АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Проповедь в Неделю о слепом


Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Неделю о слепом.
09 мая 2010 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

  Христос Воскресе!

  В это последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи, когда мы приветствуем друг друга словами благой вести о Воскресении Христовом, Церковь обращает наш взор на одно из чудес Спасителя, особо выделяя это событие из ряда, ему подобных. Следует заметить, что каждая из шести Недель по Пасхе носит свое название в соответствии с тем евангельским событием, которое в эту Неделю отмечается особо. В первую Неделю мы научались благоразумной осторожности, вспоминая доброе неверие Фомино, во вторую Неделю удивлялись подвигу бескорыстной любви святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима, в третью Неделю восхваляли расслабленного за его долготерпение, в прошлое воскресенье учились у жены-самаряныни слушать и повиноваться[1], когда с нами говорит Сам Господь. И вот в эту, последнюю Неделю перед Вознесением Христовым, перед нашими очами предстает человек во всех отношениях удивительный, почему и обращает на него Свой пристальный взор Спаситель.

Человек этот был слеп от рождения, что дало ученикам Спасителя повод вопросить своего божественного Учителя: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися? (Ин.9.1,2). Сторонники теории переселения душ любят приводить этот вопрос учеников для подтверждения своего ложного учения о реинкарнации: здесь, якобы, говорится о том, что человек может согрешить, до своего рождения, т. е. в «прошлой жизни». Святитель Иоанн Златоуст разрешает это недоумение таким образом: «как мы, когда видим страдающее дитя и говорим: что сказать о нем, что сделало это дитя? – этим не спрашиваем, а выражаем недоумение, так точно и ученики, когда говорили это, не столько спрашивали, сколько недоумевали»[2]. И Спаситель отвечает им, что для того этот человек родился слепым, чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9.3), а затем и являет сами дела: сотворил брение… и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди умойся в купели Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин.9.5-7). Произошло неслыханное и невиданное дотоле чудо – исцелен слепорожденный. Какая радость была дарована счастливцу, увидевшему своим открывшимся чистым и ясным взором свет и красоту окружающего мира. Эта радость отражалась на его преобразившемся лице и сияла лучами небесной славы в чудном и удивленном взоре его восторженных глаз. Такая сильная перемена произошла с этим человеком, что соседи и прежде видевшие его не узнавали его. Но, получив свидетельство от самого исцеленного, они повели его к фарисеям, этим ревнителям Закона, чтобы и перед ними засвидетельствовать великое чудо. И дальше перед нами, с одной стороны, во всей своей наготе открывается картина самой страшной и опасной слепоты – слепоты духовной, а с другой – продолжают раскрываться дела Божии в подвиге исповедничества бывшего слепца. Противостояние исцеленной слепоты и слепоты неисцельной, так ясно и наглядно явленное нам в сцене допроса слепорожденного, будет повторяться в истории человечества бесчисленное множество раз – и в мученичестве первых христиан, и в догматических спорах Вселенских Соборов, и в жертвоприношениях всевозможных и модных революций – или красных и кровавых, или разноцветных и бархатных. Всегда слепая и злая ложь будет преследовать истину. Но больше всего удивляет то, что чем сильнее и изощреннее бывает гонение на правду, тем она полнее и ярче раскрывается. Это мы можем наблюдать и на разбираемом нами примере: чем больше средств употребляли фарисеи, чтобы затмить чудо исцеления слепорожденного, подвергая допросу его и его родителей, тем смелее и убедительнее становились слова исцеленного, свидетельствующие истину. Но таково свойство истины, - замечает свт. Иоанн Златоуст, - что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает через то, чем хотят затмить ее.[3] На упрек фарисеев, что Исцеливший нарушил субботу и потому грешен, прозревший слепой отвечает просто и прямо: грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Ин.9.25). И наконец этот нищий и презираемый ими человек, на признание фарисеев, что они не ведают, откуда взялся Чудотворец, побеждает своих противников четкими и логически выверенными аргументами, сам становясь учителем для учителей: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит Его волю, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин.9.30-33). С фарисеями произошло то, чего они больше всего боялись – они перед лицом всего народа оказались посрамленными в богословском споре, причем, победил их человек, по причине своей слепоты не прочитавший ни одной строчки Закона Моисеева. А ведь народ иудейский приучен был поднимать камни на всякого, павшего в богословском состязании. Такого позора фарисеи снести не могли. Тут же был найден способ выйти из опасного положения: как этот ничтожный человек смеет учить их? За оскорбление учительского достоинства он был выгнан вон и отлучен от синагоги. Вот так, за свидетельство истины, слепорожденный, получивший исцеление и великую радость, становится изгоем общества. Бывают дни в жизни человека, в которые может вместиться вечность. Такой день выпал слепцу, когда исцелил его Господь: вся вселенная взирала на то, как он говорил и что делал в этот день, потому что свои слова и дела он вписывал в книгу вечности. И этот великий день завершился для него еще большей наградой, чем та, с которой он начался: Сам Господь находит его и открывает ему тайну Своего Божества. Истина всегда бывает гонима от людей, но никогда не бывает без награды от Бога. Свт. Иоанн Златоуст говорит о той чести, которой удостоился отлученный от иудейского общества слепой: Изгнали его иудеи из храма, но обрел его Владыка храма; он удален был от заразительного сонмища, и очутился у спасительного источника; был обесчещен обесчестившими Христа, и почтен Владыкою ангелов. Вот каковы награды за истину![4]

После того, как исцеленный слепой исповедал Христа Богом и поклонился Ему, Спаситель произнес такие слова: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9.39). Эти слова Господа имеют прямое отношение к нам, особенно к тем из нас, кто, получив богословское образование, почитает себя учителем если не вселенского, то местного масштаба. Мы все имеем знание, -говорит св. ап. Павел, - но знание надмевает,а любовь назидает (1Кор. 8.1). Чтобы наше знание не превратило нас в слепых фарисеев, нужно по мере приобретения знаний подвизаться в любви, т.е. жертвовать собой, своим временем, своей пользой ради ближнего, кем он ни был, щедро делиться своими знаниями и не приписывать себе заслугу обладания ими. Нужно всегда помнить, что Господь дает способности для приобретения знаний для того, чтобы свидетельствовать истину. Как свидетельствовать ее и что за это свидетельство придется терпеть, мы видели сегодня на примере исцеленного слепого. Но не будем забывать и о награде, которой удостаиваются истинные свидетели не только в будущей жизни, но и здесь – в сознании чистой совести и действии божественной благодати. Такова добродетель, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - кроме венцов там, она и здесь уготавливает нам жизнь приятную. Будем же исполнять сказанное, чтобы достигнуть и здешних и тамошних благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе!



[1] Свт.Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. ап. Иоанна Богослова. Беседа XXXI.П.5.

[2] Там же. Беседа LVI.П.1.

[3] Там же. Беседа LVIII. П.1.

[4] Там же. Беседа LIX. П.1

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
12 ноября 2018 г.
12 ноября в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника ректор Московской духовной академии совершил Таинство Крещения над дочерью студента магистратуры диакона Иоанна Зорина.
12 ноября 2018 г.
11 ноября в финальном поединке Чемпионата Московской духовной академии по футболу команды магистратуры и 32 группы бакалавриата разыграли кубок чемпионов Академии. Со счётом 10:2 матч выиграла 32 группа.
11 ноября 2018 г.
Вечером 11 ноября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел концерт «Осенний праздник творчества студентов», подготовленный миссионерской драматической студией «Ипостась».
11 ноября 2018 г.
9 ноября преподаватели и студенты магистратуры кафедры Церковной истории Московской духовной академии посетили отдел письменных источников Государственного исторического музея, Московский Сретенский монастырь и Московскую Сретенскую духовную семинарию
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.