АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Проповедь в Великую субботу


20 апреля 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

После крестных страданий и смерти Господь наш Иисус Христос полагается во гроб. Во гробе Господь, по выражению богослужения Великой Субботы, субботствует плотию до дня Своего Воскресения. Субботствовать – значит находиться в полном покое. Но в покое ли находился Господин субботы?! Во время Своей земной жизни Господь неустанно проповедовал, не зная покоя. И после смерти Его божественная душа не знала отдохновения, продолжая возвещать Царствие Божие уже душам умерших людей.

 «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38) – говорит Господь. Живы были для Бога не только те, чьи имена оставались в памяти людей –  Авраама, Исаака, Иакова и многих других праведников – но и те, о которых на земле забыли, о ком не осталось никакой уже земной памяти, как будто и не жили эти люди никогда на земле. Но не были эти души забыты Богом, живы они были для Него и равным образом любимы. Если ради живущих и будущих поколений Господь сошел на землю, то ради умерших и прошлых поколений Господь снизошел даже до глубин ада, где, казалось бы, не может быть никакой жизни, а лишь тоска и томление духа. Как добрый пастырь, Он оставляет на время уже искупленное человечество и спускается в ров преисподний, дабы спасти еще одну потерянную, а вернее сказать похищенную у Него паству. И что же Господь увидел в аду? А увидел Он то, что и там жила надежда и ожидание своего Искупителя.

Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси (Пс 138, 8) – взывает пророк Давид, который подкреплял надежду праведников пророчеством о том, что однажды вечные и несокрушимые врата ада падут перед Царем славы и Он выведет ожидающих Его пришествие в вечную жизнь: Возьмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечные, и внидет Царь славы (Пс 23:7) – говорит пророк.

В аду также ожидал Искупителя пророк Исайя, который когда-то слышал Господа, говорящего: « …медные двери сокрушу и запоры железные сломлю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства » (Ис 45, 2-3). И вот, по слову пророка, людям, сидящим во тьме и сени смертной возсиял Божественный Свет (Ис 9, 2), и восприняли они сокрытое от них богатство – Царство Небесное.

В аду содержался древний праведник Иов, которого некогда вопросил Господь: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной» (Иов 38, 17). И вот праведник сам воочию увидел силу Сокрушителя ада и смерти.

Пророк Осия некогда возвестил людям слова Господа, говоря: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос 13:14). И вот власть ада и смерти пала и праведники призываются в вечную жизнь.

Наконец последний из ветхозаветных пророков и первый евангельский проповедник Христа святой Иоанн Креститель возвестил находящимся в аду скорое пришествие Спасителя. Его отец – праведный Захария – предвидел Духом Святым и эту миссию Своего сына, а потому и пророчествоовал при его рождении, говоря: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа – просветить седящих во тьме и сени смертной(Лк 1, 76-79). Седящие во тьме и сени смертной услышали проповедь Предтечи и трепетно ожидали Агнца Божия, который взял на себя грех мира.

Но все ли обитатели мрачного ада избавились от уз и вошли с Господом в радость вечную? Надо полагать, что из ада вышли не все души, но только те, кто ожидал Своего Искупителя. Великой тайной остается то, каким образом Господь, сойдя, проповедовал духам, находищимся в адской темнице (1 Петр. 3, 19:20)? В божественной ли славе, или, как на земле, в смиренном виде? Но ведь если проповедь Спасителя на земле была, по слову апостола, в «образе раба» (Фил 2, 7), а сошествие во ад было продолжением Его божественного «истощания», то и там Господь мог сокрыть до времени Свою Божественную славу, дабы призвать людей не силою необходимости, а святостью и правдой Своего слова. Итак, духи праведные, видя чистоту Божественной души Спасителя, разглядели в Нем своего Бога и Искупителя. Духи же мрачные, гордые и неимеющие упования увидели в Господе всего лишь очередную душу, которая сошла во ад для вечного в нем пребывания. Ведь они знали, что врата ада открывались только для того, чтобы впустить душу человека, но никогда не открывались, чтобы душа покинула вечную преисподнюю. Но когда Господь обрел свое погибшее овча, ад не смог устоять перед силой Божьей и пал перед Царем славы. За Царем славы шли праведные души и повторяли пророческие слова Осии «Смерте, где твое жало! аде, где твоя победа!» (Ос 13:14).

 И мы, живущие, не должны терять надежду, даже когда наше внутреннее устроение похоже на ад! Порой, как будто некие темные облака находят на душу и не дают ей увидеть свет. Тьма погружает душу в тяжелое состояние томления и тоски, делает ее неспособной к доброму делу и к духовному подвигу. Душа впадает в некое оцепенение и безразличие. В этом духовном сне нет ни покаяния, ни печали по Бозе, ни духовной радости, ни чувствования благодати Божией. Как будто и нет души вообще. Эта адская полусмерть очень опасное состояние. И, конечно, состояние это не случайно. На всё есть причины. И главной причиной этого пагубного состояния является пренебрежение Богом и Его заповедями. Надо всегда помнить, что Бог за немногий духовный труд дает воздаяние во сто крат превосходящее всякий труд. И главным воздаянием является мир души и спокойствие духа.

Когда душа впадает в этот ад, не надо терять надежду. Искупитель человека всегда рядом. Нужно всего лишь из глубины сердца воззвать к Нему и помощь свыше незамедлительно придет. Господь и сейчас готов спуститься в ад человеческой души, вывести ее из этого пагубного состояния и привести к божественному свету. Господь прикасается к душе Своей благодатью и она становится способной к жизни. Душа освящается благими помышлениями и устремлениями. Она пребывает как бы в постоянной бессловесной молитве и в благодарности. Прерванная связь души с Богом восстанавливается, и душа как бы воскресает от своего смертного сна. В этом состоянии наиболее чутко переживается Воскресение Христово.  Ведь именно благодаря Воскресению Христову, мы получили возможность воскреснуть душой, а в конце времен и телом.

Восстанем, братия и сестры, от сна греховного! Отложим суету житейскую! Обратимся к Богу-Искупителю с сердечной молитвой как дети к любящему Отцу! Да воскресит Он нашего мертвого внутреннего человека! Да соделает сердце наше живоносным гробом, где не мертвец обретается, но откуда исходит Воскресший Господь! Да ликует сердце наше в предвкушение Пасхи Христовой, к которой нас предуготовляет сегодняшнее богослужение. И да воззовем ко Христу вместе с Церковью:

«Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». Аминь.
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
14 ноября 2018 г.
14 ноября в Московской духовной академии открылся седьмой международный научно-практический симпозиум «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Проректор МДА по учебной работе иерей Павел Лизгунов обратился к гостям с приветственным словом.
12 ноября 2018 г.
12 ноября в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника ректор Московской духовной академии совершил Таинство Крещения над дочерью студента магистратуры диакона Иоанна Зорина.
12 ноября 2018 г.
11 ноября в финальном поединке Чемпионата Московской духовной академии по футболу команды магистратуры и 32 группы бакалавриата разыграли кубок чемпионов Академии. Со счётом 10:2 матч выиграла 32 группа.
11 ноября 2018 г.
Вечером 11 ноября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел концерт «Осенний праздник творчества студентов», подготовленный миссионерской драматической студией «Ипостась».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.