 249.

[2] Ср.: Лк.19,44.

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской духовной академии, 1898. С. 32.

[4] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской духовной академии, 1896. С. 81.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
23 января 2019 г.
21 января прошло первое во втором семестре учебного года заседание кафедры Церковно-практических дисциплин МДА. Заседание возглавил исполняющий обязанности заведующего кафедрой протоиерей Александр Задорнов.
23 января 2019 г.
22 января детская хоровая студия «Веснянка» (г. Москва) представила в Академии пьесу «Ростовское действо», написанную святителем Димитрием Ростовским.
23 января 2019 г.
Киностудия МДА “Богослов” выпустила шестую серию нового цикла анимационных фильмов, созданных в рамках проекта Академия веры. Анимационный фильм рассказывает о взгляде христианства на окружающий нас мир как на школу, готовящую человека к вечности.
22 января 2019 г.
22 января под председательством ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия прошло совещание преподавателей регентского отделения.
30 января 2019 г.
30 января 2019 г. в Российском государственном гуманитарном университете, в рамках  XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» состоится научная конференция на тему: «Проблемы сохранения церковного искусства», в организации и проведении которой принимает участие Московская духовная академия.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.