АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Епископ Савва: Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом


Епископ Воскресенский Савва рассказывает о том, почему поступил в Московскую духовную семинарию, чем запомнились наставники, в чем опасность ранних постригов и как получилось, что сам он принял постриг всего в 21 год.
07 октября 2013 г.
Владыка Савва, пожалуйста, расскажите, почему Вы решили стать священнослужителем?

Желание быть священником возникло у меня, когда я учился в пятом классе и стал осознанно ходить в храм один, без бабушки и других родственников.

Вообще крестили меня в пять лет в Храме Святителя Николая г. Касимова. Я очень хорошо помню священника, который совершал Таинство – протоиерея Сергия Серебрякова. Помню и само Крещение и особенно запах Святого Мира, который был тогда для меня совершенно необычен.

Был конец 80-х годов, мы жили в деревне Селизово, и каждый раз, когда бабушка ездила в храм, я просил ее брать меня с собой. Правда, в то время посещение храма, и особенно с ребенком, особенно не приветствовалось, поэтому в церкви мы бывали примерно раз в три месяца, и каждый раз бабушка говорила, что мы едем в больницу или куда-то еще, чтобы в автобусе я случайно не сказал, что едем в храм.

В начале 1990- годов в Рязанской области стали открываться разные храмы, в том числе храм Преображения Госоподня в соседнем селе Телебукино, где было кладбище и родовые могилы, так что бабушка часто туда ходила и брала меня с собой. Как-то раз, когда мне было лет 12,  мы туда приехали, зашли в храм, мне там понравилось, и я решил, что теперь буду приходить в храм каждое воскресение.

Пришел в одно воскресенье, потом в другое. Священник, отец Александр, меня заметил и предложил пономарить, поскольку пономаря у него не было. С этого момента я стал помогать в алтаре.

Поначалу не знал ничего – ни как разжечь кадило, ни как подать, так что на первых этапах священник от меня страдал. Но примерно к четвертой службе я освоился и стал все делать вовремя. Храм был примерно в 5 км от нашего дома, и утром, когда автобуса не было, нередко приходилось ходить пешком. Зимой утром темно, холодно, и, помню, я очень боялся волков. Но этот страх старался побеждать молитвой «Да воскреснет Бог».

Потом родители переехали на новое место жительства, и я стал ходить в храм Преображения Господня уже села Бабино-Булыгина. Он был всего в 1 км от дома, так что добираться стало легче.

С какого-то момента у меня не было сомнений, куда поступать – конечно, в семинарию! Я каждый раз просил Бога дать мне поступить, и в плане выбора будущего рода занятий мне было легче, чем моим одноклассникам, которые к моменту окончания школы не могли решить, куда пойти – в техникум, Пищевой или Политехнический институт. Причем я знал, что хочу именно в Московскую духовную семинарию, потому что прочитал книгу «Преподобный Сергий», в которой рассказывалось не только о преподобном и о Троице-Сергиевой лавре, но и о Московских духовных школах и даже были их фотографии.

Один знакомый подарил мне книгу «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, которая была издана на газетной бумаге разного цвета. Я прочитал ее от корки до корки семь или восемь раз и почерпнул оттуда почти все, что мне было нужно на тот момент. В год поступления приехал в МДА с приходским батюшкой подавать документы. В канцелярии предупредили, что шансов поступить у меня нет, поскольку в семинарию принимают только после армии, а я тогда заканчивал школу и на момент поступления мне было всего 17 лет. Но я подумал, что на все воля Божия, и если Ему будет угодно, поступлю.

Как проходили вступительные экзамены?

Я приехал за две недели до начала экзаменов, это была моя первая самостоятельная поездка в Троице-Сергиеву лавру. Во время вступительных экзаменов абитуриенты всегда выполняют какие-то работы, и нам приходилось убирать территорию, грузить кирпичи, таскать песок, помогать старикам и так далее. Для меня все было интересно и незабываемо.

Потом было собеседование у старшего помощника, Вадима Анатольевича Смирнова (ныне митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх). Он спрашивал,  что такое проскомидия и Библия, на что я дал ясные ответы и, как мне показалось, собеседование сдал.

Затем состоялось собеседование у инспектора отца архимандрита Саввы (Базюка), который спросил: «Где Моисей принял 10 заповедей?» - «На Синайской горе». – «А что такое Синайское законодательство?» - «10 заповедей».

Больше всего волнений было связано с собеседованием у Михаила Степановича Иванова, так как он много спрашивал по церковной истории, и я боялся забыть какие-то даты. Михаил Степанович попросил назвать имена первых мучениц (Фелициата и Перпетуя) и год крещения Руси.

Далее было собеседование с архимандритом Георгием (Тертышниковым), который принимал Закон Божий, чтение на церковно-славянском и знание молитв. Мне надо было прочесть тропарь своему святому и ответить на вопрос, где Христос находился в Великую Субботу. Вопрос был необычный, и я ответил, что раз в этот день мы вспоминаем Сошествие во ад, значит, Христос в аду освобождал узников от оков. И архимандрит Георгий ответил, что фактически ответ правильный.

Я очень переживал в момент, когда объявляли результаты. В тот год поступало четыре Михеева – Виталий, Андрей и я, Александр. И каждый, раз когда объявляли Михеева, я радовался, а потом оказывалось, что это не я. И в итоге назвали и меня тоже. Я тут же пошел на телеграф и позвонил маме, сказал, что поступил.

Первые полгода я не верил, что поступил, и на вечерней молите немного себя щипал, чтобы удостовериться, что не сплю.

Что запомнилось?

В Московской духовной семинарии и Троице-Сергиевой лавре мне нравилось вообще все – начиная от распорядка дня, традиций и вообще всей прекрасной атмосферы, и заканчивая лекциями и преподавателями.

Мне нравились лекции отца архимандрита Венедикта, который преподавал библейскую историю, Ветхий и Новый Завет, нравился отец архимандрит Савва, наш инспектор, который отличался благообразным видом, красивой окладистой рыжей бородой, манерой служить и  говорить проповеди, в которых всегда был поучительный юмор и которые поэтому очень запоминались.

Очень помнится отец архимандрит Михаил (Борей), который занимался нами на послушаниях во время дежурств в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. Я был дежурным по храму, и за хорошее отношение меня сделали старшим. Он учил любви к храму и порядку. Как говорил владыка ректор, в храме преподобного Иоанна Лествичника можно встречать Вселенского Патриарха в любое время суток – настолько там все было чисто, опрятно и аккуратно. Еще бы! Мы едва ли не ежедневно вытирали там пыль, еженедельно чистили паникадила, оградки и кадила и мыли окна.

Очень интересными были лекции Владимира Дмитриевича Юдина, который красочно рассказывал историю Русской Православной Церкви.

Полгода мне посчастливилось попеть в хоре отца архимандрита Матфея (Мормыля), посмотреть на этого замечательного человека и регента и ощутить всю его любовь к музыке и церковному пению, которая была заразительна.

Мне нравились лекции по литургике игумена Тихона (Зайцева), ныне епископа, викария Святейшего Патриарха. Нравились воспитатели – незаменимый дежурный помощник Иван Васильевич Воробьев, отец Сергий Цебрук, который был очень добрый, невозмутимый и строгий. Очень запомнился иеромонах Анастасий (Казмирчук), который отличался строгостью и держал нас в ежовых рукавицах. У него была прекрасная память, и он помнил обо все наших просчетах. При нем мы боялись открыть рот на трапезе и во время дежурства, потому что он успевал заметить любое наше нарушение до того, как мы успевали увидеть его взгляд.

Вообще, все преподаватели были достойные, интересные.

Что главное дали Вам учеба и пребывание в Московской духовной семинарии?

Очная семинария дала мне многое.

Во-первых, благодаря богослужебной практике, я стал ориентироваться богослужении, научился строгому церковному чтению в одну ноту.

То есть после семинарии Вы свободно знали богослужение?

Да. Когда меня рукоположили, священник, которого назначили меня учить, сказал, что учить ему меня нечему. С первого дня я служил практически без ошибок, и новым для меня были только тонкости, которые узнаешь, уже когда служишь сам.

Далее, семинария дала необходимый кругозор и багаж знаний по богословию, патрологии и истории Церкви. Все это пригодилось на проповедях и в общении с людьми и дало мне возможность выступать на телевидении: в течение двух лет я вел передачу «Крещеный мир» в Ярославской епархии и через проповеди общался с телезрителями.

Семинария воспитала чувство ответственности и долга. Я почти никогда не опаздывал на богослужения, а чувство ответственности дало возможность быть проректором по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.

Опыт, который я перенял в семинарии, я внедрял в Рязанском духовном училище и Ярославской семинарии, и в общем заставлял воспитанников жить по тем же традициям и тем же правилам, по которым жил некогда сам во время учебы в МДС.

Пребывание в Троице-Сергиевой Лавре и общение  с братией повлияло на  выбор жизненного пути и решение стать монахом.

Сейчас время от времени возникает проблема ранних постригов и ранних браков. Как человеку не ошибиться в выборе?

Я поддерживаю позицию, что в семинарию нужно принимать после армии, чтобы перед получением духовного образования человек уже прошел какую-то школу.

Раньше, например, в армии служили два года и приходили из нее зрелыми мужчинами, так что восприятие образования было совсем иное.

Но Вы-то сами не служили!

Верно. Но, оглядываясь назад, понимаю, что, если бы послужил в армии и к моменту поступления был бы взрослее, то, может быть, впитал бы в себя больше богословского и духовного багажа, который давала семинария.

А светское образование до семинарии тоже полезно?

Да. Все-таки те из моих однокурсников, которые закончили вузы, учились лучше, потому что знали, как учиться. Упущение духовной семинарии в том, что там не учат методике самообразования, не показывают, как можно выстраивать самообразование. Выпускники вузов знали больше и запоминали все лучше и качественнее, а у меня не было опыта получения высшего образования, и я много страдал и дольше своих однокурсников сидел за учебниками, чтобы запомнить и понять все, что требовалось по программе, даже те или иные фразы из катехизиса.

Уверен, что в духовной школе нужно внимательнее отнестись к тому, чтобы научить студентов методике самообразования.

А если брать студентов после вуза, то проблема ранних постригов и браков решится.

А как же у Вас?

Для меня семинария стала своего рода армией, и мое мировоззрение формировалось здесь. Но как все сложилось со мной – милость Божия. И у меня осталась нижайшая благодарность ректору, воспитателям и педагогам Московской духовной семинарии за все то, что они мне дали. Я не зря провел в стенах семинарии четыре года, и считаю, что каждому священнослужителю необходимо поучиться в очной семинарии, поскольку это дает ценный жизненный опыт.

И все-таки Вас постригли в монахи достаточно рано!

Да, я принял постриг в 21 год, Кстати, стать монахом порывался еще в семинарии, хотел быть академическим монахом, даже пошел на исповедь к духовнику, отцу архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил с этим повременить.

Потом выпустился и по распределению был направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Меня назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться  в решении принять постриг.

То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество?

После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать! Появилось столько забот – хлопоты по училищу плюс работа секретаря, так что думать было некогда. Определиться помог случай. Я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище  с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного.

А почему дали такое имя?

Владыка Симон предложил тянуть жребий. На одной записке было имя, которое предложил Владыка Митрополит в честь преподобного Иоанна Дамаскина, а на другой предложенное мною в честь преподобного Саввы Освященного, какое было у нашего инспектора в Московской духовной семинарии архимандрита Саввы. Я был благочинным храмов Рязанского училища, и моя должность в чем-то соотносилась с жизнью преподобного Саввы, автора Типикона.

Эти две записки вложил в требное Евангелие восприемник архимандрит Андрей (Крехов). Когда пришло время называть имя, владыка мне открыл Евангелие, я выбрал одну из записок, отдал ему, и в положенный момент он открыл ее и прочитал: «Брат наш Савва постригает власы главы своея».

Как переживается сам постриг?

Когда ползешь к алтарю, не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно упиралось в пол, словно я по полу полз сердцем и даже звучало эхо от ударов. В алтаре, по велению владыки, я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, псалтирь. Всю ночь я молился как положено, утром причастился, и меня отвели в келью. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

 Подготовила Ольга Богданова.

Портал Учбеного комитета

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
16 ноября 2018 г.
24 ноября 2018 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Преподобный Максим Грек: 500 лет в России».
16 ноября 2018 г.
6 и 13 ноября доцент кафедры Богословия Московской духовной академии священник Стефан Домусчи и доцент кафедры Церковной истории МДА священник Антоний Борисов прочитали лекции слушателям курсов повышения квалификации - клирикам Астраханской митрополии.
16 ноября 2018 г.
14 ноября в актовом зале Курской духовной семинарии протоиерейИоанн Лапидус, преподаватель Московской духовной академии, настоятельхрама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В.Ломоносова, прочитал лекцию на тему: «Историко-канонические аспектывзаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей».
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.