АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Религия и нравственность: О дереве без корней и дереве без плодов


На вопросы отвечает: архимандрит Платон (Игумнов)
16 октября Молодёжный клуб «Донской» совместно с Московским финансово-юридическим университетом МФЮА провёл встречу с профессором Московской духовной академии, магистром богословия архимандритом Платоном (Игумновым) на тему «Нравственность и духовность в христианском понимании». «Правмир» предлагает читателям полную видеозапись и краткий конспект состоявшейся встречи.
18 октября 2014 г.


Во время встречи архимандриту Платону задали несколько вопросов.

О духовности, нравственности и Святом Духе

Прежде всего, скажите, пожалуйста, что такое «нравственность» и «духовность»? Эти понятия  различаются?

– Нравственность и духовность – явления очень близкие, по сути, синонимы. Нравственность – это и есть духовность.

Когда мы говорим о духовности, то обычно имеем в виду некую харизматическую одарённость человека. Но если он не достиг нравственной зрелости, о духовности говорить сложно.

Мы не осудим человека, если он не стал художником или поэтом, но Господь в Евангелии говорит, что оправданы будут лишь люди нравственные.

В акте творения человек получил разные дары, в том числе нравственный, интеллектуальный и религиозный. Нравственный дар – это дар чистоты, непорочности, целомудрия, это базис человеческой личности, который позволяет человеку достичь интеллектуальных и религиозных высот.

При этом нравственное и религиозное начала в человеке взаимосвязаны. Лидеров разных религий мы ведь тоже оцениваем по их нравственным проявлениям.

Как писал философ Иван Ильин: «Святое – это главное в нашей жизни, без него жизнь бы стала унижением и пошлостью».

Взаимосвязаны также нравственное и религиозное. Нравственность без религии похожа на дерево без корней. В то же время религия без нравственности – это дерево без плодов.

С точки зрения христианской сотериологии, три необходимых условия спасения – это вера в Иисуса Христа, участие в таинствах (в частности, крещения) и нравственная жизнь. Неслучайно апостол Павел писал тем христианам, которые были уверены, что спасены, ибо уверовали и были крещены, о том, что люди, живущие безнравственно, Царства Божия не наследуют.

В Евангелии сказано, что человеку не простится хула на Святого Духа. Как следует понимать этот текст?

– Существуют разные толкования на этот текст, все они составляют экзегетический опыт толкователей.

Но в целом следует учесть, что люди, проявляющие теомахию, – богоборчество, не понимают, что борются отчасти с тем началом, которое заложено в них самих.

Никто из людей не живёт сам по себе, не имеет в себе источника вечности, но проявляет тот источник, который проявился в Господе Иисусе Христе.

Само имя «Христос» содержит в себе сведения о Святой Троице, так как «Христос» в переводе означает «Помазанник». Помазание Иисуса Христа совершил Бог-Отец Святым Духом.

Христианство и социальная справедливость

Центральный догмат христианства – любовь. Но как можно осуществить любовь без ниспровержения социальной несправедливости?

– В Евангелии от Луки множество социальных тем, которых нет в других синоптических Евангелиях. Это тема бедности, тема женщины. В некоторых текстах комментариев мы здесь встретим даже «блаженны нищие» вместо «блаженны нищие духом».

Некоторые люди считают, что речь здесь идёт об интеллектуально ограниченных людях, для которых главное – вера в Бога. Но на самом деле, конечно же, имеется в виду совершенно другое – скромность, способность человека оценить одарённость других, не привлекая внимания к собственным дарам.

Как отмечал в своё время Владимир Соловьёв, апостолы вовсе не были неграмотными. Они были воспитаны на Законе, а Павел даже цитировал античных философов.

И Павел же, пытаясь разрешить социальные проблемы, говорил, что каждый гражданин Римской империи, который ощущает себя свободным, есть раб Иисуса Христа. Но любой, будучи рабом в обществе, свободен.

Распространение христианства исторически связано с избавлением от рабства. Оно началось уже в IV веке, когда христианство было официально признано императорами. А уже в X, когда христианство принимала Русь, Византия была феодальным государством.

Кроме того, в античности считалось, что умственный труд приличен только аристократии, тогда как физический – удел плебса. Но Павел сказал: кто не трудится – пусть не ест.

Детство – противоречивое время

У меня двое детей. Как им объяснить, что они должны меня почитать, а я их нет?

– Детям вообще сложно что-либо объяснить. Но надо помнить, что каждый человек детерминирован не только социальным положением, но и возрастом. Детям нужно внушать, что их круг понятий соответствует детскому возрасту, а, когда они станут взрослыми, их понимание всего окружающего изменится.

Детство – вообще довольно противоречивый период. Его не стоит идеализировать: в ребёнке есть и гордость, и жестокость. Если ребёнок видит, например, жука, то обязательно наступит на него – просто потому, что самоутверждается. Но правильно воспитанный ребёнок – это урок для взрослых.

Вера в нравственное совершенство свойственна молодым, тогда как после сорока человека всё чаще посещает мизантропия. Но совершенство достижимо. Доказательства тому – Господь наш Иисус Христос, святые и детское стремление к совершенству – когда дети стремятся быть самыми добрыми, самыми умными и так далее.

Для человека, который к совершенству не стремится, потерян рай – состояние, которое когда-то было в его душе.

Святитель Филарет Московский говорил о том, что каждый человек должен стремиться к святости.

О разных людях

Расскажите о Вашем знакомстве с архимандритом Кириллом (Павловым).

– Достоевский сказал, что одно из самых мощных желаний в жизни человека – увидеть святого и поклониться ему.

Это стремление похвально, но мы должны понимать, что полное послушание невозможно даже в монастырях. Полное отсечение своей воли и подчинение духовнику – это даже не киновия, это – скит. И для послушника, находящегося в послушании у старца, регламентировано всё: сколько есть, сколько спать.

Встреча с духоносным старцем может стать для простого человека событием, которое озарит всю его жизни. И всё же, она не есть полное послушание.

Отец Кирилл, несомненно, харизматичная личность, человек судьбы, человек Церкви. К вере он пришёл, когда нашёл Евангелие и стал его читать. Затем много лет был духовником Троице-Сергиевой Лавры и принимал на исповедь не только монахов, но и мирян. Люди всегда ценили исповедь у него, а, как говорится, «к пустому колодцу народ не идёт».

Сейчас по состоянию здоровья он никого не принимает, находится в Переделкино, где продолжает свою невидимую миссию молитвы за всех нас.

Каково Ваше отношение к отцу Андрею Кураеву?

– Какое может быть отношение к человеку, который живёт жизнью Церкви? С одной стороны, он – диакон. Но с другой, в нём много такого журналистского, что несовместимо со званием учителя. Знаете, журналисты всегда пытаются показать всё критически, вместо того, чтобы подчеркнуть положительное.

Но, честно говоря, этот вопрос мало соотносится с темой нынешней встречи.

Православие и мир

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
11 декабря 2018 г.
10 декабря 2018 г. в рамках мероприятий, посвященных 1030-летию Крещения Руси, на кафедре Истории и теории церковного искусства МДА прошел круглый стол «Крещение Руси в памятниках церковного искусства: проблемы, исследования, современные интерпретации».
11 декабря 2018 г.
Киностудия Московской духовной академии “Богослов” выпустила новую серию из цикла анимационных фильмов “Академия веры”. Новая серия посвящена теме Священного Предания Церкви.
10 декабря 2018 г.
10 декабря Радонежская земля вспоминает два события: празднование иконы Божией Матери «Знамение» и память новомучеников и исповедников Радонежских. Архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры
10 декабря 2018 г.
9 декабря 2018 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святой мученицы Татианы Римской в Люблино (Влахернское благочиние, Юго-Восточное викариатство г. Москвы).
10 - 20 декабря 2018 г.
С 10 декабря по 20 декабря 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 4 курсе бакалавриата студентов CЗО МДА, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
05 - 15 декабря 2018 г.
С 5 по 15 декабря 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 1 и 2 курсе магистратуры студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.