АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О суетливости


Чтец Кирилл Воробьев, студент 1-го курса (Отделение церковно-практических дисциплин)
Проповедь, произнесенная в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника за Божественной Литургией 3 ноября 2013 года.
06 ноября 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?»[1], - спросил однажды Соломон. Такой простой вопрос, но кто даст на него однозначный ответ? Изменяемость и мимолетность, тленность и бренность, конечность и бессмысленность видел премудрый царь в суетливых днях человека. Его выводы категоричны, его рассуждения безотрадны, его слова правдивы и актуальны, не смотря на желание многих не слышать их. «Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах…суета сует»[2], - заключает Соломон, который имел все мирские блага в своей жизни.

Какая человеческая слава и честь стоит на земле непреложно? Какие житейские радости и печали постоянны? Одно мгновение и смерть все поглощает. Не надо быть философом и мудрецом, не надо быть богословом или иметь специальное образование, чтобы понять простую вещь: секира смерти тяготеет над каждым человеком: над начальствующими и подчиненными, над мирянами и архиереями, над богатыми и нищими, над молодыми и старыми. По мановению Божию ее лезвие готово опуститься в любой момент. И что пользы человеку от всех суетливых занятий его?

Притча, слышанная нами сегодня в евангельском чтении, ясно это показывает. Жили богатый и нищий. Казалось бы, у одного было все, а у другого – ничего. Но всех постиг один конец: оба умерли. Не помогло за смертью тленное золото богачу, а нетленное богатство добродетелей убого возвело его к Престолу Всевышнего.

«Все дни человека скорби, и его труды беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя»[3]. «Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий»[4].

Есть ли выход из этой суетливой круговерти? Ветхозаветный человек не знал его. Но у нас есть этот выход – Христос – Путь, Истина и Жизнь. Именно по Его зиждительному повелению появился человек. Он захотел привести нас из небытия в бытие: тело из праха взял, душу же оживотворил Своим дуновением. Почтил Господь человека образом и подобием Своим, и поставил Его владычествовать над землей. Но грехом человеческим вошла в мир смерть и суета. Но не терпел Владыка видеть Свое создание мучимым и теперь «не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца»[5].

К сожалению, этот выход многие не замечают, потому что не видят суеты вокруг и не понимают, что надо вырываться из нее. В современном мире человек вовлечен в круговорот событий и всяких дел. Он вынужден постоянно торопиться, чтобы успеть куда-то, записывать свои дела, чтобы их не забыть, постоянно думать о том, как устроить комфортней место своего пребывания на земле, которая когда-то поглотит его.

Человек бежит решать суетные, тленные, преходящие дела не замечая Христа, Который всегда рядом, забывая, что «видимое временно, а невидимое вечно»[6]. Суетливость не позволяет видеть печали и проблемы ближнего, ведь кажется, что у нас много других важных дел. Суетливость не позволяет всмотреться в себя и увидеть свои грехи, ведь на это совсем нет времени. Наконец, суетливость порождает высокомерие. Многие забывают, что Господь – начальник начальствующих и все люди только Им живут, Им движутся и Им существуют. Высокий общественный статус, к которому так стремится большинство, как правило, приводит к вышеуказанной забывчивости. Но ничто не вечно: молодость увянет как цветок, силы оскудеют, красота померкнет, богатство, слава и положение могут отойти от человека в любую минуту.

Когда умирал великий завоеватель всего мира - Александр Македонский - мудрец у его постели сказал: «Вчера Александр распоряжался жизнью и смертью многих людей, теперь не может преодолеть свою смерть», другой добавил: «Вчера Александр с несравненной славой ступал по земле, а сегодня земля бесславно покроет его» и, наконец, третий присутствующий, глядя на золотой гроб, сказал: «Вчера Александр закрывал сундуки с золотом, сегодня его самого закроют в золоте»[7].

Следует помнить, что наше положение в обществе, наше богатство и влияние – вск будет поглощено смертью в один миг. То, над чем столько трудился человек, разрушится как Вавилонская башня. Смерть обездвижит руки, которые что-то делали, свяжет ноги, которые постоянно бегали по суетливым делам, замкнет уста, закроет зрение, положит печать на наш слух. Останется только наше сердце, которое мы должны преобразить добродетелями для встречи со Христом, а не расходовать данные нам Богом силы и таланты на пустые и греховные дела. Мысль о том, что везде и постоянно присутствует Царь царей и все люди всецело от него зависят, позволит смирить человеческую гордость, ведь какой смысл кичиться перед прочими, когда рано или поздно земля всех сравняет.

Только во Христе наши дела обретают смысл. Благодаря Ему наши добродетели переходят за гроб и возносят нас к Престолу Всевышнего. Надо лишь стяжать эти добродетели здесь в земной жизни, постоянно отрезвляясь мыслью о суете и конечности земного бытия. Время не ждет, оно неумолимо перетекает из настоящего в прошлое и никогда уже не вернется. Как сон пробуждающегося человека исчезают дни земной жизни. Если откажемся от мирской суеты и будем вечно памятовать о том, что ходим перед Богом, то тогда, с Его помощью, стяжав добродетели, будем вечно воспевать у Престола Его: «благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь»[8].

 

Литература:

1. Библия. М., 2008.

2. Агапий (Ландос), ин. Как спастись. М., 2013.

 


[1] Еккл. 1:3.

[2] Еккл. 1:14; 12:18.

[3] Еккл. 2:23.

[4] Пс. 38:6.

[5] 1 Пет. 1: 18-19.

[6] 2 Кор. 4:18.

[7] Историю об Александре Македонском см.: Агапий (Ландос), ин.Как спастись. М., 2013. С. 161-162.

[8] Откр. 7:12.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
21 января 2019 г.
20 января в Большом зале Московской духовной академии прошел детский рождественский спектакль «Семь райских плодов». Спектакль поставила православная общеобразовательная школа «Образ». В организации спектакля принял участие руководитель социальной службы лавры монах Парфений (Котов).
20 января 2019 г.
19-20 января, в день памяти Иоанна Предтечи и накануне начала второго семестра учебного года, архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника.
19 января 2019 г.
19 января Московская духовная академия вместе со всей Православной Церковью отметила праздник Крещения Господня и Богоявления. В Покровском храме Академии ректор архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию и Великое освящение воды.
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
22 января 2019 г.
22 января 2019 года в 16.45 в Большом зале МДА Московская детская хоровая студия «Веснянка» покажет пьесу «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, XVIII век.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.