АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Чем активнее студенты, тем активнее преподаватель...»


30 октября 2009 г.
Доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии Александр Александрович Волков ответил на вопросы корреспондента пресс-службы МДА по поводу выхода  книги «Курс русской риторики» .

Александр Александрович, в издательстве «Индрик» вышло второе издание вашего «Курса русской риторики». В чем его отличие от первого?

Во втором издании изменен ряд терминов и формулировок, исправлены замеченные опечатки и недочеты изложения, обновлена хрестоматия текстов, устранены лишние, на мой взгляд, разделы.

Умение хорошо говорить подразумевает постоянную практику. Александр Александрович, в связи с этим, не задумывались ли Вы о написании методического пособия по организации «риторической практики» студентов, чтобы в разы повысить число их публичных выступлений?

Задумывался, задумываюсь и буду задумываться до следующего лета, в течение которого постараюсь написать такое методическое пособие. Но пособие само по себе проблему не решает: чтобы увеличить число выступлений студентов на занятиях, нужно увеличить число учебных групп, в которых занимаются риторикой. Если в каждой группе будет не тридцать, а десять студентов, каждый студент сможет выступать с учебной речью в три раза чаще. А это значит – соответственно увеличить преподавательскую аудиторную нагрузку. Выходит шесть групп. Для этого будут нужны, по крайней мере, два ассистента.

Ваш учебник основан на лекциях для студентов МГУ и МДАиС. Несмотря на то, что эти учебные заведения различны. Означает ли это, что Вы рассматриваете риторику как универсальное средство формирования современного образованного человека?

Риторика рассматривалась как одно из обязательных средств формирования образованного человека со времени софистов и Аристотеля и вплоть до конца XIX века. В первой половине XX века в европейских странах риторика была исключена из учебного процесса, а в США продолжает преподаваться под различными наименованиями. В странах Западной Европы в настоящее время интерес к риторике достаточно высок, и ее преподают, хотя и не повсеместно. Мои ученицы стажировались в ряде европейских стран, даже в Швеции. Полагаю, что в России этот предмет особенно значим в силу того обстоятельства, что преподавание словесности у нас всегда ориентировалось на художественную литературу вымысла, поэтому нам недостает культуры построения и критики публичной аргументации и мы склонны предлагать и  принимать легкомысленные и безответственные решения. Мы редко задумываемся о том, «как наше слово отзовется», и потому говорим и пишем первое, что нам придет в голову.

Каждый педагог видит важность своего предмета и стремится улучшить его преподавание. Какие резервы для курса риторики Вы видите в нашей духовной школе?

Будем реалистичными: наука бесконечна, а объем учебного предмета ограничен. Полагаю, что все зависит от инициативы студентов. Можно организовать что-нибудь вроде дискуссионного клуба, или, как в старину в германских странах, «риторическое общество». Только не следует забывать, что риторические общества в городах Германии и Нидерландов привели к Реформации. Но повторяю, все зависит от реальной инициативы студентов: одно дело желать участвовать в факультативных формах занятий, другое дело – найти время и силы для таких занятий. Любая речевая практика, будь то занятия родным, иностранным языком или риторикой, требуют основательной самостоятельной работы. И чем активнее студенты, тем активнее преподаватель.

Ваши пожелания читателям «Курса русской риторики».

Мне хотелось бы поблагодарить всех моих прежних и будущих читателей за нелегкий труд чтения «Курса русской риторики». И предложить дерзкий совет читать ее внимательно и критически.

Беседовала Анастасия Ширяева

Пресс-служба МДА

 
 
 
 
 
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
21 января 2019 г.
20 января в Большом зале Московской духовной академии прошел детский рождественский спектакль «Семь райских плодов». Спектакль поставила православная общеобразовательная школа «Образ». В организации спектакля принял участие руководитель социальной службы лавры монах Парфений (Котов).
20 января 2019 г.
19-20 января, в день памяти Иоанна Предтечи и накануне начала второго семестра учебного года, архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника.
19 января 2019 г.
19 января Московская духовная академия вместе со всей Православной Церковью отметила праздник Крещения Господня и Богоявления. В Покровском храме Академии ректор архиепископ Верейский Амвросий совершил Литургию и Великое освящение воды.
18 января 2019 г.
17 и 18 января 2019 года в Московской духовной академии прошли богослужения Крещенского сочельника, которые в сослужении академического духовенства совершил ректор архиепископ Верейский Амвросий.
22 января 2019 г.
22 января 2019 года в 16.45 в Большом зале МДА Московская детская хоровая студия «Веснянка» покажет пьесу «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, XVIII век.
23 - 31 января 2019 г.
С 23 по 31 января 2019 г. пройдет заключительная сессия студентов 5-ого  курса прежней пятилетней семинарии на отделении заочного обучения МДА. Опубликовано расписание.
04 марта 2019 г.
4 марта 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Михаила Андреевича Вишняка на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации архимандрита Симеона (Томачинского) на соискание ученой степени кандидата богословия.
26 февраля 2019 г.
26 февраля 2019 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации священника Александра Сухарева на соискание ученой степени кандидата богословия.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Иоанн Кривоногов [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.