АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О христианской свободе (по Гал 3:23 – 29)


Чтец Владимир Бельский (I курс магистратуры)
Проповедь произнесена в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника 29 марта 2015 года.
29 марта 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Минула середина Великого поста, и его особенности стали для нас обыденностью. Мы привыкли к постной трапезе, земным поклонам, распевам великопостного богослужения и даже молитва преп. Ефрема Сирина теперь не находит в душе тот отклик, не так умиляет сердце, как это было на первой постовой седмице. Мы включились в ритм жизни поста, а вернее – включили пост в свой обычный жизненный ритм. И именно сейчас Святая Церковь предлагает нам удивительный пример покаяния, совершая память преп. Марии Египетской, а вместе с этим примером предлагает и чтение из послания св. апостола Павла к Галатам.

Из послания к галатийским церквам мы сегодня услышали такие слова: Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3:24). Закон – детоводитель ко Христу. Что означают эти слова? И какой закон имеет ввиду Павел?

Законом именуются первые пять книг Священного Писания, которые мы ныне относим к Ветхому Завету. И если мы откроем эти книги, то увидим огромное количество установлений – порядка шестисот. Кроме хорошо известных нам Десяти заповедей там есть заповеди, касающиеся самых разных мелочей бытовой жизни: что можно есть и как есть с подробным перечислением годных и негодных в пищу животных, как нужно производить ритуальное очищение с подробным перечислением того, в каких случаях его надо творить, как молиться с подробным перечислением того, как и что приносить в жертву и многое другое. Со временем появилось толкование на Закон, которое Господь называл преданием старцев. Это предание в разы увеличило и без того колоссальное число заповедей. Эти заповеди был обязан выполнять каждый иудей. И апостолы, и самые первые обращенные ими христиане принадлежали к этой традиции и на первых порах эти установления строго выполняли. Выполнение правил Закона, данного Богом пророку Моисею на горе Синай, давало верующему ветхозаветной поры ощущение праведности, чувство уверенности в том, что он всё делает правильно. А если он всё делает правильно, то он угоден Богу.

Таким образом, взаимоотношения верующего с Богом сводились к вполне человеческому принципу: «ты – мне, я – тебе». Такой образ отношений с Богом показался пастве галатийских церквей очень удобным, и они, прельстившись словами иудейских проповедников, возложили на себя иго закона, который, по апостольскому постановлению, могли и не выполнять.

Именно поэтому св. апостол Павел обрушивается на Закон, говоря: А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно…(Гал 3:11а). Как писал о законе блж. Феофилакт Болгарский, «Обличая грехи, но не имея силы освободить от них, он по необходимости указывал на оправдывающую веру, которая была и в древности, но прикровенно, а открыто явилась впоследствии, когда и Бог явился во плоти». Итак, выполнение дел закона не делает праведным. Мы все грешны, и оправдание в грехах мы получаем только ради милости Господа нашего Иисуса Христа, единого безгрешного, омывшего наши беззакония Своею честною кровию. Но для чего же тогда нужен был Закон? А Закон – детоводитель ко Христу. Детоводителем (или по греч. педагогом) во времена ап. Павла именовался раб, который водил ребенка своего хозяина в школу и следил за тем, чтобы этот ребенок хорошо учился. Этот раб имел над своим подопечным почти господскую власть: он мог даже высечь хозяйского сына, если тот плохо прилежал к занятиям. Но проходило время, ребенок взрослел, и освобождался от власти раба-педагога. А потом этот вчерашний ребенок вступал в права наследства и мог стать даже хозяином своего педагога: теперь уже раб был во власти того, кого он когда-то наказывал за плохую учебу и поведение. Итак, омыв свои грехи в водах Крещения, получив благодать Святого Духа в водах Крещения, мы, христиане, становимся сынами Божиими по благодати и наследниками Царствия небесного (ср. Гал 3:26. 29). А сын Божий не может быть рабом Закона-детоводителя, потому что мы призваны к свободе.

Но что же из этого мы можем вынести для себя. Читая послание к Галатам, сегодня, после преполовения поста, мы как в зеркале можем узнать себя в несмысленных галатах. Ведь зачастую мы придаем церковным установлениям, каковым является и этот пост, тот же статус, какой придавали ветхозаветным установлениям иудеи. Мы придаем им абсолютное значение, и они вместо того, чтобы приводить ко Христу, затеняют Его, а порой даже отводят от него. «Престаните юношествовать и мужествуйте!» Пока мы дети, мы неосознанно выполняем те или иные указания, потому что «так надо». Но наступает момент, когда мы взрослеем и совершаем наши поступки осознанно и самостоятельно. Это вовсе не означает, что не надо поститься, совершать земные поклоны и читать молитвенное правило. Если нас с детства приучают вкушать пищу ложкой, то, становясь взрослыми и самостоятельными, мы не едим руками. Это означает, что во Христе… имеет силу только вера, действующая любовью (Гал 5:6). Если наши дела устремлены к Богу, если они дышат любовью, к Нему, если закон Божий написан у нас не только в Типиконе или молитвослове, а на скрижалях нашего сердца (Иер 31:33), то наши дела и наше делание действительно суть дела любви, дела в которых есть смысл, ибо они осмысленны. Возгоримся же любовью к Богу сотворшему нас и Господу Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, искупившему нас честною Своею Кровию, дабы пост наш был и приятен для нас и благоугоден Богови. Аминь.

1.     Библия. – М.: РБО, 2012. – 1296 с.

2.     Ианнуарий (Ивлиев), архим. Верой или делами: Проповедь//http://spbda.ru/publications/arhimandrit-iannuariy-ivliev-veroy-ili-delami/

3.     Симеон Полоцкий. Обед духовный. – М., 1681.

4.     Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Галатам.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
17 июля 2018 г.
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений вручил директору института археологии Российской академии наук, академику Российской академии наук Н. А. Макарову и его заместителю А. В. Энговатовой медали Московской духовной академии «За труды и заслуги».
15 июля 2018 г.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года протоиерей Максим Козлов был назначен председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви.
15 июля 2018 г.
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейской Амвросий поздравил с окончанием учебного года учащих и учащихся Академии.
15 июля 2018 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил учащих и учащихся духовных школ Русской Православной Церкви с окончанием учебного года.
13 - 23 августа 2018 г.
С 13 по 23 августа  2018 года кафедра истории и теории церковного искусства Московской духовной академии проведет стажировку по подготовке специалистов в области церковного искусства по программе «Основы учёта, хранения и использования церковных ценностей».
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Сергея Юрьевича Акишина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации игумена Пимена (Семилетова) на соискание ученой степени кандидата богословия.
31 июля - 01 августа 2018 г.
Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом приглашает всех желающих пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия».
31 июля - 11 августа 2018 г.
Программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.