АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Центральные темы богословия апостола Павла: проблема критериев и метода»


Опубликованы тезисы доклада преподавателя Московской духовной академии М. В. Ковшова, прозвучавшего на Международной конференции «Библия и археология: междисциплинарные подходы в библейской и раннехристианской истории» в Смоленске 28 мая 2013 года.
05 июня 2013 г.

 Слайды для иллюстрации тезисов

 Слайды для иллюстрации тезисов

Заглавное фото: слайд №1.

1. На современном этапе проведение квалифицированных исследований в библеистике невозможно без учета данных смежных наук. Для Нового Завета в целом и корпуса посланий апостола Павла в частности это Иудаика (исследование иудейской традиции в т.н. «Межзаветный период», раннего и раввинистического иудаизма), а также современные методы филологического исследования текста, или «Новая литературная критика». Только в этом случае возможна интеграция отечественной науки в общемировой контекст библейских исследований.

2. В русской православной библеистике долгое время господствовала своего рода «охранительная тенденция» по отношению к инославным исследованиям в области Священного Писания. Объективной причиной такого отношения был историко-критический метод XIX – нач. XX ст., стремившийся низвести Библию до уровня банальной компиляции ближневосточных мифов и т.п. источников.

Слайд 2

Несмотря на то, что отечественная библейская наука только начала свое развитие как самостоятельная научная школа, в этот период появлялись такие жемчужины мысли, как «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу» Н.Н. Глубоковского.

Слайд 3

3. В советский период отечественные исследователи, не имея свободного доступа к современной литературе, чаще всего продолжали судить о положении дел на Западе по доступным источникам XIX – нач. XX ст. Как можно проследить на примере кандидатских диссертаций по богословию, российские православные библеисты XX ст. чаще всего пытались следовать дореволюционным ученым, сверяя с ними все западные теории, принимая схожее и отвергая несоответствующее. Отчасти эта тенденция сохранилась и теперь. Вместе с тем, в течение XX в. ситуация в западной библеистике претерпела существенные изменения. На смену историко-критическому  методу, вдохновляемому наивным позитивизмом, пришел гораздо менее агрессивный историко-литературный или богословско-критический подход. Смена общепринятой парадигмы произошла и в исследовании посланий св. ап. Павла. Если в XIX ст. его представляли эллинизатором и даже подлинным основателем исторического христианства, то во второй половине XX в., благодаря в первую очередь работам А. Швейцера, У. Дэвиса, Э. П. Сандерса и других представителей направления «Новый взгляд на Павла», общепринятым трендом стало рассмотрение корпуса Паулинум в контексте иудаизма рубежа нашей эры.

Слайд 4

4. Отечественная библеистика сегодня вновь находится на этапе становления и выбора своего собственного пути. Представляется, что своего рода Сциллой и Харибдой, между которыми ей необходимо пройти, являются фундаментализм, при котором невозможно развитие науки, и критицизм, губительный для веры. Не претендуя на окончательное решение этой сложнейшей проблемы, мы все же позволим себе высказать мнение, что оно возможно только при учете всех позитивных наработок, сделанных западными коллегами в течение XX в., с одной стороны, и проведении самостоятельных библейских исследований – с другой.

5. Все вышесказанное в полной мере относится к такому вопросу, как проблема центра богословия апостола Павла.

Слайд 5

Методологический кризис в этой области выявил т.н. «Семинар по Павлу», проходивший в рамках собрания Общества библейской литературы (Society of Biblical Literature) в период с 1986 по 1995 гг. Несмотря на многочисленные попытки, участники Семинара так и не смогли прийти к единому мнению о центре Павлова богословия.

Слайд 6

6. Несмотря на то, что исследования в этой области на данном этапе зашли в тупик, для нас очевидно, что работа над проблемой центра богословия апостола Павла может и должна быть продолжена, а ее новое решение поможет нам лучше понять его мысль и значение для Церкви. Для этого, во-первых, сама проблема должна быть переформулирована с учетом ситуационного и диалогического характера посланий; во-вторых, должны быть использованы новые методы ее решения, соответствующие новой постановке проблемы.

Слайд 7

7.  Возникновение проблемы центра генетически связано с идеями Мартина Лютера, для которого им стало учение об оправдании верой, изложенное в послании к Римлянам. В силу исторических причин вопрос о богословском центре этого и других посланий ап. Павла стал своего рода площадкой для католико-протестантских споров об оправдании, и вопрос решался скорее в конфессиональном, чем в научном ключе.

Слайд 8

8. Поскольку проблема центра богословия апостола Павла зародилась под влиянием представлений Мартина Лютера (либо как реакция на них), все связанные с этим вопросы вращались вокруг одной центральной темы, идеи или повествования. В результате учение апостола Павла «укладывалось» в жесткие рамки систематического богословия. При этом чаще всего забывали о том, что послания ап. Павла – это не вероучительный компендиум, а прежде всего письма, направленные к конкретным общинам по совершенно определенным поводам.

9. Учитывая ситуационный и диалогический характер посланий апостола Павла, проблему центра его богословия необходимо переформулировать как проблему ключевыхили центральных тем. Задача исследователя в этом случае будет состоять в том, чтобы выявить эти темы, проследить их взаимосвязь, последовательность и градацию.

10. Вместе с тем, необходимо найти критерии и методы исследования, которые помогли бы выявить наиболее важные для самого апостола Павла вопросы и проблемы, не нарушая при этом принципов их ситуационности и диалогичности.

Слайд 9

11. Одним из таких критериев может стать критерий контекстуальной необусловленности или внеконтекстуальности.

Слайд 10

Принимая во внимание существенную роль контекста в библейских исследованиях, необходимо в то же время отметить, что в некоторых случаях он становится своего рода детерминирующим принципом для богословия ап. Павла и не позволяет нам увидеть его подлинное своеобразие. Нисколько не умаляя значения «иудейских» исследований для понимания мысли св. Павла, на данном этапе необходимо отказаться от стратегии «детерминирующего принципа» и считать главным в его мысли и богословии то, что никак не может быть объяснено влиянием иудаизма (христология, спасение через усыновление Отцу через Сына во Святом Духе). Мы должны фокусироваться не столько на том, что определяло его богословие, сколько на том, что в его богословии было нового, и, в свою очередь, определило дальнейшее развитие христианской теологии на многие поколения.

Слайд 11

Исходя из такого понимания задачи, главной ошибкой предшествующих реконструкций богословия ап. Павла можно считать отсутствие внеконтекстуальности, выразившееся в недостаточном внимании к уникальности и своеобразию его мысли и подчас настойчивом желании «вписать» все его богословие его в уже существующие контексты, такие, как эллинизм и иудаизм. При этом не всегда должным образом учитывается тот факт, что именно богословие св. ап. Павла стало определяющим для христианского контекста на последующие тысячелетия.

12. Критерий внеконтекстуальности можно рассматривать и в другом аспекте, если под контекстом понимать проблемную ситуацию в той общине, которой было написано то или иное послание. В этом случае наиболее значимыми для апостола Павла богословскими концептами можно считать те, которые в наименьшей степени обусловлены ситуацией в общинах-адресатах.

Слайд 12

Например, в послании к Римлянам проблема закона может быть названа одной из центральных тем этого письма, но не является одной из ключевых тем для богословия ап. Павла, поскольку обращение к ней было обусловлено исторической проблемой вхождения иудеев и язычников в Церковь, которая не носит универсальный характер и на данном этапе церковного развития не является релевантной.

Слайд 13

13. В качестве основного метода решения проблемы центра мы предлагаем комплексный подход, базирующийся на современных методах филологического анализа, в особенности на риторической и нарративной критике. Применение данного метода позволит соблюсти принципы ситуационности и диалогичности, столь важные для адекватного анализа посланий св. Павла, и при этом выявить те вопросы и проблемы, которые были наиболее актуальны для самого апостола язычников.

Слайд 14

14. Используя данный подход для анализа послания к Римлянам, мы показываем, что кульминацией и одновременно главной богословской темой является не доктрина об оправдании, а учение об усыновлении и прославлении, изложенное в восьмой главе.[1]

Слайды 15 и 16.

15. Применив наш подход к другим посланиям, мы надеемся получить адекватную картину мысли и богословия ап. Павла и выявить те вопросы и проблемы, которые были наиболее важны для него самого. При этом необходимо иметь в виду, что, конструируя некую систему богословия, мы в любом случае выходим за пределы смыслового поля, охваченного посланиями. Несмотря на опасность эйсэгезы, мы можем и должны сделать этот шаг по следующим причинам. Во-первых, целое всегда больше своих частей, и в результате нашей реконструкции мы не можем не прийти к новому «выводному» знанию, если работа будет проведена в соответствии с принципами современной гуманитарной науки. Во-вторых, очевидно, что в посланиях мы видим всего лишь отражение той картины мира, которую представлял себе ап. Павел на момент их написания. Поэтому наша задача состоит не только в том, чтобы «сшить» из лоскутков-посланий одеяло его мысли и богословия, но и реконструировать недостающие части там, где это будет необходимо.  В-третьих, только таким образом может быть соблюден критерий фальсифицируемости, основополагающий для любого научного исследования. Если мы ограничимся повторением того, что уже имеется в посланиях или предшествующих работах, наше исследование не сможет претендовать на статус научного труда и не будет давать возможности для своей последующей фальсификации.

16. В нашей работе мы также используем т.н. канонический подход, при котором все послания видятся частями единого Павлового корпуса, при этом вопросы авторства, датировки и подлинности не рассматриваются.

Слайд 17

17. Если работа не только с посланием к Римлянам, но и с другими письмами апостола Павла в подобном ключе будет продолжена, мы сможем приблизиться к ответу на вопрос о ключевых темах его богословия, и, таким образом, не только дать решение проблемы центра на современном этапе развития библеистики, но и лучше понять его мысль, богословие и значение для Церкви.

Слайд 18 (заключительный).

 


[1] Подробное раскрытие данного тезиса см. в: Ковшов М.В. Проблема центра богословия апостола Павла: пролегомены к альтернативному подходу. // Христианское чтение. 2013. Спецвыпуск «Библейские исследования». С. 6-19 (в печати).

См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
12 ноября 2018 г.
12 ноября в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника ректор Московской духовной академии совершил Таинство Крещения над дочерью студента магистратуры диакона Иоанна Зорина.
12 ноября 2018 г.
11 ноября в финальном поединке Чемпионата Московской духовной академии по футболу команды магистратуры и 32 группы бакалавриата разыграли кубок чемпионов Академии. Со счётом 10:2 матч выиграла 32 группа.
11 ноября 2018 г.
Вечером 11 ноября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел концерт «Осенний праздник творчества студентов», подготовленный миссионерской драматической студией «Ипостась».
11 ноября 2018 г.
9 ноября преподаватели и студенты магистратуры кафедры Церковной истории Московской духовной академии посетили отдел письменных источников Государственного исторического музея, Московский Сретенский монастырь и Московскую Сретенскую духовную семинарию
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.