АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Игумен Ианнуарий (Недачин): «То, что христианство гонимо – это нормально»


Интервью с игуменом Ианнуарием (Недачиным), насельником Словецкого монастыря, о его кандидатской работе, посвященной подвигу священномучеников Смоленской епархии в 1918 году, которая была защищена 27 июня 2012 года в Московской духовной академии.
02 июля 2012 г.

- Отец Ианнуарий, почему Вы выбрали именно эту тему работы?

- Так получилось, что заниматься этими исследованиями я стал около 20 лет назад, когда был еще не крещеным человеком, потому что от бабушки узнал, что мой прадедушка-священник был расстрелян в 1918 году карательным отрядом, подавившем крестьянское восстание против большевиков в Смоленской губернии. Его расстреляли на глазах троих своих детей, и если бы не вступились жители, расстреляли бы и их самих. Меня это взволновало и заинтересовало, я поехал в Российскую Государственную Библиотеку искать хоть какие-то о нем материалы. Я старался все более и более находить информацию, может быть, благодаря этому я и к вере пришел. Прадедушку звали о. Николай Недачин. Учась в МДА, я составил его жизнеописание, которое было опубликовано в Журнале Московской Патриархии за 2003 год, потом уже по согласованию с наместником монастыря и научным руководителем А. К. Светозарским было решено начать заниматься всеми священниками Смоленской епархии, пострадавшими в то время. И где-то около 10 лет я целенаправленно занимался этим исследованием, ездил в архивы, отыскивал родственников, очевидцев тех событий, сейчас очевидцы уже все умерли, но я успел некоторых еще из них застать.

- Кто из них Вам запомнился больше всего?

- Пожалуй, это Мария Степановна Павлова, которая тоже уже умерла, она жила в той деревне, где был расстрелян отец Николай Недачин. Мария Степановна 1911 года рождения, была ребенком в те годы, но хорошо помнила события того времени – замечательный человек. Вообще, общение с людьми той эпохи, которые сформировались еще до революции – одно из лучших воспоминаний о работе над диссертацией. Это люди особого великодушия, особого уклада, и у них многому можно поучиться.

- В чем на ваш взгляд актуальность Вашей работы и вообще подобных исследований?

- Мне кажется, что проблемы, стоящие перед духовенством, в этот период – первый послереволюционный год - оказались настолько сконцентрированными, что внимательно этот период изучая, мы можем найти ответы на многие вопросы, которые стоят перед нами и теперь. Во-первых, можно наблюдать, что духовенство, действительно, просто не ожидало в то время такой резкой перемены, привыкнув, как и все мы, видеть себя в стабильном состоянии, и когда все внезапно изменилось, многие не могли внутренне с этим согласиться и требовали, чтобы Церковь приобрела то положение в государстве и обществе, которое было прежде, требовали, чтобы народ их защитил, а когда выяснилось, что народ в значительной своей массе Церковь не защищает и ее проблемами не интересуется, тогда произошло некое великое действо: священники, во внутреннюю веру и крепость которых почти никто из интеллигенции и представителей секулярного общества не верил, - они вдруг вернулись к тем истинным основам служения, которые возвестил Сам Спаситель: то, что христианство гонимо - это нормально; то, что приходиться совершать проповедь без поддержки государства - это нормально; то, что мало верующих, это тоже нормально, по словам Спасителя: «Мало, кто избирает узкий путь», «Не бойся, малое стадо», «Вы – соль мира» (а соль — это то, чего мало). Да и в целом, то, что произошло, – это, в общем-то, для христианства нормально. И большинство духовенства нашло в себе силы это быстро осознать, несмотря на общее расслабленное состояние тем образом жизни, который был до революции; они нашли в себе силы вернуться к истинному высокому служению в эпоху гонений. Все те проблемы, которые нужно было решать — в отношении народа, интеллигенции, государства, в тот период сильно обострились, они просто не были видны до революции, это по сути те же проблемы, которые нам надо решать и сейчас, пока они не оголились в очередной революции. Если мы научимся их решать заранее, то тогда нам честь и слава от Христа Спасителя.
Другое сильное впечатление, которое оставило в моем сознании это исследование, — в том, что подвиг обычных сельских батюшек, внешне выглядевший как-то невзрачно, не так, как мы представляем его из житий древних мучеников, был действительно настоящим христианским подвигом исповедания веры. О многих из них нет данных для составления какого-то яркого жизнеописания. Многие из них были слабыми проповедниками и не могли ни в храме, ни где-то перед чекистами выступить или сказать какие-то особые слова. На священника сделали донос, в безвестности продержали в тюрьме, толком не допрашивая, китайцы или другие представители так называемой интернациональной роты в Смоленске его расстреляли, священнический крест продали на рынке – так обычно в то время это происходило. Но тем фактом — мне это сейчас совершенно ясно, — что они не отреклись, они сознательно, без помпы, выбрали мученический венец, так как, несмотря на террор и Гражданскую войну, священник — это очень важно понимать! — мог избежать репрессий: надо было отречься от церковной службы, снять с себя сан и предоставить властям об этом соответствующую справку. Тогда не только прекращалось преследование священнослужителя государством, но и происходило восстановление его абсолютно во всех правах, которых лишались священнослужители первой советской Конституцией. Поэтому избежать гонений в большинстве случаев было можно, но почти все из батюшек остались верны Церкви. Тех же, кто снял сан, было не более 1-2% - они устраивались в органы советской власти, часть из них становились гонителями Церкви: участвовали в преследовании верующих, антирелигиозной пропаганде.
 
- Батюшка, спасибо Вам большое за интервью, поздравляем Вас с защитой работы и желаем Божией помощи в дальнейших трудах.

 

Священник Николай Недачин с сыновьями
Священник Николай Недачин с сыновьями
Игумен Ианнуарий (Недачин)
Игумен Ианнуарий (Недачин)
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
16 ноября 2018 г.
24 ноября 2018 года в Московской духовной академии пройдет конференция «Преподобный Максим Грек: 500 лет в России».
16 ноября 2018 г.
6 и 13 ноября доцент кафедры Богословия Московской духовной академии священник Стефан Домусчи и доцент кафедры Церковной истории МДА священник Антоний Борисов прочитали лекции слушателям курсов повышения квалификации - клирикам Астраханской митрополии.
16 ноября 2018 г.
14 ноября в актовом зале Курской духовной семинарии протоиерейИоанн Лапидус, преподаватель Московской духовной академии, настоятельхрама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М. В.Ломоносова, прочитал лекцию на тему: «Историко-канонические аспектывзаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей».
15 ноября 2018 г.
14 ноября 2018 года на восемьдесят втором году жизни скончалась монахиня Лариса (Каргина), долгие годы трудившаяся на должности заведующей продовольственным снабжением Московской духовной академии.
15 декабря 2018 г.
15 декабря 2018 года в Московской духовной академии пройдет научно-богословская конференция «Мистическое богословие. Мистика. Мистицизм».
12 - 20 ноября 2018 г.
С 12 по 20 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на подготовительном курсе бакалавриата студентов Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
12 - 23 ноября 2018 г.
С 12 по 23 ноября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата студентов, обучающихся при Центре образования духовенства при Новоспасском монастыре Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 г. в Московской духовной академии пройдет выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
27 декабря 2018 г.
В соответствии с Положением о кафедре и Положением о порядке выборов заведующего кафедрой Московской духовной академии, конкурс на замещение должностей Заведующих кафедрами состоится 27 декабря 2018 года в Малом актовом зале на заседании Ученого совета в 11.00.
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.