АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О внутренней славе христианина


Проповедь, произнесенная в Покровском Академическом храме за акафистом 16 декабря 2009 года.
07 мая 2010 г.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

«Вся слава Дщери Царевы внутрь», - говорит пророк о Божьей Матери. Свт. Филарет Московский обращает внимание на парадоксальность этих слов. Обычно славой называется внешнее выявление чего-то сокровенного: сила, влияние человека; свет, исходящий от ангела. Однако в отношении Божьей Матери Дух Святой научает нас искать Ее славу внутри[1].

В самом деле, живя у Иосифа, Дева Мария ничем особенным не выделялась. Она трудилась в доме, общалась с домочадцами, навещала родственников. Как и все прочие, молилась и читала Священное Писание. И была незаметна. Кто мог увидеть в Ней тогда мать Мессии, мать Бога, честнейшую херувимов и серафимов? Она и сама видела себя совершенно обычной женщиной, мечтала быть служанкой матери Мессии. Мало кто видел ту Ее славу, которая внутри – и уж совсем никто не разумел силу и степень этой славы.

Если бы мы встретили Божью Матерь, мы бы едва ли Ее узнали. Ведь чего мы ждем от людей? Мир ищет внешнего: славы человеческой, богатства, внешней привлекательности. Но и мы, как правило, тоже ищем внешнего. Каким мы ожидаем увидеть подвижника? Худым от поста, молитвенно сосредоточенным, суровым или, наоборот, до крайности любвеобильным и чтобы обязательно говорил: «Радость моя, Христос воскресе».

Но подлинные подвижники редко были заметны. Крестьянин не узнал преп. Сергия: «Я пришел к великому старцу, а ты – простой мужик»[2]. Чекисты закрывают Оптину пустынь. Подходят к старцу Нектарию. Нервные, раздражительные: ожидают увидеть сурового аскета, который будет проклинать их и грозить вечными муками. Встречают чудаковатого старичка с детскими игрушками, который загадочно улыбается и играется с фонариком: зажигает, гасит. Они смягчаются. Спрашивают: «Ты что, ребенок, что ли?» Он говорит: «Да, я ребенок»[3].

Мы можем каждый день проходить мимо великого подвижника, здороваться с ним – и так никогда и не заметить его: он ведь ничем не выделяется. Спокойно делает свою работу. Попросишь о помощи – постарается помочь, если может. Ест не очень много, но вроде ест, как все, спит. Лишнего обычно не говорит, но и на молчальника не очень похож. Без особых порывов. Никого не учит, не обличает, ничего особенно умного не говорит. Обычный человек. Мы ведь не знаем, что у него внутри. Авва Дорофей говорил про таких подвижников, идущих царским средним путем, что подвиг их незаметен со стороны, но имеет свою цену пред Богом[4]. Поэтому надо нам стараться быть очень осторожными и внимательными при общении с другими людьми, особенно при оценке их. Мало кто из нас духовен – значит, и духовного мы вряд ли разглядим (см. 1 Кор. 2,15). И особенно надо стараться относиться с должным уважением к тем, кто, по Апостолу, живет тихо, делает свое дело и работает своими собственными руками (1 Фес. 4,11). «Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет 3,3-4), - говорит Апостол христианским женщинам, да, наверное, и всем христианам.

С другой стороны, какой славы мы ищем себе самим? Мир ищет внешнего: богатства, удовольствий, развлечений, славы человеческой. Не насыщаясь этим, он ищет приключений: в горах, лесах, морях и пещерах. Будоражит нервы просмотром страшных кинофильмов. Мы-то как будто знаем, что не в этом суть. Однако и мы, христиане, зачастую ищем не там. Часто мы хотим особых духовных восторгов и наслаждений, стремимся к чрезмерным подвигам, боремся с врагами Церкви – часто вымышленными. Будоражим нервы чтением страшных пророчеств и дешевых брошюр о всеобщем отступлении. Точно так же, как мир, устав от рутины, хотим каких-то перемен, ярких событий в своей жизни.

При этом мы забываем о той тихой радости, какую приносит обычная ровная христианская жизнь: когда спокойно делаешь свое дело, помогаешь ближним, чем можешь, по силе молишься, стараешься соблюдать во всем умеренность и постоянство, не кидаясь из стороны в сторону, каешься в повседневных грехах. Когда не берешься за что-то недосягаемое, но стараешься, по возможности, ходить пред Богом, помнить, что каждый день, каждая ситуация ставит тебя перед выбором: идти вверх или вниз, быть со Христом, в малом исполняя Его заповеди, или удаляться от Него, выбирая служение себе и греху. Забываем о том, какую при этом радость со временем дает Господь: радость тихую, ровную, совершенно незаметную, неведомую гордому миру. «Радуйся, тайное веселие», - слышали мы сегодня. Опытно познавшие радость молитвы уже не хотят перемен, – сказал преподобный[5]. «Вся слава Дщери Царевы внутрь», - говорит пророк.

Давайте же стараться, отцы, братья и сестры, вести ладью своей христианской жизни тихо и ровно – и постепенно, незаметно для окружающих и для самих себя, приобщаться той славе, которая внутри нашего сердца, подражая этим Божьей Матери, чья внутренняя слава когда-то была незаметна и непритязательна, а ныне освещает всю вселенную. Аминь.



[1] См. Филарет (Дроздов), свт. Слава Богоматери – М.: Елеон, 1996, глава 2.

[2] См. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Месяц сентябрь – Барнаул: Издательство прп. Максима Исповедника, 2003-2004.

[3] См. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди. Мои духовные встречи – М., 1997, глава 2.

[4] См. Преподобного Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка – М.: Правило веры, 2003, с. 157.

[5] См. Глинская мозаика. Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942-61) – М.: Паломник, 1997. По письмам о.Серафима Романцова, с. 211.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
16 января 2019 г.
11 января в Народной трапезной Сергиевского подворья Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при содействии Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества провела IV Антониновские чтения, в честь четвёртого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), благодаря которому значительно укрепилось русское присутствие  в Святой Земле.
15 января 2019 г.
В продолжение публикации нового цикла анимационных фильмов киностудии МДА "Богослов", созданных в рамках проекта АКАДЕМИЯ ВЕРЫ, вышла в свет серия "Кто такой Бог?"
14 января 2019 г.
Предлагаем вашему вниманию расписание праздничных богослужений в Покровском академическом в период Рождественских праздников и Богоявления.
14 января 2019 г.
14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.