АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Преподобный Никон Радонежский: Личность в житии


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной Литургией 30 ноября 2010 года
01 декабря 2010 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, в нашей обители Престольный праздник, сегодня мы молитвенно вспоминаем великого игумена Троице-Сергиева монастыря, ученика, сподвижника и приемника богоносного аввы Сергия – преподобного Никона Радонежского. Преподобные Сергий и Никон были особенно близки друг другу в земной жизни. «Эта взаимная близость не оставляет их и в жизни вечной, - говорит святитель Димитрий Ростовский, - ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени»[1].

Преподобный Никон родился в городе Юрьеве Польском, в 180 километрах к северо-востоку от Москвы, в 1350 году. Будучи воспитан в благочестии, Никон с ранних лет стремился в уединение – подражать подвигам богоносного Сергия, слава о котором распространилась далеко за пределы созданного им монастыря. Ещё юношей покинув родительский дом, Никон устремился в Сергиеву обитель, желая скорее увидеть великого подвижника и принять от него иноческий постриг. Сергий, провидя в юноше духовное дарование, захотел, по-видимому, испытать Никона, и отправил его к одному из своих ближайших учеников – Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря. Под руководством последнего Никон заметно преуспел в добродетели, принял священство, и, по прошествии некоторого времени, решил вновь отправиться к преподобному Сергию в Троицкую обитель, чему игумен Афанасий не стал препятствовать. Авва Сергий с радостью принял окрепшего духовно Никона и через некоторое время даже поселил его в своей келье, что способствовало ещё большему духовному росту молодого тогда иеромонаха. Святой Сергий, видя возрастание преподобного Никона, возложил на него часть своих забот о братии, а впоследствии, за 6 месяцев до своей кончины, «игумен земли Русской» полностью передал своему ближайшему ученику попечение о монастыре и братии. 25 сентября/8 октября 1392 года преподобный Сергий отошёл ко Господу.

В конце 1408 года Русь постигло нашествие хана Эдигея. Братия монастыря, во главе с игуменом Никоном, извещенная заранее явлением преподобного Сергия о приближающемся набеге татар, на время удалилась из монастыря, который был сожжён кочевниками дотла. Вернувшись на пепелище обители св. Троицы, преподобный Никон с братией приступили к восстановлению осквернённого татарами монастыря. Всё оставшееся время до своей кончины святой Никон неустанно заботился о благоукрашении родной обители. Последним делом на этой ниве было строительство им каменной церкви Святой Троицы над гробом своего учителя. В начале работ были обретены мощи игумена земли Русской. 17/30 ноября 1428 года преподобный Никон отошёл ко Господу. Братия погребли его тело возле Троицкого собора, у южной стены, которая и до нынешнего времени одна только разделяет мощи двух великих игуменов нашего монастыря. Такой была жизнь св. Никона, которую поистине должно назвать житием.

Святая Церковь именует людей, отказавшихся от «мира», вступивших на путь усиленной борьбы за своего внутреннего человека и достигших в этой борьбе по-настоящему ангельских высот, преподобными. Преподобный – человек, наиболее полно уподобившийся Христу, всего себя отдавший и всем пожертвовавший на пути к Спасителю. Преподобный Никон целью своей жизни ставил именно это уподобление Христу. Путь спасения всегда есть путь скорбей и лишений. В особенности это относится к тому образу жизни, который у нас принято называть «ангельским». Монашеский путь может выглядеть со стороны унылым и безрадостным, даже безжизненным, направленным исключительно на подавление в человеке всего личного и частного. Между тем, история жизни и спасения каждого человека, будь то монаха, или мирянина – это история его личных взаимоотношений с Богом, история встреч и разлук, взлётов и падений, радостных открытий и горьких разочарований. И каждый путь святости в этом отношении уникален. «По-видимому, - пишет известный русский богослов и философ Владимир Николаевич Лосский, - существует столько же союзов с Богом, сколько и человеческих личностей… и на небе возможно столько же явлений святости, сколько было, есть и будет личных судеб на земле»[2]. Жития святого Никона не доносят до нас его личных переживаний, не затрагивают остроты и напряжённости борьбы преподобного против греха. У святителя Димитрия Ростовского, святителя Филарета Московского мы замечаем лишь некоторые вехи святой жизни Никона Радонежского, за перечислением имён и фактов можно и не заметить лица самого преподобного, тем более, что слава св. Сергия не всегда позволяет остановить внимательный взор на его ближайшем ученике.

Жития, как жанр, имеют своей целью представить нам образец для подражания, они изображают подвиги и чудеса великих праведников и подвижников, неподкупное мужество страдальцев за Христа, невольно умалчивая о том, что составляло и составляет главную трудность на пути к спасению – ежедневное, ежеминутное мученичество тех, кто «взял свой Крест» (Лк. 9:23), и решил до конца дней нести его вслед за Спасителем. Идущие за Христом должны ежедневно умирать с Ним, и только через распятие для нас открывается путь к Воскресению. Можно лишь догадываться, насколько напряжённой была внутренняя борьба преподобного Никона. Но мы можем быть уверены, что ни на секунду не оставлял его в этой борьбе Тот, Кто обещал пребывать с нами «до скончания века» (Мф. 28:20). Любовь к Богу всегда претворяется в радость, и чем сильнее тяготы и лишения, через которые непременно должна пройти эта любовь, тем сильнее будут звучать в нашей душе слова Спасителя: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Радости от Бога, от тихого веяния Святого Духа. Сегодняшнее апостольское чтение, из послания св. ап. Павла к галатам, начинается словами: «Плод Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение…» (Гал. 5:22). В толковании на это место Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Корень всех благ апостол полагает, во-первых, в любви, а потом в радости. Ибо любящий всегда радуется, даже и когда переносит зло…радуется о Боге, так как всё для Него делает и переносит, и вследстсвие этого веселится с благой совестью».[3] Такой радостью, несомненно, была пронизана вся жизнь преподобного Никона, этой радостью о Боге он и живет в вечности.

Преподобный Никон Радонежский – яркий и поучительный для нас пример послушания и трудолюбия, смиренномудрия и жертвенного пастырства, всем открытой любви и подлинно ангельской чистоты…

«Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився, и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник, и преподобных сожитель; с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас»[4]. Аминь

Список литературы:

1. Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.:РБО

2. Жития святых свт. Димитрия Ростовского: Т. 3: Ноябрь. – М.: ТЕРРА, 1997. – 640 с.

3. Блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник: кн. 3. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. – 880 с.

4. Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. Сб. статей под ред. В. Пислякова. М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 2000. / цит. по Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: «Глагол», 2005. – 384с.



[1]Жития святых свт. Димитрия Ростовского: Т. 3: Ноябрь. – М.: ТЕРРА, 1997. С. 362.

[2]Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. Сб. статей под ред. В. Пислякова. М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 2000.  С. 283 / цит. по Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: «Глагол», 2005. С. 345

[3] Блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник: кн. 3. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002. С.423.

[4] Кондак, гл. 4. Цит. по Жития святых свт. Димитрия Ростовского: Т. 3: Ноябрь. С. 363.

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
12 ноября 2018 г.
12 ноября 2018 года по приглашению посла Итальянской Республики в России Паскуале Терраччано преподаватели Московской духовной академии посетили вечер, посвященный юбилею Общины святого Эгидия.
11 ноября 2018 г.
В воскресный день, 11 ноября, поступившие в этом году в МДА иностранные студенты посетили Москву. Для большинства из них прогулка по столице России была первой.
14 ноября 2018 г.
9 ноября 2018 года в Институте славистики Венского университета (Австрия) состоялась гостевая лекция профессора Московской духовной академии А.М. Пентковского «Современные исследования древних церковнославянских памятников: три корпуса славянских богослужебных книг».
14 ноября 2018 г.
14 ноября в Московской духовной академии открылся седьмой международный научно-практический симпозиум «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Проректор МДА по учебной работе иерей Павел Лизгунов обратился к гостям с приветственным словом.
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.