АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Рассуждение о смерти в связи с Мясопустной родительской субботой


Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме во время вечерних молитв 8 марта 2013 года.
09 марта 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Братия, не хочу оставить вас в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие упования. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним»[1]. Дорогие отцы и братия! Эти слова из послания апостола Павла к Фессалоникийцам мы каждый раз слышим на заупокойной службе – в частности, они будут прочитаны завтра, в Мясопустную родительскую субботу. Но задумываемся ли мы над тем, о чём Церковь столь настойчиво и часто напоминает нам? Дей­ствительно ли мы не скорбим о смерти, действительно ли верим в обещанное воскресение?

К сожалению, нет. Более того, зачастую мы настолько погружаемся в мирскую суету, что забываем о смерти и просто не можем представить себе свое тело лежащим в тёмной могиле. Мы обращаем поразительно мало внимания на единственное событие, которое неизбежно произойдет с каждым из нас – на телесную смерть. На что мы надеемся, когда видим лежащим в гробу брата своего, «бесславного и безобразного»[2]? Мы с поразительной беспечностью надеемся на молодость, на имущество, на родителей. Но что наша молодость и красота? Сегодня она есть, а завтра ее не будет; разве мы не видим, что и «сильные и молодые умирают»[3]? Что есть богатство? Это прах. Так неужели уподобимся богачу, который надеялся на ломившиеся житницы? Ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»[4]. Может быть, мы надеемся на родителей, на супруга, на детей, думая, что они смогут обеспечить нам достойную жизнь? «Но не дело ли крайнего неверия думать, что муж или сын защитят тебя, а не Бог? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Как тебе не придет на мысль, что ты этим оскорбляешь Бога?»[5].

Из этого видно, насколько неразумно, насколько легкомысленно мы относимся к великой тайне смерти. Величие и ужас этой тайны заключаются в том, что после телесной смерти душа продолжает жить. Но не будет ли эта жизнь хуже самой лютой смерти? И как отягчённый грехами человек будет ожидать будущего праведного суда Божия? Святитель Иоанн Златоуст сравнивает это состояние с ужасом, который охватывает душу человека, ведомого на смертную казнь, и увещает: «Не станем успокаивать себя тем, что это еще не скоро будет. Вострепещем, умоляю вас, и убоимся так, как будто это уже ныне свершается; ведь если это неминуемо должно быть, то замедление нисколько нам не поможет»[6].

Итак, нужно убегать зла, чтобы не навлечь на себя гнева Божия. Однако «не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания»[7], – говорит святитель Григорий Богослов. Поэтому нам следует стремиться и к тому, чтобы делами засвидетельствовать свою веру и достичь Царства Божия.

Как можем мы иметь жизнь вечную? Посмотрим, что говорится об этом в Новом Завете. Отвечая на этот вопрос людям плотским и не готовым к разумению Божественной мудрости, Господь наш Иисус Христос говорил, что следует соблюдать заповеди[8], любить Бога всем сердцем своим и ближнего, как самого себя[9]. Преподавая же более возвышенное учение о Царстве Небесном, Спаситель утверждает, что вечной жизни можно достичь только в Нем[10], верою в Него[11] и причащением Его Телу и Крови[12]: «Сия же есть жизнь вечная, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»[13]. В этих словах Евангелия от Иоанна и заключена суть спасения: Бог послал Своего Сына, допустил Ему страдать и быть убитым, но смерть не могла удержать Истинную Жизнь, и Он воскрес. Мы же, веруя во Христа и причащаясь Его Телу и Крови, обретаем себе нетление и вечную жизнь.

Отцы и братия! Будем же заботиться, чтобы никогда не угасло в нас сознание величайшего Божественного дара – жизни вечной – и этим будем утешаться в скорби о смерти наших близких, молясь за них с упованием на милость Божию. Памятуя же о собственной смерти, не будем беспечными: утвердимся в вере во Христа – в камень «испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый»[14]. И тогда не страшны нам будут все силы ада. Да укрепит нас Господь на этом пути, молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых. Аминь.

Использованная литература

1.     Библия. М.: Издательство Московской патриархии, 2010.

2.     Православный молитвослов. М.: Православное братство «Умягчение злых сердец», 2002.

3.     Иоанн Златоуст Творения.В 12 тт.СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1895-1906. Т. 11.

4.     Григорий Богослов Собрание творений. В 2 тт. М., АСТ, 2000. Т. 1.

 


[1] 1Фесс.4:13,14.

[2] Православный молитвослов. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Песнь 8, тропарь 1. С. 113 – 114.

[3] Православный молитвослов. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Песнь 7, тропарь 2. С. 110.

[4] Матф.8:36;16:26.

[5] Иоанн Златоуст Творения.Т. 11, ч. 2. Беседа 6 на 1-е послание к Фессалоникийцам.

[6] Иоанн Златоуст Творения.Т. 11, ч. 2. Беседа 8 на 1-е послание к Фессалоникийцам.

[7] Григорий Богослов Собрание творений.Слово 40. На Святое Крещение.

[8] Мар.10:19 Заповеди веси: не прелюбы сотвориши: не убий: не укради: не лжесвидетелствуй: не обиди: чти отца твоего и матерь.

[9] Лук.10:27 Он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе.

[10] 1Иоан.5:20 Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный.

[11] Иоан.3:36 Веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем. См. также Иоан.3:15, 1Иоан.5:13.

[12] Иоан.6:54 Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день.

[13] Иоан.17:3.

[14] Ис.28:16.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
16 января 2019 г.
11 января в Народной трапезной Сергиевского подворья Русская Духовная Миссия в Иерусалиме при содействии Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества провела IV Антониновские чтения, в честь четвёртого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), благодаря которому значительно укрепилось русское присутствие  в Святой Земле.
15 января 2019 г.
В продолжение публикации нового цикла анимационных фильмов киностудии МДА "Богослов", созданных в рамках проекта АКАДЕМИЯ ВЕРЫ, вышла в свет серия "Кто такой Бог?"
14 января 2019 г.
Предлагаем вашему вниманию расписание праздничных богослужений в Покровском академическом в период Рождественских праздников и Богоявления.
14 января 2019 г.
14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме.
20 января 2019 г.
20 января, в воскресенье, в 14:00  в Большом зале Московской духовной академии пройдет Рождественский спектакль православной общеобразовательной школы «Образ».
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.