АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Великая суббота


Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Великую субботу 26 апреля 2008 года.
02 апреля 2010 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Братья и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел в Иерусалим – совершилось. Совершилось! – с такими словами предал дух Своему Отцу Божественный Страдалец[1]. Что же совершилось? В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из ближайших учеников; другие ученики, оставив Его, бежали[2]; под крики народной толпы Иисус Назорей, Царь Иудейский[3], как последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние почести почившему Праведнику. Его бездушное и неподвижное тело снято с креста, помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе[4]. Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою свыше[5], то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью «галилейского пророка». Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах «сыновей века сего». Именно так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою[6]. Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого[7]. Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого[8], уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников[9]. Искупление проданного под грех человечества совершилось[10].

Потому нет, братья и сестры, среди дней года времени, равного дням этой святой Седмицы Страстей нашего Спасителя. Но и все дни Страстной Седмицы превосходит величием чудес и дел, воспоминаемых ныне, Великая и поистине благословенная Суббота. Как повествует пророк Моисей, при творении мира Бог, создав в шестой день человека, совершил к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он почил от всех дел Своих[11]. Этот день и был назван «субботой», что на еврейском языке означает «покой». Все ветхозаветное Писание является указанием на тайну Христа, так и древняя суббота стала образом празднуемого нами дня. Совершив все дело искупления, воссоздав в шестой день истлевшего грехом человека и обновив его живоносным Крестом и смертью, Бог Слово в седьмой день упокоился от Своих дел[12]. После трудов и болезней, воспринятых ради нашего спасения, почивает таинственным и спасительным сном «лев от Иуды»; ныне субботствует Господин субботы[13]. И вместе с этим телесным упокоением начинается новая и великая деятельность почивающего во гробе Спасителя[14]. Христос, Солнце правды, зашел под землю; Он оставил во мраке Своих ослепленных злобой врагов, но и для живущих на земле, и для находящихся в преисподней воссияло спасение. Воссияло спасение всему миру, видимому и невидимому: Бог, сошедший с неба на землю, снисходит и в дóльнейшие страны земли[15]. Ныне совершается незримое для плотских очей и страшное торжество: Господь являет Свою долгожданную победу, обнаруживает Свое могущество над темными силами ада, свет Его Божества озаряет преисподнюю. Христос, связав сатану, высвобождает из-под его власти души тех, кто с верою ожидал Его пришествия, души ветхозаветных праведников. И это решительное изменение в мире невидимом отзывается и в видимом мире глубоким покоем, благословенным миром и тишиною на небесах и на земле, каковой благодатью и отличается эта преблагословенная Суббота[16].

Сегодня, братья и сестры, мы вплотную прикасаемся к таинству будущего века. В этой необычайной торжественной тишине уже узнается та Вечная Суббота, то Небесное Царство, которое Бог уготовал любящим Его. Эта тишина бесконечно далека от обманчивого мирского утешения и покоя. Сейчас, когда остается совсем немного времени до светлой пасхальной утрени, обратимся к тому, чем назидалась наша душа в эти великие и святые дни. Христос пострадал за нас, нам оставив образ, чтобы мы последовали стопам Его[17]. Вошел в Свой покой Начальник и Совершитель нашего спасения; вошли в этот покой все святые, возненавидевшие мир и то, что в мире[18], и сами возненавиденные лукавым и прелюбодейным миром. Постараемся и мы войти в оный покой[19]. Входим в этот покой мы, уверовавшие[20], но со знамением веры надо нам вступать и в подвиги самоумерщвления, в борьбу с живущим в нас грехом. Грех еще сохраняет для нас свою силу и свою лесть. Пусть же никого не соблазняет временная сладость греха[21]. Сладость эта – слишком мимолетна; то, что теряется при этом – безмерно; то, чем это угрожает эта потеря – ужасно и непоправимо. Вспомним о нашем последнем дне: не окажемся ли мы по приговору Праведнейшего Судии там же, где будет Его предатель, где будут Его распинатели? Христос оставил нам образ, чтобы мы последовали стопам Его, а последователю Христа не к лицу угождать своим страстям, искать утешений, искать дружбы с враждебным Богу миром. Христос пострадал за нас плотью, значит и нам следует вооружиться той же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией[22]. И хотя с подлинной христианской жизнью неизбежно соединены лишения и скорби, добровольные и невольные[23], есть истинное блаженство и в этом веке: добрая совесть, не омрачаемая и не возмущаемая злыми делами, словами и помышлениями. Стоит в покое, как в тихой гавани, душа, постоянством в подвиге и терпением укрепившая себя на пути евангельских заповедей. Вот это превожделенное субботство еще остается для народа Божьего[24]; это субботство, братья и сестры, можем праздновать и мы, если захотим, и не только в этот день, но и на всякий день и час[25]. Если здесь, на земле, мы достигнем такой субботы, если мы войдем в этот покой, тогда и в час нашей кончины мы бестрепетно предадим свою душу в руки Божии, а последний день мира станет для нас не днем гнева, но началом вечной неизреченной пасхальной радости, чего да сподобит всех нас Христос Бог, наш Господь и Искупитель, возлюбивший нас и предавший Себя за нас[26]. Аминь.



[1] Ин. 19, 30

[2] Мф. 26, 56

[3] Ин. 19, 19

[4] Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу // Сочинения. Т. 8. СПб., 1901. С. 41–42.

[5] Лк. 24, 49

[6] Лк. 24, 26

[7] Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово 1-е в неделю цветоносную // Полное собрание творений. М., 2002. Т. 6. С. 107.

[8] Кол. 1, 15

[9] Ср. Мф. 17, 24–27. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Луки // PG 72, 504.

[10] Свт. Филарет, митрополит Московский. Слово в Великий Пяток // Слова и речи. Т. 1. М., 2003. С. 124.

[11] Быт. 2, 2–3

[12] Синаксарь во Святую и Великую Субботу // Триодь постная. М., 1992. Л. 483.

[13] Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу // Любовью назидая. Слова и проповеди. М., 2002. С. 219.

[14] Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу. С. 42.

[15] Еф. 4, 9. Син.: в преисподние места земли. Свт. Епифаний Кипрский. Слово о погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа // Святоотеческие поучения на дни Страстной Седмицы. СТЛ., 2001. С. 219–220.

[16] Прот. Артемий Владимиров. Проповедь в Великую Субботу.

[17] 1 Пет. 2, 21. Син.: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

[18] Иак. 4, 4

[19] Евр. 4, 11

[20] Евр. 4, 3

[21] Евр. 11, 25

[22] 1 Пет. 4, 1

[23] Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу. С. 225–226.

[24] Евр. 4, 9

[25] Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 2000. С. 732.

[26] Гал. 2, 20

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
21 января 2019 г.
20 января в Большом зале Московской духовной академии прошел детский рождественский спектакль «Семь райских плодов». Спектакль поставила православная общеобразовательная школа «Образ». В организации спектакля принял участие руководитель социальной службы лавры монах Парфений (Котов).
20 января 2019 г.
19-20 января, в день памяти Иоанна Предтечи и накануне начала второго семестра учебного года, архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника.
19 января 2019 г.
19 января Московская духовная академия вместе со всей Православной Церковью отметила праздник Крещения Господня и Богоявления. В Покровском храме Академии ректор архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию и Великое освящение воды.
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
22 января 2019 г.
22 января 2019 года в 16.45 в Большом зале МДА Московская детская хоровая студия «Веснянка» покажет пьесу «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, XVIII век.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.