АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Сретение» как начало богообщения


Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в праздник Сретения Господня в семинарском храме преп. Иоанна Лествичника.
18 февраля 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сретение ныне! Богомладенец Христос приносится ныне Пречистой Богородицей по закону в храм и полагается на руки праведного и  благочестивого Симеона, чающего «утешения Израилева» (Лк. 2:25) и дождавшегося, наконец, этой благословенной встречи! «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» (Лк. 2:29) – звучит из его уст исповедание Младенца Богом – Господом жизни и смерти![1]

«Это событие, – говорит в своём слове к молодёжи Святейший Патриарх Кирилл, – кроме своего исторического значения имеет еще и значение символическое: в свершившемся мы можем узреть таинственную встречу Творца со Своим творением, личную встречу человека с Богом».[2]

Жизнь человека, хочет он этого или нет, проходит всегда перед очами вездеприсутствующего Бога. Но бывают особые моменты жизни, когда Господь особенно близок к нам. Это, во-первых, участие в святых Таинствах: Крещении, Покаянии, Причащении и других, в которых особенным образом действует благодать Божия. Но действует она, конечно, не сама по себе, а при личном непосредственном нашем участии, и это – второе условие близости к нам Бога.

Таким образом, чтобы состоялась встреча с Богом, необходимо, во-первых, наличие инициативной стороны, во-вторых, наличие ответного желания поддержать эту встречу. При отсутствии одного из двух этих условий встреча может и не состоятся, впрочем, как и при любой встрече в жизни. Что касается инициативной стороны, то, в данном случае это Сам Господь, Которыйкак любящий Отец, всегда желает общения с нами: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Господь непрестанно стоит у дверей нашего сердца и стучит в них, ожидая, когда мы откроем Ему, говоря: «Сын мой! отдай сердце твое» (Прит. 23:26) Но часто бывает так, что двери нашего сердца бывают закрыты для Бога. Это происходит тогда, когда мы не желаем вступать с Ним в богообщение  или  исполнять Егосвятую волю о сохранении заповедей, когда мы отворачиваемся от нашего ближнего или поступаем с ним резко и грубо, не желая помочь, когда ставим по гордости своё эгоистическое и самолюбивое «я» на первое место, на последнее отодвигая волю Божию и просьбы ближних, словом тогда, когда мы совершаем грех, который является, как бы, замком, запирающим наши двери перед Господом. И чем дольше эта дверь нашего сердца остаётся закрытой, тем труднее и труднее будет её отрывать. Как и в жизни:дверь, которой долгое время не пользовались, рассыхается, ее петли и замки ржавеют и с трудом и скрипом поддаются воздействию. Таким же образом действует и грех на человеческое естество – душа, не открывающаяся Своему Господу и Творцу костенеет во грехе и, в конечном итоге, погибает.

Но разве смерти беззаконника хочет Господь Бог? «Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив»? (Иез.18:23). Поэтому Любящий Отец всегда оставался и будет оставаться Той самой инициативной стороной, желающей встречи с наминашего ради спасения. Нам же, по слову священномученика Фаддея (Успенского), необходимо понуждать себя к тому, например, чтобы пребывать в молитве, побарывая,хотя бы с трудом и усилием,страсти, погашающие любовь ко Христу в нашем сердце. Необходимо, указывает он, постоянно пребывать в послушании воле Божией, «ходить в законе Господнем», в правилах жизни, способствующих охранению и развитию любви ко Христу в нашем сердце.[3]

Для того чтобы нам принять Христа Спасителя в объятия своего сердца, оно должно смириться и ощутить нищету духовною (ср. Мф. 5:3),как, например, смирилось сердце покаявшегося блудного сына, который считал себя недостойным взирать на небо и молил принять его хотя бы в число наемников в доме отчем. Такое смирение, по мысли свщмч. Фаддея, открывает нам «объятия Отча», так же как и старец Симеон смог заключить в свои объятия Христа, очистившись подвигами многолетней праведной жизни, стенаниями многими души, пока не узрел Христа. Вот почему святая Церковь внушает нам в день Сретения Господня молить Христа такими словами:[4] «О Христе, всех Царю! подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих!»[5]

В идеале, а именно к нему призывает нас Господь: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф.5:48) в жизни нашей должна быть одна встреча с Богом, которая должна изменить наше сердце, сделав его непрестанным домом Божиим, поскольку «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Иными словами, жизнь наша должна состоять не из кратковременных встреч с Господом, а должна являться непрестанным богообщением,по слову Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). А жить так может только та душа, которая держит двери сердца своего всегда отрытыми для Господа.

Вот, следовательно, о каком «сретении» Христа Бога напоминает нам нынешнее светлое празднество Сретения Господня. Ведь вся наша жизнь, если она проходит в богообщении, является ничем иным, как подготовкой к самой главной и конечной встречес Богом «лицом к лицу» (Иез. 20:35), либо в момент нашего перехода в вечность, либо, по слову Апостола, в день Второго славного пришествия Христа Спасителя, когда мы «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17), то есть, в непрестанном богообщении. Ожиданием этого сретения Христа мы только и должны жить, подобно тому, как святой праведный Симеон только и жил чаянием встретить «утешения Израилева» (Лк. 2:25). Аминь!


[1]Феофилакт (Болгарский), блж. Толкование на Святое Евангелие. Т. II. Толкование на Евангелие от Луки. Глава 2. Сибирская Благозвонница, М., 2008. С. 43-44.

[2]Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. Послание по случаю празднования Дня православной молодежи. Ресурс Интернета:http://www.patriarchia.ru/db/text/2793479.html (дата обращения: 14.02.2012 г.)

[3] Фаддей (Успенский), свщмч. Творения. Кн. 1. Проповеди. Слово 38-е в день Сретения Господня. Тверь, 2002.  С. 107.

[4] Там же. С. 111.

[5] Канон праздника Сретение, припев 9-й песни.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
14 ноября 2018 г.
14 ноября в Московской духовной академии открылся седьмой международный научно-практический симпозиум «Природные условия строительства и сохранения храмов Православной Руси». Проректор МДА по учебной работе иерей Павел Лизгунов обратился к гостям с приветственным словом.
12 ноября 2018 г.
12 ноября в семинарском храме прп. Иоанна Лествичника ректор Московской духовной академии совершил Таинство Крещения над дочерью студента магистратуры диакона Иоанна Зорина.
12 ноября 2018 г.
11 ноября в финальном поединке Чемпионата Московской духовной академии по футболу команды магистратуры и 32 группы бакалавриата разыграли кубок чемпионов Академии. Со счётом 10:2 матч выиграла 32 группа.
11 ноября 2018 г.
Вечером 11 ноября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел концерт «Осенний праздник творчества студентов», подготовленный миссионерской драматической студией «Ипостась».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.