АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Особенности аудиозаписи духовной музыки


Интервью со звукорежиссером Юрием Стефановичем Шержуковым, проводившем аудиозапись хоров Московских духовных школ в марте 2010 года.
08 апреля 2010 г.

В марте 2010 года в Московской духовной академии прошла запись песнопений хоров и вокально-инструментального ансамбля Московских духовных школ. Запись проводилась ООО «Агентство Звук» в составе:

  • Звукорежиссер Шержуков Юрий Стефанович
  • Инженер Питченко Владимир Валерьевич
  • Инженер Князев Алексей Соломонович

Публикуем интервью со звукорежиссером Юрием Стефановичем Шержуковым, посвященное состоявшейся аудиозаписи.

-         Юрий Стефанович, расскажите, пожалуйста, об истории отношений вашей студии с Московской духовной академией.

-         Прежде чем ответить на Ваш вопрос, позвольте мне выразить благодарность тем людям, без которых запись не состоялась бы – прежде всего, ректору МДА архиепископу Верейскому Евгению, а также непосредственному руководителю записи, регенту академического хора игумену Никифору (Кирзину) и заведующему Церковно-археологическим кабинетом МДА протодиакону Игорю Михайлову, любезно согласившемуся предоставить нам для записи Малый актовый зал. Что касается истории, то наша бригада в академии уже в пятый раз. Первый раз было краткое знакомство. Вторая запись была 3-4 года назад. Её инициатором и спонсором стал Анатолий Кузьмич Веялков, желавший записать академический хор о. Никифора. Тогда началась серьезная работа.

-         Что-то изменилось с первого раза?

-         Наши отношения укрепились, потеплели. Я чувствую, что к нам стало больше доверия.

-         Расскажите о нынешней записи.

-         В этот у нас большое разнообразие: мы пишем и женский хор Регентской школы, и смешанный хор под руководством о. Глеба, и мужские хоры: братский хор о. Глеба и академический хор о. Никифора, и даже вокально-инструментальный ансамбль. Соответственно и жанры тоже разнообразные – помимо церковных песнопений, исполнялись и народные, и военные песни, и старинная музыка ансамбля.

-         Ансамбль вы записывали впервые?

-         Да, причем было довольно сложно. Приходилось работать с микрофонами и на певцов, и на инструмент. Инструмент немного заползал в микрофон певца. Но сами исполнители, судя по их лицам, были довольны. Если говорить обо всей записи, то в целом неплохо, по-моему, получилось, хотя окончательно это будет ясно после выхода диска.

-         Возникли ли какие-либо сложности при записи?

-         Конечно, песнопения хотелось бы писать в храме. Но это невозможно, потому что студенты заняты, а академический храм не может обеспечить достаточную звукоизоляцию, поскольку не имеет дверей. Поэтому мы записываемся ночью в Малом актовом зале. Там есть свои акустические сложности, и нам немало усилий пришлось приложить, чтобы к ним привыкнуть. Есть несоответствие между масштабностью хора и небольшим объемом помещения, поэтому приходится делать акустическую обработку. Сейчас мы пишем, сообразуясь с тем, что мы потом можем это еще засветлить, а о. Никифор может доработать на компьютере. Условия для этого есть, тем более что у нас цифровой пульт, на котором можно подобрать любой эффект.

-         То есть, церковные песнопения должны записываться в храме?

-         Конечно. Тогда и люди будут чувствовать храмовое звучание. Многое зависит при этом от самого храма, его акустики. Например, я пришел как-то в собор Спаса Нерукотворного Спаса-Андроникова монастыря в Москве, где поет знаменный хор. Началось пение – красота необыкновенная, все поют - как один, а я никак не могу понять, ищу, где они стоят. Оказалось, они стоят с правой стороны, их человек 6-7 всего. Но какая же там акустика! Такой идеальной акустики умели достигать раньше! Сейчас хвалятся акустической техникой, а такой акустики никто не может достичь. Если мы этого достигнем в записи, то мы выполнили задачу.

-     Раньше храмы строили по-другому?

-     Раньше люди, строя храм, вкладывали в него свою душу… Сейчас это единство - единство человека и храма - нарушено. Его пытаются восполнить за счет современной техники, но это не всегда удается. В любом случае, если техника и используется, то она должна служить приближению к естественному идеалу. То есть, обязательно должно быть единство человека и храма.

-         И все же часть записи удалось произвести в храме?

-         Да, это был акафист Страстям Христовым. Хор очень хорошо прозвучал. Ярко, отчетливо прозвучали священники, которые читали акафист. О. Никифор остался особенно доволен записью этой службы.

-         Каковы особенности записи духовной музыки?

-         Духовная музыка может записываться только ушами. Можно использовать современную технику и получить плохой результат. Главное – это продукт, то, что получится на диске. Храмовая запись вообще стоит обособленно. Все зависит от расстановки микрофонов и подачи акустического присутствия. Если в храме хорошая акустика, то можно записать при помощи всего двух микрофонов. Задача звукорежиссера в том, чтоб слушатель, закрыв глаза, мог почувствовать себя стоящим в храме, – только тогда он настоящий специалист записи духовной музыки.

-         А должен ли такой человек сам быть воцерковленным?

-         Без сомнения, качество записи будет зависеть от воцерковленности человека. Я сам бывший дирижер-хоровик с высшим образованием. Меня воспитывал Александр Васильевич Свешников, который дал нам основу храмового звучания, храмовости. Храмовое звучание нужно ощущать, чтоб все пели вместе, никто не выделялся. Это тоже очень важная составляющая записи в храме. Храмовая музыка – это особый род искусства. Например, есть много художников, которые пишут картины, пейзажи. А вот икону уже мало кто может написать. Храмовая запись – это звуковая иконопись. Как только она дойдет до человека, тем более воцерковленного, он сразу скажет: это моя запись.

-     Но ведь духовные песнопения – это неотъемлемый элемент богослужения?

-     Да, действительно, и об этом иногда забывают. Богослужение – оно очень цельно, оно сочетает в себе молитву, музыку, иконопись... Храмовая музыка – это не концерт, а элемент богослужения. Поэтому, например, песнопение «Тебе поем, Тебе благодарим» - песнопение Евхаристического канона – никогда не исполняется в концертном варианте, его невозможно воспринять вне контекста храма. Тут встает вопрос о восприятии жанров. Храм принимает своё, другие жанры – своё. И ребята должны научиться воспринимать эту особенность храмовой музыки. Для этого нужно определенное музыкальное воспитание. Способности в сочетании с обучением дают возможность проникнуться единством музыки и богослужения.

-         Как влияет запись на исполнителя и на слушателя?

-         Запись влияет, в первую очередь, на певца. Когда человек поет, храм ему немного помогает, и он не слышит своих недостатков. А когда он слушает себя, начинает слышать свои ошибки, поэтому запись воспитывает исполнителя. А слушателя запись воспитывает и даже, я бы сказал, доводит до храма. Духовные песнопения - это те записи, которые направляют человека к Богу и облегчают путь.

-         Что значит эта запись для вашей группы?

-         Для нас это не просто работа. Нас эти записи питают и материально, и духовно. О. Никифор очень строго относится к записи, и нам приходится трудиться, но зато мы приобретаем полезный опыт работы с этим жанром. К тому же у каждого хора есть своя специфика, в связи с чем возникают сложности. Тут нужно много работать слухом, техника мало помогает.

-         Что бы вы могли сказать для наших студентов?

-         Мы работаем ночью, и я прошу пожалеть студентов, сделать им послабления по каким-то предметам. Ведь предмет – это информация. Если я забит информацией, это не значит, что я умный или что я духовный. Гораздо важнее, на мой взгляд, это та красота, которую может почувствовать человек, входящий в храм. Вот он входит в храм, слышит дьякона, священника, и тут хор запел, все в тональности, все гармонично… это прекрасно. А когда поют или что-то делают невпопад, это никуда не годится. Тем более если человек профессионал – он уже в такой храм не пойдет.

-         Расскажите о дальнейших планах.

-         Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество. Конечно, это зависит, в том числе, и от финансирования. Если диск получится хороший, то вы сами захотите записываться еще.

Пресс-служба МДА

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
12 ноября 2018 г.
12 ноября 2018 года по приглашению посла Итальянской Республики в России Паскуале Терраччано преподаватели Московской духовной академии посетили вечер, посвященный юбилею Общины святого Эгидия.
11 ноября 2018 г.
В воскресный день, 11 ноября, поступившие в этом году в МДА иностранные студенты посетили Москву. Для большинства из них прогулка по столице России была первой.
14 ноября 2018 г.
9 ноября 2018 года в Институте славистики Венского университета (Австрия) состоялась гостевая лекция профессора Московской духовной академии А.М. Пентковского «Современные исследования древних церковнославянских памятников: три корпуса славянских богослужебных книг».
14 ноября 2018 г.
14 ноября в Московской духовной академии открылся седьмой международный научно-практический симпозиум «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Проректор МДА по учебной работе иерей Павел Лизгунов обратился к гостям с приветственным словом.
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.