АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Великая суббота


Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Великую субботу 26 апреля 2008 года.
02 апреля 2010 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Братья и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел в Иерусалим – совершилось. Совершилось! – с такими словами предал дух Своему Отцу Божественный Страдалец[1]. Что же совершилось? В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из ближайших учеников; другие ученики, оставив Его, бежали[2]; под крики народной толпы Иисус Назорей, Царь Иудейский[3], как последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние почести почившему Праведнику. Его бездушное и неподвижное тело снято с креста, помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе[4]. Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою свыше[5], то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью «галилейского пророка». Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах «сыновей века сего». Именно так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою[6]. Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого[7]. Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого[8], уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников[9]. Искупление проданного под грех человечества совершилось[10].

Потому нет, братья и сестры, среди дней года времени, равного дням этой святой Седмицы Страстей нашего Спасителя. Но и все дни Страстной Седмицы превосходит величием чудес и дел, воспоминаемых ныне, Великая и поистине благословенная Суббота. Как повествует пророк Моисей, при творении мира Бог, создав в шестой день человека, совершил к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он почил от всех дел Своих[11]. Этот день и был назван «субботой», что на еврейском языке означает «покой». Все ветхозаветное Писание является указанием на тайну Христа, так и древняя суббота стала образом празднуемого нами дня. Совершив все дело искупления, воссоздав в шестой день истлевшего грехом человека и обновив его живоносным Крестом и смертью, Бог Слово в седьмой день упокоился от Своих дел[12]. После трудов и болезней, воспринятых ради нашего спасения, почивает таинственным и спасительным сном «лев от Иуды»; ныне субботствует Господин субботы[13]. И вместе с этим телесным упокоением начинается новая и великая деятельность почивающего во гробе Спасителя[14]. Христос, Солнце правды, зашел под землю; Он оставил во мраке Своих ослепленных злобой врагов, но и для живущих на земле, и для находящихся в преисподней воссияло спасение. Воссияло спасение всему миру, видимому и невидимому: Бог, сошедший с неба на землю, снисходит и в дóльнейшие страны земли[15]. Ныне совершается незримое для плотских очей и страшное торжество: Господь являет Свою долгожданную победу, обнаруживает Свое могущество над темными силами ада, свет Его Божества озаряет преисподнюю. Христос, связав сатану, высвобождает из-под его власти души тех, кто с верою ожидал Его пришествия, души ветхозаветных праведников. И это решительное изменение в мире невидимом отзывается и в видимом мире глубоким покоем, благословенным миром и тишиною на небесах и на земле, каковой благодатью и отличается эта преблагословенная Суббота[16].

Сегодня, братья и сестры, мы вплотную прикасаемся к таинству будущего века. В этой необычайной торжественной тишине уже узнается та Вечная Суббота, то Небесное Царство, которое Бог уготовал любящим Его. Эта тишина бесконечно далека от обманчивого мирского утешения и покоя. Сейчас, когда остается совсем немного времени до светлой пасхальной утрени, обратимся к тому, чем назидалась наша душа в эти великие и святые дни. Христос пострадал за нас, нам оставив образ, чтобы мы последовали стопам Его[17]. Вошел в Свой покой Начальник и Совершитель нашего спасения; вошли в этот покой все святые, возненавидевшие мир и то, что в мире[18], и сами возненавиденные лукавым и прелюбодейным миром. Постараемся и мы войти в оный покой[19]. Входим в этот покой мы, уверовавшие[20], но со знамением веры надо нам вступать и в подвиги самоумерщвления, в борьбу с живущим в нас грехом. Грех еще сохраняет для нас свою силу и свою лесть. Пусть же никого не соблазняет временная сладость греха[21]. Сладость эта – слишком мимолетна; то, что теряется при этом – безмерно; то, чем это угрожает эта потеря – ужасно и непоправимо. Вспомним о нашем последнем дне: не окажемся ли мы по приговору Праведнейшего Судии там же, где будет Его предатель, где будут Его распинатели? Христос оставил нам образ, чтобы мы последовали стопам Его, а последователю Христа не к лицу угождать своим страстям, искать утешений, искать дружбы с враждебным Богу миром. Христос пострадал за нас плотью, значит и нам следует вооружиться той же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией[22]. И хотя с подлинной христианской жизнью неизбежно соединены лишения и скорби, добровольные и невольные[23], есть истинное блаженство и в этом веке: добрая совесть, не омрачаемая и не возмущаемая злыми делами, словами и помышлениями. Стоит в покое, как в тихой гавани, душа, постоянством в подвиге и терпением укрепившая себя на пути евангельских заповедей. Вот это превожделенное субботство еще остается для народа Божьего[24]; это субботство, братья и сестры, можем праздновать и мы, если захотим, и не только в этот день, но и на всякий день и час[25]. Если здесь, на земле, мы достигнем такой субботы, если мы войдем в этот покой, тогда и в час нашей кончины мы бестрепетно предадим свою душу в руки Божии, а последний день мира станет для нас не днем гнева, но началом вечной неизреченной пасхальной радости, чего да сподобит всех нас Христос Бог, наш Господь и Искупитель, возлюбивший нас и предавший Себя за нас[26]. Аминь.



[1] Ин. 19, 30

[2] Мф. 26, 56

[3] Ин. 19, 19

[4] Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу // Сочинения. Т. 8. СПб., 1901. С. 41–42.

[5] Лк. 24, 49

[6] Лк. 24, 26

[7] Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово 1-е в неделю цветоносную // Полное собрание творений. М., 2002. Т. 6. С. 107.

[8] Кол. 1, 15

[9] Ср. Мф. 17, 24–27. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Луки // PG 72, 504.

[10] Свт. Филарет, митрополит Московский. Слово в Великий Пяток // Слова и речи. Т. 1. М., 2003. С. 124.

[11] Быт. 2, 2–3

[12] Синаксарь во Святую и Великую Субботу // Триодь постная. М., 1992. Л. 483.

[13] Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу // Любовью назидая. Слова и проповеди. М., 2002. С. 219.

[14] Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу. С. 42.

[15] Еф. 4, 9. Син.: в преисподние места земли. Свт. Епифаний Кипрский. Слово о погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа // Святоотеческие поучения на дни Страстной Седмицы. СТЛ., 2001. С. 219–220.

[16] Прот. Артемий Владимиров. Проповедь в Великую Субботу.

[17] 1 Пет. 2, 21. Син.: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

[18] Иак. 4, 4

[19] Евр. 4, 11

[20] Евр. 4, 3

[21] Евр. 11, 25

[22] 1 Пет. 4, 1

[23] Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу. С. 225–226.

[24] Евр. 4, 9

[25] Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 2000. С. 732.

[26] Гал. 2, 20

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
16 ноября 2018 г.
24 ноября 2018 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Преподобный Максим Грек: 500 лет в России».
16 ноября 2018 г.
6 и 13 ноября доцент кафедры Богословия Московской духовной академии священник Стефан Домусчи и доцент кафедры Церковной истории МДА священник Антоний Борисов прочитали лекции слушателям курсов повышения квалификации - клирикам Астраханской митрополии.
16 ноября 2018 г.
14 ноября в актовом зале Курской духовной семинарии протоиерейИоанн Лапидус, преподаватель Московской духовной академии, настоятельхрама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В.Ломоносова, прочитал лекцию на тему: «Историко-канонические аспектывзаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей».
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.