АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Духовно-нравственная культура как мировоззренческая парадигма образования в высшей школе


24 июня 2014 г.

 Игумен Киприан (Ященко),

Ректор Института экспертизы образовательных программ

 и государственно-конфессиональных отношений,

к.п.н., доцент кафедры церковно-практических дисциплин,

заведующий педагогическим кабинетом

Московской Православной Духовной Академии,

научный руководитель НИР «Духовно-нравственная культура и мировоззренческие парадигмы современного российского образования:

история и новые тенденции»


Введение

В настоящее время в пространстве высшей школы, как и в целом – в отечественном образовании – происходят существенные изменения, формируются новые, подчас весьма разнонаправленные, тенденции.

Некоторые из них связаны с общим движением высшей школы к подготовке профессионалов на основе стандартов и требований Болонской системы, к усилению приоритета формулы  «образование = услуга». Импульсом других тенденций становится переосмысление роли духовно-нравственной составляющей в воспитании и становлении личности в период обучения, а также – новое видение феномена духовно-нравственной культуры и исследование путей и возможностей её взаимовлияния с системой образования.

Данные тенденции нашли определенное отражение в новом законе «Об образовании» 2014 года, при этом значительное, до 70% расширение вариативной части в составе основных образовательных программ благоприятствует углубленному внедрению духовно-нравственной составляющей, в том числе.

В то же время, формула  «образование = услуга» остается для отечественной образовательной  сферы весьма инородной, так как у истоков формирования светской высшей школы в России, как известно, стоял великий ученый – и великий подвижник, Михаил Васильевич Ломоносов, задавший всей своей жизнью и деятельностью на столетия вперед особый тон отечественному университетскому образованию. Этот тон до сих пор определяется иной формулой – «наука, образование = служение».

В этой связи, одной  из приоритетных задач  высшей школы, которая ставится перед профессорско-преподавательским составом в свете  вышеозначенных тенденций развития образования, видится искреннее и  ответственное содействие взращиванию не только квалифицированного специалиста, но здоровой в духовном и нравственном отношении личности в лучших традициях отечественного образования. Личности, усвоившей такие базовые ценности, как вера и совестливость, сохранение человеческого и профессионального достоинства, честность, мужественность и патриотизм, ответственность, милосердие и терпение,  следование высоким этическим идеалам. Личности, воспринимающей науку, образование и обучение – как служение.

Тем не менее, в современных рыночных условиях развития системы образования одной из насущных проблем современной высшей школы остается балансирование на тонкой грани сохранения и  качественной передачи профессиональных традиций вкупе с духовно-нравственной составляющей.

Другой, не менее существенной проблемой, видится явное нарастание конфликта мировоззренческих парадигм – в обществе, и как в его части – в системе образования, что мало способствует решению задач объединения народа, созидания и укрепления государства и каждого из его институтов, включая образовательную систему.

Некоторые пути решения означенных проблем  в сфере образования, в сфере высшей школы мы хотели бы предложить в данной статье.

Создание и развитие общего мировоззренческого поля

 на основе духовно-нравственной культуры.

Развитие тенденции внедрения и укрепления духовно-нравственной составляющей в сфере общего и высшего образования в последнее время приобрело достаточно конкретные формы определенных дисциплин – таких как «Основы православной культуры» в школе и «Теология» в вузах. Однако, все чаще возникает ощутимый конфликт мировоззренческих парадигм – заложенных в данных дисциплинах и существующих в учебных заведениях современной высшей школы.

В зависимости от того, какая парадигма «перевешивает» в каждом отдельном случае и в каждом конкретном учебном заведении,  преподавание данных дисциплин развивается по одному из возможных сценариев:

1.   Нивелирование или полное выхолащивание основного, весьма тонкого мировоззренческого содержания из данных предметов (что может происходить при полном несовпадении мировоззренческих парадигм воспитательной сферы отдельно взятого вуза и/или преподавателя, с содержанием дисциплины), т.е. «формальное» преподавание предмета без углубления в его суть и без передачи всей полноты необходимых знаний.

 

2.   Диссонанс мировоззрений преподавателя и вуза, неизбежно отражающийся на восприятии дисциплины студентами. Здесь возможны варианты качественного, профессионально и личностно полноценного преподавания предмета при том, что для вуза данная дисциплина («Теология» и др.) не представляет принципиальной ценности, но была введена, опять же, «формально».  Но в данном случае студенты, тем не менее, получают возможность благодаря талантливой и заинтересованной личности преподавателя постигнуть сферу духовно-нравственной культуры, впитать новые мировоззренческие ценности со знаком «+», возможно, пересмотреть свои ценности и даже изменить свою жизнь в положительную сторону.

Второй вариант диссонанса – «формальное» преподавание дисциплины в вузе, целенаправленно углубляющем и развивающем духовно-нравственную составляющую в рамках аудиторной и «внеаудиторной» жизни студенчества.

3.   Симфония мировоззренческих парадигм (вуза и преподавателей дисциплин духовно-нравственного содержания). В данном случае – и подобные примеры уже существуют в учреждениях высшей светской школы – мы можем наблюдать плодотворное соработничество, единство целей профессорско-преподавательской корпорации и администрации вуза в воспитании здоровой в духовно-нравственном отношении личности – именно то, что и должно вдохновлять и самих студентов, попадающих в такую благотворную для личностного становления атмосферу.

Остановимся на последнем из перечисленных «сценариев», как некоем идеале и как на единственно возможном для полноценного решения вышеозначенных проблем, поскольку именно в последнем случае  внутри вуза происходит формирование целостного и дружественного традиционным духовно-нравственным ценностям мировоззренческого поля.

Каковы в данном случае основные принципы и пути формирования корректных с точки зрения духовно-нравственного содержания мировоззренческих парадигм вуза, преподавателей общих и специальных предметов и собственно студентов? Рассмотрим их последовательно.

ВУЗ

Представляется, что для формирования здорового мировоззренческого поля администрации и профессорско-преподавательской корпорации отдельно взятого вуза необходимо решить определенные задачи, а именно:

- Ввести в вариативной части рабочих программ каждой из имеющихся в вузе магистратур обязательные (типовые или специально разработанные) спецкурсы, посвященные проблемам духовно-нравственной культуры в области каждой конкретной дисциплины. Например, для магистратуры «Социология» это может быть «Социологический мониторинг духовно-нравствнной составляющей в светских вузах», для магистратуры «Педагогика» – курс  «Православная (христианская) педагогика», «Воспитание добродетелей», «Христианская антропология» и др., для магистратуры «Философия» - спецкурсы ««Духовно-нравственная культура России и смена мировоззренческих парадигм» (В.Н.Расторгуев) и другие спецкурсы, в т.ч. в области естественных наук. Очевидно, что для вузов любой специализации будет необходим спецкурс по семейной педагогике, дающий крепкие и верные мировоззренческие основы семейной жизни, а также предлагающий практические решения по насущным и весьма острым современным вопросам воспитания детей, устроения здоровой в духовно-нравственном и физическом отношении семьи.

 - Ввести специальные магистерские программы, непосредственно связанные с духовно-нравственной культурой и воспитанием – в их числе могут быть «Социология православия» (сост. проф. И.П.Рязанцев, ПСТГУ), «Современные системы просвещения: философия, аксиология, методология» (сост. проф. В.Н. Расторгуев, МГУ), «Православная педагогика» (сост. игумен Киприан (Ященко), МДА) и другие, в том числе, в области естественных наук.

 - инициировать  и осуществлять разработку учебно-методических комплексов для сопровождения вышеназванных спецкурсов и программ, включая авторские и коллективные монографии, учебные пособия (в том числе электронные), хрестоматии, словари, материалы исследований, серии статей.

- организовывать для преподавателей повышение квалификации по проблемам духовно-нравственной культуры, актуальным направлениям современных исследований в данной области, базовым и новым методам преподавания духовно-нравственной компоненты и др. Особое внимание необходимо уделять повышению квалификации преподавателей по направлению «Теология». Думается, что формами такого повышения квалификации могут быть:

•      Высшие Богословские Курсы при МДА (как полный курс, так и отдельные модули, адаптированные, в т.ч. с учетом специфики конкретного вуза);

•      циклы лекций, бесед, встреч, в т.ч. при непосредственном участии духовенства Русской Православной Церкви, преподавателей духовных Академий и семинарий. Одним из ключевых тематических направлений может быть «Учение о добродетелях в святоотеческом наследии как система духовного и нравственного воспитания и развития личности» (разр. Игумен Киприан (Ященко).

 - в сфере научной работы необходимо инициировать междисциплинарные внутривузовские исследования, посвященные проблемам духовно-нравственной культуры и мировоззрения. Одной из основных задач  таких исследований должно быть создание условий для формирования новых научных школ, для передачи профессионального опыта и основных мировоззренческих парадигм молодым поколениям специалистов, педагогическая и научная преемственность, взаимодействие специалистов разных научных направлений и дисциплин в рамках одного исследования. В данных исследованиях рекомендуется принимать участие ведущим ученым  и специалистам факультетов и кафедр, молодым специалистам, аспирантам и студентам.

Все это должно способствовать укреплению профессионального и мировоззренческого единомыслия коллектива, расширению кругозора молодых специалистов, аспирантов и студентов, и одновременному повышению квалификации.

Также представляется необходимым инициирование специальных циклов конференций и семинаров, посвященных изучению святоотеческого наследия и педагогических систем, созданных свт. Василием Великим, преп. Иоанном Лествичником, аввы Дорофея, свт. Игнатием Брянчаниновым, блаженной памяти Старцем Паисием Святогорцем и другими Отцами и учителями Церкви. Основной целью таких конференций и семинаров будет не столько изучение исторического аспекта, сколько поиск путей применения оставленных нам великими святыми подвижниками, педагогами и святоотеческой традицией в целом зерен действенного, апробированного столетиями духовного и нравственного воспитания личности в лоне православной традиции. Кроме педагогического наследия, такие лекции могут быть посвящены трудам святых, непосредственно связанных с той или иной профессиональной областью  - Луки Войно-Ясенецкого в медицине, свт. Феофана Затворника в литературе и т.д.

Кроме того, необходимы особые научно-практические встречи аналитического характера, в которых, в том числе, основная исследовательская работа по подготовке материалов может быть возложена на студентов совместно с консультантами и помощниками из духовных академий и семинарий. Речь идет о духовно-нравственном анализе профессиональных и научных открытий, достижений прошлого и современности в сфере специализации вуза. Это позволит по-новому, более ответственно взглянуть на многие последствия внедрения тех или иных профессиональных разработок, будет способствовать освоению новой шкалы духовно-нравственного измерения таких явлений, осмыслению их полезности для современного общества, оценке их положительного потенциала в созидании здорового мировоззренческого поля в масштабах отрасли и страны.

По материалам таких конференций было бы весьма целесообразно издавать серии сборников, которые помимо чисто научной ценности служили бы и своего рода методическими пособиями по формированию здорового мировоззренческого поля для других вузов.

В сфере внеаудиторной воспитательной работы, как с преподавателями, так и со студентами одним из ключевых принципов формирования здорового мировоззренческого поля является организация евхаристического общения всех, имеющих к этому желание, расположение, ищущим или сомневающимся участникам образовательного процесса. Создание университетских православных храмов – одна из современных тенденций возрождения верного исторического облика отечественных вузов, необходимая и востребованная по нескольким причинам. Университетский храм является местом особо возвышенного  по содержательному и нравственному уровню общения преподавателей и студентов, местом личной встречи с Богом, соприкосновения с живой историей и традиций, культурой и эстетикой. Вместе с тем, храм является и  педагогической площадкой для организации практики студентов, изучающих теологию и другие спецкурсы с духовно-нравственной компонентой.

 Именно евхаристическое общение, совместные молитвы о насущных нуждах вуза, учащих и учащихся, нашего Отечества,  молебны – на начало и окончание года, святым, благодарственные – особенно способствуют воспитанию чувства единения и патриотизма, сопереживания ближнему, деэскалации явных и скрытых конфликтов внутри большого вузовского коллектива, укреплению здоровой мировоззренческой позиции всех участников образовательного процесса. Отметим, что, несмотря на все более очевидную дехристианизацию Европы, традиция домового храма при многих и многих светских заведениях европейских городов, неизменно сохраняется до настоящего времени.

Другие формы внеаудиторной воспитательной работы и формирования мировоззренческого поля на основе духовно-нравственной культуры – это организация паломнических поездок с участием студентов и преподавателей, тематических творческих мероприятий и вечеров, посвященных празднованию Рождества, Пасхи, Татьяниного дня, дней памяти преподобного Сергия Радонежского. Карта таких мероприятий может быть  составлена с учетом направленности вуза, так, чтобы формула «образование – служение» была вживую прочувствована и прожита участниками образовательного процесса: от соприкосновения с местами жизни и подвига святых людей и исповедников от профессии, святых мест, имевших  особое значение в развитии того или иного профессионального пласта или направления отечественной науки. Такие мероприятия направлены, прежде всего, на практическое освоение и осмысление значимости духовной составляющей любой профессиональной деятельности, а вместе с этим – ответственности каждого профессионала за плоды своей деятельности перед Богом, людьми и Отечеством.

Особое место в формировании здорового мировоззренческого поля вуза имеет самодиагностирование – регулярные внутривузовские социологические опросы, которые могут проводиться, в том числе, с привлечением самих студентов.  Грамотно разработанные критерии исследования позволят определять духовно-нравственное состояние студентов при поступлении в вуз, на разных этапах обучения, по окончании вуза, выявлять положительную динамику, корректировать и развивать весь комплекс работ с учетом полученных результатов соцопросов (подобный положительный результат имеется, к примеру, в  Некоммерческом Фонде «Детский епархиальный образовательный центр», г. Самара).

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Известно, что от личности преподавателя зависит успех в преподавании дисциплины. Для того чтобы преподаватель был деятельным созидателем здорового в духовно-нравственном отношении мировоззренческого поля вуза, он должен обладать не только необходимыми профессиональными компетенциями, но и особыми личностными качествами, которые позволят ему решать сложные задачи воспитания студентов. Позволят отвечать на сложные и подчас мучительные педагогические, профессиональные и нравственные вопросы: какова профессиональная и духовно-нравственная цель моего преподавания данного курса? Куда и как дóлжно вести студентов в процессе освоения дисциплины? К чему их готовить как личностей, профессионалов и граждан? Какие навыки прививать? Что передавать и как, в конце концов, ненавязчиво, но вместе с тем полезно и активно заниматься их воспитанием? Ведь, в конечном итоге, преподаватель несет определенную, подчас весьма большую долю ответственности за то, каким человеком, какой личностью стал его воспитанник, какой образ жизни он стал вести, какие поступки совершать, какую цель в этой жизни выбрал для себя после окончания вуза.

Здесь мы обязаны коснуться весьма личных качеств преподавателя, как общих, так и специальных, ориентированных на передачу духовно-нравственной культуры, дисциплин, включая теологию. Один из краеугольных камней личностных качеств преподавателя – глубокая  и искренняя вера в Бога, воцерковленность, определенный духовный опыт, а также участие в евхаристическом общении со своими воспитанниками. Найти хорошего воцерковленного профессионала в настоящее время – задача весьма сложная, в том числе и для светского сектора высшей школы, при этом очевидно, что перечисленные глубоко личные качества преподавателя отнюдь не формальны, и подчас неявны для окружающих, но именно они определяют верный мировоззренческий вектор преподавания. В этой связи целесообразно рекомендовать светским вузам тесное взаимодействие с вузами духовными, приглашать преподавателей специальных дисциплин и одновременно взращивать свои преподавательские кадры.

Педагогическим идеалом в нашем случае является святость – именно к ней, как к конечной цели личностного становления, ведет преподаватель своих воспитанников. Приведем слова настоятеля афонского монастыря Ватопед игумена Ефрема: «Если ты монах – будь святым монахом, если ты преподаватель – будь святым преподавателем, если ты журналист – будь святым журналистом!» То есть, будь святым в своей профессии.

Соответственно, методология преподавания требует особых подходов. Один из важных аспектов этой методологии – молитвенное делание преподавателя, который молится за своих студентов – лично или подает за них записки. Особое значение, думается, имеет составление курсового помянника, который бы подавался на службах в домовом храме вуза, в курсовых паломничествах и т.д. Осознание студентов того, что их жизнь небезразлична их педагогу, что за них молятся,  им сопереживают, не останется без отклика в юношеских сердцах и возможно, станет одной из первых ступенек  в личностном становлении.

Само преподавание дисциплины со стороны преподавателя нуждается в определенном переосмыслении,  в решении следующей методологической задачи – ввести святоотеческий опыт воспитания здоровой в духовно-нравственном отношении личности, в частности, учение о добродетелях, в образовательный процесс по отношению к конкретному предмету или направлению науки, гармонично сочетать с приобретением профессиональных умений и навыков.

Преподаватель, прививая студентам навыки исследовательской работы в области предмета, должен будет привить аналогичные навыки и  в области духовно-нравственной культуры – открыть источники (святоотеческое наследие, жития, духовная литература, исследования на соответствующие темы), объяснить методы и особенности работы с ними применительно к изучаемому предмету, обозначить мировоззренческие ориентиры, на которых в дальнейшем воспитанник сможет выстраивать свою профессиональную жизнь вкупе с  личностным становлением.

Другая важная методологическая задача преподавателя – передача традиции профессиональной школы и традиций духовно-нравственной культуры, характерных для данной профессиональной школы.

 

СТУДЕНТЫ

Современное студенчество – дети своего сложного и враждебного практически для любой формы становления здоровой в духовно-нравственном плане личности времени. Когда они  попадают в благодатное мировоззренческое поле вуза, уделяющего первостепенное значение духовно-нравственному здоровью, то получают возможность возрастать в добродетелях при содействии  верующего, профессионального, ответственного и творческого преподавателя, возрастать в профессиональных умениях и навыках, получать основы для дальнейшего самостоятельного личностного и профессионального  развития.

Помимо перечисленных выше форм аудиторной и внеаудиторной работы, организованных вузом при содействии преподавателей, для студенческой среды необходимы формы самоорганизации, которые позволяют молодым людям проявлять свою инициативу, воплощать новые идеи в русле общей концепции формирования здорового  мировоззренческого поля вуза. Эти формы работы помогают заработать сердцу студента, развить его самые благородные порывы и устремления, на практике воплотить навыки духовно-нравственной жизни – в делании милосердия, взаимопомощи, сострадания, патриотического созидания нашего Отечества.

Опираясь на уже существующий опыт российских вузов, можно говорить о том, что наиболее действенными и живыми формами такой самоорганизации являются студенческие волонтерские движения. Их участники осуществляют адресную помощь  нуждающимся, одиноким и пожилым людям, имеют особое попечение о сиротах в детских домах, неизлечимо больных в хосписах и больницах, и т.д., придумывают, организовывают и  принимают участие в различных акциях милосердия.  При этом такие движения имеют большой потенциал к самоорганизации, поскольку студенты сами регулируют графики посещения больных, принимают заявки о помощи и распределяют, в зависимости от возможностей, нагрузку  между собой.

Другой формой студенческой самоорганизации являются студенческие  клубы, созданные по инициативе молодежи, в которых их должен объединять  поиск практических путей взаимовлияния духовно-нравственной компоненты и профессии (приведем в пример студенческие клуб «Православный  лекарь» Воронежской Государственной Медицинской Академии). Кроме «профессиональных» клубов особое значение имеют клубы творческие, такие, как, например, «Доброе кино», в которых студенты могут отбирать,  просматривать и обсуждать классику кинематографа и новые произведения духовно-нравственного содержания. Также для расширения, в том числе и профессионального кругозора, можно рекомендовать клубы и кружки «Вера и наука», которые затрагивают вопросы взаимодействия профессии и Православной духовно-нравственной культуры, знакомят с новейшими результатами исследований  и открытий в данных областях. Для клубов «Доброе кино» и «Вера и наука» представляется необходимым приглашение на обсуждения, лектории специалистов – такие творческие и научные встречи с верующими деятелями культуры и учеными, имеющими крепкую позитивную мировоззренческую позицию, обширный профессиональный и жизненный опыт необходимы для просвещения молодежи.  Также это могут быть встречи с молодыми воцерковленными специалистами, практически сверстниками, что тоже очень благотворно могло бы повлиять на дальнейшее самоопределение в жизни и профессии каждого студента.

Таким образом, рассмотренный выше комплекс форм и мероприятий может способствовать формированию здорового в духовно-нравственном отношении мировоззренческого поля внутри вуза. Навыки, привитые студентам во время обучения, послужат студентам своего рода духовно-нравственным компасом в дальнейшей жизни, помогая делать осознанный и правильный выбор в профессиональной  и научной деятельности и всех сферах личной жизни.

Тем не менее, созданный благоприятный духовно-нравственный микроклимат отдельно взятого вуза необходимо поддерживать, он является средой, которую можно и нужно диагностировать, обогащать, укреплять, в том числе, преодолевая рамки некоей мировоззренческой автономии – и находить живые источники и формы духовно-нравственной культуры вовне. Формы,  которые смогут также в будущем стать особыми смысловыми и содержательными маяками, ориентирующими выпускников в житейском море и бурях нарастающей глобализации, удерживающими в их поле зрения непреходящие ценности, укрепляющими привитое в alma mater мировоззрение. Какие – это тема отдельной развернутой статьи, а также нового, весьма перспективного исследования.

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
16 ноября 2018 г.
24 ноября 2018 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Преподобный Максим Грек: 500 лет в России».
16 ноября 2018 г.
6 и 13 ноября доцент кафедры Богословия Московской духовной академии священник Стефан Домусчи и доцент кафедры Церковной истории МДА священник Антоний Борисов прочитали лекции слушателям курсов повышения квалификации - клирикам Астраханской митрополии.
16 ноября 2018 г.
14 ноября в актовом зале Курской духовной семинарии протоиерейИоанн Лапидус, преподаватель Московской духовной академии, настоятельхрама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В.Ломоносова, прочитал лекцию на тему: «Историко-канонические аспектывзаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей».
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.