АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Нина Валериевна Квливидзе: Надо поменять угол зрения


На вопросы отвечает: Нина Валериевна Квливидзе
Летом 2014 года отделение магистратуры «История церковного искусства» Московской духовной академии объявляет второй набор на первый курс. Об итогах первого года работы магистратуры беседуем с ее заведующим кандидатом искусствоведения, доцентом Ниной Валериевной Квливидзе.
05 сентября 2014 г.
Нина Валериевна, расскажите, пожалуйста, с какими результатами пришел к концу года ваш первый курс, сколько человек поступило, сколько дошло до конца года?

- Первый учебный год завершился успешно, хотя учиться нашим студентам было трудно, ведь, чтобы освоить сложную учебную программу и одновременно работать над магистерской диссертацией, требуется большое напряжение сил. На первый курс поступило 15 человек, а окончили его 13. Одна студентка ушла в академический отпуск, один студент был отчислен  за неуспеваемость.

- Откуда к вам пришли первые магистранты, каков состав первого курса?

- Состав студентов довольно разнообразный. У нас 12 девушек и – как это обычно бывает на искусствоведческом отделении - один драгоценный юноша, который окончил Перервинскую семинарию и продолжил обучение в нашей магистратуре.

По условиям приема, к нам могут поступать люди с высшим образованием, и у нас есть магистранты, которые имеют высшее филологическое, педагогическое и даже экономическое образование. То есть всем больше 21 года. Кроме того, в нашей магистратуре учатся две выпускницы иконописной школы Московской духовной академии. Они не имеют ни светского бакалавриата, ни высшего образования, но для нас существенно, что учебная программа иконописной школы в значительной мере приближена к программе семинарии, а, кроме того, девушки окончили художественное училище, что, безусловно, немаловажно для нашего направления. Помимо всего прочего, девушки отличались выдающимися успехами в иконописной школе. Учтя все эти моменты, мы приняли решение разрешить им к нам поступать. Как оказалось, совсем не напрасно.

- Каким образом магистранты определяют тему диссертации — формулируют сами или выбирают из списка предложенных вами?

- Темы исследования определяются магистрантами самостоятельно, хотя мы предлагаем направления. Многие студенты поступили в магистратуру уже имея вполне сформировавшийся собственный научный интерес, а некоторые выбрали темы, связанные с направлением их профессиональной деятельности. Среди наших студентов есть несколько сотрудников музеев, которые хранят определенные фонды и занимаются их исследованием. Логично, что темы магистерских диссертаций они формулировали исходя из своих профессиональных интересов. Если говорить о тематике, все магистранты занимаются средневековым искусством.

- Можно ли определить какие-то географические или хронологические рамки?

- Направлением нашей магистратуры является  восточно-христианское искусство, поэтому географически это искусство Византии, Руси, Балканских стран и стран православного Востока. Хронология исследований – от раннехристианского до современного церковного искусства.

Есть темы, связанные с изучением конкретных музейных коллекций, например, исследование старопечатной книги, исследование коллекции древнерусского церковного шитья. Одна работа посвящена исследованию ансамбля известного, но малоизученного  иконостаса XVII в., другая – новооткрытому комплексу XVIII в. Некоторые темы связаны с иконографической проблематикой, другие – с анализом художественных особенностей. Например, несколько работ посвящены иконографическому исследованию литургических тканей, одна - изучению памятников монументальной живописи Болгарии XII в. Одна тема посвящена исследованию византийских житийных икон, проблеме взаимосвязи текста и изображения. Эта работа требует хорошего знания греческого языка и византийской литературы.

- Это искусствоведческие работы или магистранты сами будут, например, создавать плащаницу?

- Нет-нет, это искусствоведческие темы, хотя не исключаю, что они будут иметь и практический эффект. Мы готовим не художников и не швей, а историков искусства.

- Вероятно, предполагаются стажировки?

- Возможно, отдельные студенты магистратуры будут проходить стажировки, но всем  нашим студентам просто необходимо проходить практику на памятниках, и практика значится в нашем учебном плане. К сожалению, пока у нас нет финансовой базы, которая позволила бы студентам ездить на практику в Новгород и Псков, другие древнерусские города, или, скажем, в Грецию, на территорию, некогда входившую в состав Византийской империи. Поэтому, например, этой весной мы своими силами поехали в Константинополь и провели там неделю, изучая памятники. Все оплачивали сами, даже билеты в музеи, поскольку наши студенческие билеты не дают права бесплатно посещать экспозиции. К сожалению, не всем эта поездка оказалось доступна, поэтому организация выездной практики является для нас принципиальным вопросом. Мы будем стараться его решить.

- Занятия ведут профессиональные искусствоведы?

- Да, все искусствоведческие дисциплины ведут историки искусства, а в будущем году к нам придут новые преподаватели: профессиональные художник и реставратор, которые будут вести технику живописи и основы реставрации, потому что будущие историки церковного искусства должны быть знакомы с материальной стороной произведения искусства и его состоянием сохранности. Это особенно важно для будущих хранителей памятников церковного искусства. Исторические, филологические и богословские дисциплины преподаются силами профессорско-преподавательской корпорации МДА.

- Вы планируете открывать новые направления?

- В настоящее время, нет, в дальнейшем – возможно.

- С нового года магистратуры открываются еще в трех семинариях. Они не искусствоведческие, но, тем не менее, наверняка есть какие-то общие моменты в связи с открытие магистратуры. Можете ли вы сказать, с какими трудностями сталкивались вы сами? Может быть, что-то пошло не по плану?

- Пока у нас все идет, как было запланировано, но, конечно, планы корректируются. Например, я планировала сосредоточиться на восточно-христианской проблематике – то есть на балканском и византийском искусстве — а получилось, что вектор сдвигается в сторону древнерусской проблематики и даже искусства 17-19 века.

- Почему? Студентам это интереснее?

- Им это и интересно, и практически необходимо. То есть мои теоретические пожелания оказались скорректированы практическими надобностями студентов.

- Есть ли какие-то общие проблемы, которые Вы можете выделить по итогам первого набора?

- Безусловная сложность — предварительная базовая языковая подготовка. Если в области новых языков пробелы достаточно легко восполнить, то с древними все намного сложнее. Наши студенты нуждаются в профессиональном знании древнегреческого языка и испытывают трудности, потому что за время учебы в магистратуре освоить этот язык и сделать диссертацию очень сложно. И если выпускники семинарий все-таки владеют древнегреческим, для остальных, видимо, нужно организовать подготовительное отделение. Хотя надеюсь, что к нам все-таки будут поступать люди с хорошей языковой базой.

- Вы планируете открыть подготовительное отделение в будущем году?

- Да, это позволит повысить уровень студентов. Другие направления, которые требуют дополнительной подготовки – это всеобщая история искусств и богословие, что особенно важно, если речь идет о поступающих к нам выпускниках светских вузов.

- Сколько примерно человек пишут работу у одного руководителя?

- От трех до пяти.

- Какие итоги года Вы бы могли подвести?

- По итогам первого года работы магистратуры стало понятно, что требуется очень напряженная работа по углубленной проработке всех учебных программ.

Еще один вывод — тоже не новый, но очень существенный: необходимо выстраивать линию жизни магистранта от подготовительного отделения до последующего места работы. Это абсолютно необходимо, и на будущий год, когда у нас будет первый выпуск, эта проблема встанет во весь рост

- Куда их выпускать?

- Именно так. Нельзя давать людям прекрасное образование, не зная заранее, где они смогут его применить.

- На данном этапе церковные искусствоведы не востребованы?

- Я думаю, не просто востребованы, а  остро необходимы. И в первую очередь для решения проблемы сохранения памятников церковного искусства.

Это основная сфера приложения получаемых у нас в магистратуре знаний. Каждая церковь представляет собой музей либо современного искусства, если это недавно построенный храм, либо искусства предыдущих эпох, если это исторический памятник. И этот музей необходимо поддерживать, реставрировать и пропагандировать.

Кроме того, наши выпускники могут работать в церковных музеях, преподавать в гимназиях, иконописных школах, семинариях.

- Со школой или музеем более-менее ясно, какие места работы там есть, а вот куда мог бы устроиться на работу церковный искусствовед, неясно. Наверное, должен быть «заказ» на таких специалистов со стороны Церкви?

- Это, безусловно, так. И поскольку вопросы сохранения памятников церковного  искусства и культуры сейчас являются одним из магистральных направлений, заказ со стороны Церкви на квалифицированных специалистов-хранителей для епархиальных управлений решил бы и проблему организации работы по сохранению памятников, и проблему трудоустройства выпускников магистратуры МДА.

Другое направление, также нуждающееся в организационном участии Церкви, - это работа профессиональных церковных искусствоведов совместно с иконописцами, создающими живописные ансамбли.

- А это нужно?

- Это совершенно необходимо! Прекрасные мастера, получающие художественное образование в иконописных школах, как правило, работают с образцами. Не являясь специалистами в области истории церковного искусства, иконописцы часто попадают в затруднительное положение, особенно в вопросах иконографии при составлении программ храмовых росписей, что порождает ошибки, которые в современных росписях встречаются сплошь да рядом. Для работы над художественным оформлением храма просто необходимо сотрудничество иконописца и профессионального церковного искусствоведа.    В этом отношении надо ориентироваться на опыт реставрационный деятельности, ведь реставрационная бригада никогда не приступает к работе без историка искусств, который собирает исторические сведения, пишет исторические и иконографические справки.

В любом деле должен быть профессиональный подход. Просто в области церковного искусства это пока что новое направление, которое со временем станет привычным и естественным.

- Надо поменять всю парадигму мышления?

- Ее надо выпрямлять. Есть много примеров, которые меня вдохновляют, один из них — Софийский собор в Новгороде, древний храм, который из музейного подчинения перешел в церковное, сохранив всю музейную инфраструктуру. Это идеальный пример функционирования церковного памятника и создания церковного музея, в котором совершаются богослужения и ведутся все необходимые реставрационные работы.

- Если говорить о перспективах развития магистратуры, какие моменты самые существенные?

- Самым существенным мне представляется воспитание в студентах осознания того, что в произведениях церковного искусства духовное содержание и художественная форма не существуют друг без друга. На это нацелен весь учебный процесс.

Также важно воспитывать в будущих историках церковного искусства научную культуру. Поэтому одной из форм учебного процесса, которую мы хотели бы развивать, является научный семинар, совместная работа в котором студентов и ученых из разных областей искусствоведческой науки будет приобщать учащихся к новейшим научным достижениям, а также поможет им сформировать собственный научный взгляд.

Важной проблемой является обеспечение студентов учебной литературой. Большую помощь в этом вопросе оказывает библиотека МДА, предоставляющая не только свои фонды, но и возможность обращаться к электронным ресурсам. Хотя многие необходимые издания остаются малодоступными.

Наконец, один из существенных моментов в развитии магистратуры связан с проблемой финансового обеспечения учебного процесса, в первую очередь — учебных практик.

- А если говорить об итогах года для самих магистрантов?

- Очень отрадное впечатление на меня произвели отчеты студентов о своих магистерских работах. Анализом художественной стороны произведений, которые они изучали, профессиональным языком, которым были написаны  их работы, студенты продемонстрировали, что уже могут писать профессиональные искусствоведческие тексты. А ведь прошел всего год! Оказалось, что надо только поменять угол зрения, и начать приобретать навыки и знания под этим новым углом.

Беседовала Ольга Богданова.

Портал Учебного комитета

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
17 сентября 2018 г.
Сотрудник Московской духовной академии иеромонах Афанасий (Иванов) прочитал  лекции на начавших недавно работу курсах богословского образования при Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова Пустынь.
16 сентября 2018 г.
15 и 16 сентября ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Божественную литургию, за которой рукоположил во диакона магистранта Академии Алексия Голубева.
13 сентября 2018 г.
12 сентября архиепископ Верейский Амвросий встретился со студентами всех отделений Московской Духовной Академии в Большом актовом зале.
29 августа 2018 г.
29 августа 2018 года архиепископ Верейский Амвросий благословил на вступление в брак студента бакалавриата Московской духовной академии и его избранницу.
17 - 28 сентября 2018 г.
С 17 по 28 сентября 2018 г. в Новоспасском монастыре в филиале Сектора заочного обучения Московской духовной академии пройдут установочные лекции подготовительного курса по Системе дистанционного обучения.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.