АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Первоверховные апостолы Петр и Павел: жизни, сотканные из добродетелей


Проповедь произнесена в Покровском академическом храме на Всенощном бдении 11 июля 2014 года.
12 июля 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Каждое время года освящено своими праздниками, которые так или иначе связаны с подготовкой к ним. Как разумные хозяева стараются прибрать и украсить свою горницу перед приходом долгожданных гостей, так и верные сыны и дочери своего Небесного Отца идут на небольшой подвиг в преддверии великих торжеств: весной мы усиливаем молитву во время Великого поста, чтобы встретить Пасху Господню; при сборе плодов очищаем свою душу постом Успенским и празднуем Пасху Богородичную; зимой пришествие в мир Спасителя мира соединяем с Рождественским постом, а пост Петров (или апостольский) увенчиваем памятью первоверховных апостолов Петра и Павла. Кто же были эти ученики Христовы, в честь которых Церковь установила многодневное воздержание, и почему они стоят выше других, первыми из первых?

О жизни святых апостолов мы знаем сравнительно немного. Говоря современным языком, апостол Петр занимался промыслом рыбы, а апостол Павел был ремесленником с хорошим религиозным образованием. Апостол Петр имел жену, которая сопровождала его во время проповеди, апостол же Павел жил один. Мало сходства можно найти и в том, как каждый из них пришел ко Христу. Апостол Петр уверовал в Мессию благодаря своему брату Андрею, которого Господь первым призвал на апостольское служение; апостол Павел обратился чудесным образом от небесного света и гласа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). Апостол Петр (по-арамейски – Кифа) получает свое имя от Самого Христа при первой встрече со Ним на реке Иордане; апостол Павел, никогда не видевший Христа, начинает так именоваться лишь через некоторое время после Крещения апостолом Ананией.

Не находя единства во внешнем, обратимся ко внутреннему. Как известно, апостол Петр возглавил проповедь слова Божия в иудейской среде, а апостол Павел – среди язычников. Нам трудно понять, как эти два смертных человека смогли стать столпами, основателями христианской Церкви, о которой Господь сказал: «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Это происходит оттого, что наша поврежденная грехом природа постоянно вносит разлад в нашу жизнь, разделяет ее на две части, уводит от целостности. Мы считаем себя православными, и в то же самое время находим утешение в мирских забавах и пустых удовольствиях. Часть дня мы пытаемся посвятить некому духовному деланию, а другую часть нашего дня заполняют дела суетные со всеми их скорбями и радостями. И необъяснимой становится не «первоверховность» апостолов, а жизнь современных верующих в двух непересекающихся сферах. Главная наша беда в том, что христианство не пронзает все наше весьма короткое пребывание на земле, как солнечный луч рассекает все атмосферные слои и достигает поверхности земли.

Вера же апостолов Петра и Павла в своего Учителя не была похожа на нашу; она была центром их жизни, а не одной из многих составляющих. После проявления минутной слабости и отречения от Христа при Его распятии апостол Петр, опомнившись и осознав глубину своего падения, «плакал горько» (Мф. 26:75) не минуту, не час и не день, а всю оставшуюся жизнь. Вне зависимости от времени суток, услышав пение петуха, он вставал на молитву и слезно просил о прощении, от чего у него под глазами образовались две борозды.

Апостол Павел же в Послании к галатам говорит о себе такие удивительные слова: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19–20). Обретя веру, укрепленную благодатью Крещения, он умирает для прошлой жизни и простирается лишь вперед, лишь к единению со Спасителем; помышляет только о духовном, отвергнув плотское. Это ощущение жажды Христа и Его благодати является неотступным и верным спутником апостола. Как нам уразуметь сказанное, когда мы в духовном плане подобны слепым котятам, ползающим наощупь? Как стать орудием Христовым, чтобы спастись самим и, подобно апостолам, обратить ко спасению ближнего своего?

Прежде всего, нужно посмотреть на себя, а не на соседа по огороду или лестничной клетке. Необходимо «внять себе» (Втор. 15:9), трезво заглянуть в самые потаенные уголки своей души, а также полностью, без остатка вверить себя благодати Божией. Лишь при таких условиях к нам придет понимание нашей беспомощности и мелочности нашей мирской суеты. – Духовная высота не достигается по-другому. Только признав себя духовным бедняком и положив ни много ни мало, а целую жизнь для борьбы со своими греховными наростами души, можно достичь обителей горних, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание».

«Да, – подумает кто-то, – какой сложный и тернистый путь! Опасно к нему и приближаться…» Но христианин – человек не робкого десятка; он знает, на кого и на что следует положиться. Когда молитвенное правило становится формальностью, пост или постный день – периодически оставляемым бременем, а посещение храма и участие в богослужении – обыденностью, мы усердно взываем ко святым – нашим ходатаям перед Престолом Божиим.

И в числе первых среди них пребывают от своей мученической кончины в Риме в 67 г. до скончания века первоверховные апостолы Петр и Павел, память которых мы сегодня светло празднуем. Паки и паки, снова и снова соборно помолимся этим великим светильникам нашей веры: «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».

Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
09 декабря 2018 г.
9 декабря 2018 года в Московской духовной академии состоялся концерт из цикла «Музыка как предстояние Богу», на котором прозвучали шедевры мировой музыкальной классики.
09 декабря 2018 г.
9 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице и в день памяти святителя Иннокентия Иркутского, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий рукоположил во диакона преподавателя кафедры филологии МДА А.В. Ларионова.
08 декабря 2018 г.
8 декабря 2018 года на 71 году жизни скончалась доцент кафедры Истории и теории церковного искусства инокиня Христина (Буткевич).
08 декабря 2018 г.
7 декабря в Доме культуры имени Зуева на Лесной улице (г. Москва) прошел благотворительный концерт «Звезды туристического бизнеса», в котором принял участие хор Московской духовной академии, представлявший Паломнический центр Троице-Сергиевой лавры. Средства от концерта будут направлены на лечение детей в московском детском хосписе «Дом с маяком».
10 - 20 декабря 2018 г.
С 10 декабря по 20 декабря 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 4 курсе бакалавриата студентов CЗО МДА, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
05 - 15 декабря 2018 г.
С 5 по 15 декабря 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 1 и 2 курсе магистратуры студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.