АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Это было вынужденное и одновременно осознанное заявление»


03 июля 2013 г.

Ровно 90 лет назад, 4 июля 1923 года, в газете «Известия» было размещено Обращение Святейшего Патриарха Тихона к архипастырям, пастырям и пасомым Православной Церкви Российской. В послании, в частности, говорилось: «Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путём против Советской власти. Отныне я определённо заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны её соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах "Новое Время" от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто бы ко мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть».

О значении этого Обращения рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии и семинарии Алексей Константинович Светозарский:


Это Обращение было вынужденным историческими обстоятельствами и личным опытом самого Святителя Тихона. Этот вопрос обсуждался как в советской историографии, так и в наше время. Здесь преобладали подходы, с которыми мне трудно согласиться. Советская историография говорила о том, что Патриарх Тихон, убедившись в бесплодности своего противостояния и своей борьбы с советской властью, выпускает целый ряд заявлений, в которых декларирует лояльность в отношении советской власти. В зарубежной, эмигрантской историографии, а также уже в наше время, это Обращение объясняется исключительно тем, что Патриарх рвался на свободу для того, чтобы противостоять обновленцам. Святителю приписывается много всяких высказываний, которые трудно проверить. В частности, некоторые историки утверждают, что Патриарх Тихон, ознакомившись с ситуацией, находясь на свободе, якобы сказал, что не выпускал бы этого Обращения, если б знал, что обновленцы достигли столь немногого.

На самом деле большую роль в обнародовании Обращения сыграл его собственный опыт. В этой связи выглядит неслучайным упоминание в Обращении общества, которое постоянно подбивало Святителя «на активные выступления тем или иным путём против Советской власти». Речь здесь о тех людях, которые принимали активное участие в деяниях Собора 1917-18 года и которые, возможно, влияли на позицию Святителя Тихона. Затем ситуация стала совершенно иной. Патриарх Тихон всё всегда брал на себя, но все-таки, несомненно, рассчитывал на их определенную поддержку. Все-таки на Соборе были собраны лучшие умы Церкви. Потом кто-то из них оказался у белых, кто-то - в эмиграции. А Патриарх остался фактически один на один с советской властью, которая его ломала. Многие современники воспринимали ряд его заявлений о лояльности к советской власти именно как то, что Патриарха удалось сломать, что он вынужден был признать советскую власть. Я полагаю, что это был шаг, направленный на то, чтобы Церковь этой декларацией о лояльности к советской власти смогла сохранить свои структуры. Тем самым был намечен тот путь, по которому потом пошел митрополит, а впоследствии Святейший Патриарх Сергий, который неоднократно ссылался на этот прецедент. Конечно, это было вынужденное и одновременно осознанное заявление. К такому выводу можно придти, если отрешиться от всякого рода попыток представить Патриарха Тихона таким, каким его хотят представить.

Так же, как и Патриарх Сергий, Святитель Тихон понимал, что альтернативный путь местных автокефалий, о котором много говорят наши либералы и о котором писалось в диссидентской литературе, тактически был применим в период первого обновленческого натиска. Однако этот путь вел к тому, к чему вели и большевики: к дроблению Церкви, распаду церковной структуры и разрушению церковной организации. Естественно, здесь мог быть самый широкий простор для разного рода самочиния в пределах этих автокефалий. Патриарх Тихон всеми силами стремился сохранить единство Церкви и надеялся, что это удастся.

Важно учитывать и такой важный момент как заявление Карловацкого собора, который Патриарху ставили в вину. Заявления, которые делались потом за рубежом от имени Церкви, а также обращение Собора к Генуэзской конференции, тоже ставились ему в вину. Патриарх понимал, что ему не приходится ждать оттуда адекватного отношения, поддержки и понимания ситуации, в какой он находится. Святитель Тихон видел, что за рубежом возобладали политические мотивы, тогда, как церковный момент, момент бытия Церкви отошел на второй план. 

Русская народная линия

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
16 января 2019 г.
11 января в Народной трапезной Сергиевского подворья Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при содействии Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества провела IV Антониновские чтения, в честь четвёртого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), благодаря которому значительно укрепилось русское присутствие  в Святой Земле.
15 января 2019 г.
В продолжение публикации нового цикла анимационных фильмов киностудии МДА "Богослов", созданных в рамках проекта АКАДЕМИЯ ВЕРЫ, вышла в свет серия "Кто такой Бог?"
14 января 2019 г.
Предлагаем вашему вниманию расписание праздничных богослужений в Покровском академическом в период Рождественских праздников и Богоявления.
14 января 2019 г.
14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.