АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О христианской свободе (по Гал 3:23 – 29)


Чтец Владимир Бельский (I курс магистратуры)
Проповедь произнесена в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника 29 марта 2015 года.
29 марта 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Минула середина Великого поста, и его особенности стали для нас обыденностью. Мы привыкли к постной трапезе, земным поклонам, распевам великопостного богослужения и даже молитва преп. Ефрема Сирина теперь не находит в душе тот отклик, не так умиляет сердце, как это было на первой постовой седмице. Мы включились в ритм жизни поста, а вернее – включили пост в свой обычный жизненный ритм. И именно сейчас Святая Церковь предлагает нам удивительный пример покаяния, совершая память преп. Марии Египетской, а вместе с этим примером предлагает и чтение из послания св. апостола Павла к Галатам.

Из послания к галатийским церквам мы сегодня услышали такие слова: Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3:24). Закон – детоводитель ко Христу. Что означают эти слова? И какой закон имеет ввиду Павел?

Законом именуются первые пять книг Священного Писания, которые мы ныне относим к Ветхому Завету. И если мы откроем эти книги, то увидим огромное количество установлений – порядка шестисот. Кроме хорошо известных нам Десяти заповедей там есть заповеди, касающиеся самых разных мелочей бытовой жизни: что можно есть и как есть с подробным перечислением годных и негодных в пищу животных, как нужно производить ритуальное очищение с подробным перечислением того, в каких случаях его надо творить, как молиться с подробным перечислением того, как и что приносить в жертву и многое другое. Со временем появилось толкование на Закон, которое Господь называл преданием старцев. Это предание в разы увеличило и без того колоссальное число заповедей. Эти заповеди был обязан выполнять каждый иудей. И апостолы, и самые первые обращенные ими христиане принадлежали к этой традиции и на первых порах эти установления строго выполняли. Выполнение правил Закона, данного Богом пророку Моисею на горе Синай, давало верующему ветхозаветной поры ощущение праведности, чувство уверенности в том, что он всё делает правильно. А если он всё делает правильно, то он угоден Богу.

Таким образом, взаимоотношения верующего с Богом сводились к вполне человеческому принципу: «ты – мне, я – тебе». Такой образ отношений с Богом показался пастве галатийских церквей очень удобным, и они, прельстившись словами иудейских проповедников, возложили на себя иго закона, который, по апостольскому постановлению, могли и не выполнять.

Именно поэтому св. апостол Павел обрушивается на Закон, говоря: А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно…(Гал 3:11а). Как писал о законе блж. Феофилакт Болгарский, «Обличая грехи, но не имея силы освободить от них, он по необходимости указывал на оправдывающую веру, которая была и в древности, но прикровенно, а открыто явилась впоследствии, когда и Бог явился во плоти». Итак, выполнение дел закона не делает праведным. Мы все грешны, и оправдание в грехах мы получаем только ради милости Господа нашего Иисуса Христа, единого безгрешного, омывшего наши беззакония Своею честною кровию. Но для чего же тогда нужен был Закон? А Закон – детоводитель ко Христу. Детоводителем (или по греч. педагогом) во времена ап. Павла именовался раб, который водил ребенка своего хозяина в школу и следил за тем, чтобы этот ребенок хорошо учился. Этот раб имел над своим подопечным почти господскую власть: он мог даже высечь хозяйского сына, если тот плохо прилежал к занятиям. Но проходило время, ребенок взрослел, и освобождался от власти раба-педагога. А потом этот вчерашний ребенок вступал в права наследства и мог стать даже хозяином своего педагога: теперь уже раб был во власти того, кого он когда-то наказывал за плохую учебу и поведение. Итак, омыв свои грехи в водах Крещения, получив благодать Святого Духа в водах Крещения, мы, христиане, становимся сынами Божиими по благодати и наследниками Царствия небесного (ср. Гал 3:26. 29). А сын Божий не может быть рабом Закона-детоводителя, потому что мы призваны к свободе.

Но что же из этого мы можем вынести для себя. Читая послание к Галатам, сегодня, после преполовения поста, мы как в зеркале можем узнать себя в несмысленных галатах. Ведь зачастую мы придаем церковным установлениям, каковым является и этот пост, тот же статус, какой придавали ветхозаветным установлениям иудеи. Мы придаем им абсолютное значение, и они вместо того, чтобы приводить ко Христу, затеняют Его, а порой даже отводят от него. «Престаните юношествовать и мужествуйте!» Пока мы дети, мы неосознанно выполняем те или иные указания, потому что «так надо». Но наступает момент, когда мы взрослеем и совершаем наши поступки осознанно и самостоятельно. Это вовсе не означает, что не надо поститься, совершать земные поклоны и читать молитвенное правило. Если нас с детства приучают вкушать пищу ложкой, то, становясь взрослыми и самостоятельными, мы не едим руками. Это означает, что во Христе… имеет силу только вера, действующая любовью (Гал 5:6). Если наши дела устремлены к Богу, если они дышат любовью, к Нему, если закон Божий написан у нас не только в Типиконе или молитвослове, а на скрижалях нашего сердца (Иер 31:33), то наши дела и наше делание действительно суть дела любви, дела в которых есть смысл, ибо они осмысленны. Возгоримся же любовью к Богу сотворшему нас и Господу Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, искупившему нас честною Своею Кровию, дабы пост наш был и приятен для нас и благоугоден Богови. Аминь.

1.     Библия. – М.: РБО, 2012. – 1296 с.

2.     Ианнуарий (Ивлиев), архим. Верой или делами: Проповедь//http://spbda.ru/publications/arhimandrit-iannuariy-ivliev-veroy-ili-delami/

3.     Симеон Полоцкий. Обед духовный. – М., 1681.

4.     Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Галатам.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
16 января 2019 г.
11 января в Народной трапезной Сергиевского подворья Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при содействии Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества провела IV Антониновские чтения, в честь четвёртого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), благодаря которому значительно укрепилось русское присутствие  в Святой Земле.
15 января 2019 г.
В продолжение публикации нового цикла анимационных фильмов киностудии МДА "Богослов", созданных в рамках проекта АКАДЕМИЯ ВЕРЫ, вышла в свет серия "Кто такой Бог?"
14 января 2019 г.
Предлагаем вашему вниманию расписание праздничных богослужений в Покровском академическом в период Рождественских праздников и Богоявления.
20 января 2019 г.
20 января, в воскресенье, в 14:00  в Большом зале Московской духовной академии пройдет Рождественский спектакль православной общеобразовательной школы «Образ».
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.