АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О христианской свободе (по Гал 3:23 – 29)


Чтец Владимир Бельский (I курс магистратуры)
Проповедь произнесена в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника 29 марта 2015 года.
29 марта 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Минула середина Великого поста, и его особенности стали для нас обыденностью. Мы привыкли к постной трапезе, земным поклонам, распевам великопостного богослужения и даже молитва преп. Ефрема Сирина теперь не находит в душе тот отклик, не так умиляет сердце, как это было на первой постовой седмице. Мы включились в ритм жизни поста, а вернее – включили пост в свой обычный жизненный ритм. И именно сейчас Святая Церковь предлагает нам удивительный пример покаяния, совершая память преп. Марии Египетской, а вместе с этим примером предлагает и чтение из послания св. апостола Павла к Галатам.

Из послания к галатийским церквам мы сегодня услышали такие слова: Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3:24). Закон – детоводитель ко Христу. Что означают эти слова? И какой закон имеет ввиду Павел?

Законом именуются первые пять книг Священного Писания, которые мы ныне относим к Ветхому Завету. И если мы откроем эти книги, то увидим огромное количество установлений – порядка шестисот. Кроме хорошо известных нам Десяти заповедей там есть заповеди, касающиеся самых разных мелочей бытовой жизни: что можно есть и как есть с подробным перечислением годных и негодных в пищу животных, как нужно производить ритуальное очищение с подробным перечислением того, в каких случаях его надо творить, как молиться с подробным перечислением того, как и что приносить в жертву и многое другое. Со временем появилось толкование на Закон, которое Господь называл преданием старцев. Это предание в разы увеличило и без того колоссальное число заповедей. Эти заповеди был обязан выполнять каждый иудей. И апостолы, и самые первые обращенные ими христиане принадлежали к этой традиции и на первых порах эти установления строго выполняли. Выполнение правил Закона, данного Богом пророку Моисею на горе Синай, давало верующему ветхозаветной поры ощущение праведности, чувство уверенности в том, что он всё делает правильно. А если он всё делает правильно, то он угоден Богу.

Таким образом, взаимоотношения верующего с Богом сводились к вполне человеческому принципу: «ты – мне, я – тебе». Такой образ отношений с Богом показался пастве галатийских церквей очень удобным, и они, прельстившись словами иудейских проповедников, возложили на себя иго закона, который, по апостольскому постановлению, могли и не выполнять.

Именно поэтому св. апостол Павел обрушивается на Закон, говоря: А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно…(Гал 3:11а). Как писал о законе блж. Феофилакт Болгарский, «Обличая грехи, но не имея силы освободить от них, он по необходимости указывал на оправдывающую веру, которая была и в древности, но прикровенно, а открыто явилась впоследствии, когда и Бог явился во плоти». Итак, выполнение дел закона не делает праведным. Мы все грешны, и оправдание в грехах мы получаем только ради милости Господа нашего Иисуса Христа, единого безгрешного, омывшего наши беззакония Своею честною кровию. Но для чего же тогда нужен был Закон? А Закон – детоводитель ко Христу. Детоводителем (или по греч. педагогом) во времена ап. Павла именовался раб, который водил ребенка своего хозяина в школу и следил за тем, чтобы этот ребенок хорошо учился. Этот раб имел над своим подопечным почти господскую власть: он мог даже высечь хозяйского сына, если тот плохо прилежал к занятиям. Но проходило время, ребенок взрослел, и освобождался от власти раба-педагога. А потом этот вчерашний ребенок вступал в права наследства и мог стать даже хозяином своего педагога: теперь уже раб был во власти того, кого он когда-то наказывал за плохую учебу и поведение. Итак, омыв свои грехи в водах Крещения, получив благодать Святого Духа в водах Крещения, мы, христиане, становимся сынами Божиими по благодати и наследниками Царствия небесного (ср. Гал 3:26. 29). А сын Божий не может быть рабом Закона-детоводителя, потому что мы призваны к свободе.

Но что же из этого мы можем вынести для себя. Читая послание к Галатам, сегодня, после преполовения поста, мы как в зеркале можем узнать себя в несмысленных галатах. Ведь зачастую мы придаем церковным установлениям, каковым является и этот пост, тот же статус, какой придавали ветхозаветным установлениям иудеи. Мы придаем им абсолютное значение, и они вместо того, чтобы приводить ко Христу, затеняют Его, а порой даже отводят от него. «Престаните юношествовать и мужествуйте!» Пока мы дети, мы неосознанно выполняем те или иные указания, потому что «так надо». Но наступает момент, когда мы взрослеем и совершаем наши поступки осознанно и самостоятельно. Это вовсе не означает, что не надо поститься, совершать земные поклоны и читать молитвенное правило. Если нас с детства приучают вкушать пищу ложкой, то, становясь взрослыми и самостоятельными, мы не едим руками. Это означает, что во Христе… имеет силу только вера, действующая любовью (Гал 5:6). Если наши дела устремлены к Богу, если они дышат любовью, к Нему, если закон Божий написан у нас не только в Типиконе или молитвослове, а на скрижалях нашего сердца (Иер 31:33), то наши дела и наше делание действительно суть дела любви, дела в которых есть смысл, ибо они осмысленны. Возгоримся же любовью к Богу сотворшему нас и Господу Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, искупившему нас честною Своею Кровию, дабы пост наш был и приятен для нас и благоугоден Богови. Аминь.

1.     Библия. – М.: РБО, 2012. – 1296 с.

2.     Ианнуарий (Ивлиев), архим. Верой или делами: Проповедь//http://spbda.ru/publications/arhimandrit-iannuariy-ivliev-veroy-ili-delami/

3.     Симеон Полоцкий. Обед духовный. – М., 1681.

4.     Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Галатам.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
20 сентября 2018 г.
20 сентября, накану­не двунадесятого пра­здника Рождества Пре­святой Богородицы, ректор Московской дух­овной академии архие­пископ Верейский Амв­росий совершил всено­щное бдение в Покров­ском академическом храме.
17 сентября 2018 г.
Сотрудник Московской духовной академии иеромонах Афанасий (Иванов) прочитал  лекции на начавших недавно работу курсах богословского образования при Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова Пустынь.
16 сентября 2018 г.
15 и 16 сентября ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Божественную литургию, за которой рукоположил во диакона магистранта Академии Алексия Голубева.
13 сентября 2018 г.
12 сентября архиепископ Верейский Амвросий встретился со студентами всех отделений Московской Духовной Академии в Большом актовом зале.
17 - 28 сентября 2018 г.
С 17 по 28 сентября 2018 г. в Новоспасском монастыре в филиале Сектора заочного обучения Московской духовной академии пройдут установочные лекции подготовительного курса по Системе дистанционного обучения.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.