АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«...В темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25:36)


15 июля 2014 г.

Всеблагой, непостижимый Промысел всемогущего Бога довлеет[i] над жизнью каждого отдельно взятого человека и судьбами всего мироздания в целом. Именно Божественной всемогущей дланью[ii] возникают и иссыхают моря, рождаются и гибнут цивилизации. И каждый, даже самый малый, эпизод нашего жития не в силах укрыться от Его Отеческого взора[iii]. Каждое событие, которое происходит, казалось бы, благодаря свободной воле и произволу[iv] человека, на самом деле имеет силу осуществиться только в силу попущения Бога[v] Вседержителя.

11 июля 2014 г. Миссионерская группа из Московской духовной академии во главе с иереем Иоанном Корешковымпосетила Исправительную Колонию №2 г. Рыбинска, где в тюремном храме была совершена Божественная литургия. После Литургии все приложились к привезенному кресту-мощевику, подаренному академии бывшим ее выпускником.

Посещение наших братьев во Христе, в заключении сущих, оставило после себя светлое впечатление. Небеса радуются «о единем грешнице кающемся»[vi], а в колонии их сотни. И этим людям даровал избавление Христос: «людие, сидящие во тьме, видеша свет велий; и сидящим во стране и сени смертней, свет возсия им».[vii]

Каждый из нас в жизни совершал какие-либо грехи, и лишь мера беззакония отличает нас (людей граждански честных) от них (осужденных). Но кто знает, окажись мы, одержимые нашими страстями, в подобных им обстоятельствах, не пали ли бы мы  куда больше? Потому очень радостно, когда видишь, что каждого – и их и нас – Господь зовет ко спасению[viii].

Все искренне кающиеся получают прощение[ix], и могут от всего сердца воскликнуть: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»[x]. Это удивительная милость Божия. Если бы не спас нас Господь, то все мы достойно шли бы во ад[xi]: как уголовники, так и «честные люди». Несмотря на то, что многие не совершали преступлений, наказуемых законом, и выглядят благочестивыми, но в душе, к сожалению, преисполнены всякого греха, и лишь в силу обстоятельств не имеют возможности его совершить.[xii] И идут в ад кажущиеся «хорошими» люди, отвергающие Христа[xiii].

Среди заключенных поразительно отличались лица, глаза – церковных, кающихся людей и нераскаянных безбожников[xiv], стоявших в стороне и лишь издали наблюдавших за происходящим у храма. Как тут не вспомнить двух разбойников? [xv] иеромонах Никодим (Шматько) в своих семинарах по тюремному служению рассказывал[xvi], что вырваться из «черной иерархии», круговой поруки, и больше не участвовать в делах тьмы (и при этом остаться в живых), можно только действуя ради двух целей: Бога и матери. И тех, которые не испугались и пошли за Христом[xvii], Господь преображает — как их самих, так и все окружение. Такие заключенные сами вешают на стены иконы. Приходя в Церковь (в тюремном храме ежедневно заключенные совершают общие молитвы), они обретают истинную свободу[xviii], которую у них никто не может отнять[xix]. Заключенные становятся свободнее тех, кто, хотя и находится вне тюрьмы, но, живя во грехе, скован его тяжким ярмом.[xx]

Тюремное служение нелегко, и немногие занимаются им.[xxi] Каково это — общаться с людьми, впадшими в тяжкие грехи? Наверное нигде, кроме тюрьмы, мы не сможем найти такого пламенного покаяния[xxii], преображения души и искренней молитвы, которая в скорбях особенно сильна[xxiii]: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды….Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию»[xxiv] — каждое слово «звенит» в тюремной церкви, чувствуется от всей души мольба ко Творцу, которая, конечно, не может быть отвернута[xxv].

Все мы, православные христиане, — кающиеся грешники.[xxvi] Всех нас Господь собрал во единую Церковь по Своему неизреченному человеколюбию, видя нас во грехах погибающих. Он не отверг нас, смилостивившись над нашим покаянием.[xxvii] Поэтому и всем нам, православным христианам, подобает навещать собратьев по вере, в заключении сущих, страждущих, плененных. Таково дело христианской любви[xxviii], и многие святые и праведные усердно совершали его.

Всем, кто вступил на путь покаяния, нужна духовная поддержка. Враг, страшно разъяренный тем, что его добыча ускользнула, всячески старается отомстить[xxix].  Подобное происходит и на войне: находящийся в плену медленно погибает, вырвавшийся же из плена и взявший в руки оружие, сталкивается уже с ожесточенным сопротивлением врага[xxx].

Не будем оставлять тех, к кому Господь нам заповедовал придти[xxxi]. Будем также возвещать[xxxii] свет Евангелия тем, кто еще не обратился к покаянию; тем, чья жизнь все еще омрачена игом греха и страданий; тем, кто еще не изведал светлой радости Воскресения Христова, и кто еще так и не знает, сколь благ Господь.[xxxiii]

 


[i] Довлеет (церковно-слав.) = господствует

[ii] Длань (церковно-слав.) = рука

[iii] «Тебе, Господи, Сущаго по всей твари,  грешнии камо бежим;  на Небеси Сам живеши,  во аде попрал еси смерть.  Во глубины морския;  тамо рука Твоя, Владыко» (Воскресная стихира 6 гласа)

«Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо - Ты тамо еси, аще сниду во ад - тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря -  и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя»(Пс 138:7-10)

[iv] Произволу (устар.) = произволению

[v]  «…у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк 12:7)

[vi]« Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии … сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:7,32)

[vii] Мф 4:16

[viii] «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земле поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению» (Молитва службы Часов)

[ix] «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как вóлну убелю.» (Ис1:18)

[x] Возглас перед Великим Славословием на Утрене, по старопечатным книгам – припев к хвалительным псалмам.

[xi] «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.» (1Кор15:17)

[xii] «лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27)

«Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы» (Пс 54:22)

«такая…, хотя бы никого не уязвила …, подвергнется величайшему наказанию. Она уже приготовила отраву, растворила яд, но только никому не успела поднести отравленной чаши, или вернее, - она уже и подносила эту смертоносную чашу, но только не нашелся желающий выпить ее» (Златоуст.Беседа 17)

[xiii] «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.» (Пс 72:27)

« те же, которые вне Церкви… гибнут безвозвратно".  (прп. Варсонофий Оптинский)

[xiv] «это печать греха…на лицах нераскаянных душ» (Кондак 12 акафиста «Слава Богу за Все» митр. Трифона (Туркестанова), редкая редакция)

[xv] « Посреде двою разбойнику,  мерило праведное обретеся Крест Твой:  овому убо низводиму во ад тяготою хуления,  другому же легчащуся от прегрешений к познанию Богословия.  Христе Боже, слава Тебе.» (Кондак на «Славу» 9-го часа)

[xvi] иеромонах Никодим (Шматько), семинары по тюремному служению (http://www.mpda.ru/missioner/news/text/650741.html)

[xvii]   «…те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр14:4)

[xviii] «…познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин8:32)

[xix] «…радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин16:22)

«…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим8:38-39)

[xx] «…истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34)

[xxi] «…тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф7:14)

[xxii] « Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать.» (Рим5:20)

[xxiii] «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой.» (Пс129:1)

«Что касается тюремной истории отца Иоанна (Крестьянкина- прим.), то меня всегда поражало, как он отзывался о времени, проведенном в лагерях. Батюшка говорил, что это были самые счастливые годы его жизни. «Потому что Бог был рядом!» — с восторгом объяснял батюшка»…«Почему-то не помню ничего плохого, — говорил он о лагере. — Только помню: небо отверсто, и ангелы поют в небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет» (архим. Тихон Шевкунов о архим. Иоанне Крестьянкине, цит. по газете «Известия»,http://www.hram-evenkya.ru/novosti/otets-ioann-krestyankin-nazyival-vremya-provedennoe-v-lageryah-samyim-schastlivyim-v-ego-zhizni)

[xxiv] Последование Литургии, Великая ектиния.

[xxv] «проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Лк11:9)

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф18:19-20)

[xxvi] «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Мк 2:17, Мф 9:13, Лк 5:32)

[xxvii] « Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.» (Пс 50:13)

[xxviii] «… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф 25:40)

[xxix] «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.» (Лк 11:24, Мф 12:43)

[xxx] «(Один) бывший кришнаит… когда он был кришнаит …– у него постоянный пост был: очень мало пищи и много работы. У него не было никаких плотских позывов! А когда он перешел в Православие, на него все это вдруг

обрушилось! … (Архим. Кирилл Павлов) сказал, что когда (он) был кришнаитом, бил в барабан и прославлял этого синего Кришну… его целомудрие оберегали бесы!» (Прот. Олег Стеняев, Беседы на кн. прор. Даниила, лекция 9)

[xxxi] « Благо ходити в дом плача, нежели ходити в домъ пира» (Еккл.7:2)

…в темнице был, и вы пришли ко Мне.(Мф 25:36)

[xxxii] «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак 5:20)

[xxxiii]«Вкусите и видите ,  яко благ Господь» (Пс 33:9)

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
15 августа 2018 г.
На телеканале «Спас» вышел очередной выпуск авторской программы Владимира Романовича Легойды. В этот раз его гостем  стал преподаватель основного богословия, главный редактор портала «Богослов.ру» протоиерей Павел Великанов.
13 августа 2018 г.
Вышел в свет новый учебник по гомилетике, который был создан в рамках программы по подготовке новых учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви.
13 августа 2018 г.
5 августа 2018 года в Каргополе открылся симпозиум «Исцеление национальной памяти: люди, места, события», соорганизатором которого выступила Московская духовная академия.
08 августа 2018 г.
С 31 июля по 11 августа 2018 года в Центре дополнительного образования при Московской духовной академии проходит очередная учебная сессия.
30 августа 2018 г.
Общее собрание  профессорско-преподавательской корпорации  Московской духовной академии состоится 30 августа 2018 года в Малом актовом зале МДА. Начало в 10 ч. утра.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Сергея Юрьевича Акишина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации игумена Пимена (Семилетова) на соискание ученой степени кандидата богословия.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.