АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О формировании взглядов митрополита Платона на организацию образования в духовных школах Троице-Сергиевой Лавры


Вопросами духовного образования московский мит­рополит Платон (Левшин), выдающийся деятель России екатерининского времени, периода правления Павла I и начала царствования Александра I, занимался более по­лувека, с 1757 до 1812 г., года кончины иерарха. Однако в современной литературе не осмыслены эти вопросы в должной мере. Относительно скромная комментаторская литература состоит из публикаций дореволюционного периода. Между тем, наследие московского митрополи­та Платона — обширное поле для исследовательской де­ятельности, для глубокого историко-культурологического анализа, который сулит плодотворные результаты, так как объект его — наследие умнейшего человека эпохи, одного из плодотворнейших мыслителей века.
23 ноября 2017 г.
Прежде всего, на наш взгляд, не раскрыта в должной мере роль обстоятельств биографического, личностно­го плана в формировании жизненной позиции митро­полита. Анализ этих фактов привел к заключению, что главной формой, отразившей наиболее ярко позицию Платона, стала его просветительская деятельность, ко­торую предлагается рассматривать на материалах Москвы, (Московской славяно-греко-латинской акаде­мии), Троице-Сергиевой лавры (Троицкой и Вифанской семинарий), а также Петербурга, (Зимнего дворца, поскольку иерарху приходилось часто бывать при дво­ре Екатерины II) — т.е. всех возможных в отношении Платона центров образования. В этом случае учиты­вается широкий диапазон обстоятельств, позволивших митрополиту выработать в себе подлинно просвещен­ное отношение к вопросам образования и тем самым со­действовать правительству Екатерины II в деле воспи­тания просвещенных пастырей.

Появление особых принципов жизнедеятельности Платона было обусловлено, во-первых, ориентацией митрополита на раскрытие духа своей христианской личности. Платону принадлежит утверждение о том, что «учение, дабы было действительно, не столько зависит от остроумия и красноречия, сколько от чистоты и не­порочности сердца учителева» (Снегирев И.М. Жизнь московского митрополита Платона. - М., 1890. С. 211). Другими словами, этот иерарх стремился думать и жить с внутренней свободой, не зависимой как от неблагоп­риятных внешних обстоятельств, так и от любых обще­принятых истин, предоставляя каждому право свобод­ного выбора и индивидуального творческого подхода к этим истинам. Тем самым авторитет духовной власти Платон ставил в прямую зависимость от нравственной принципиальности иереев.

Во-вторых, во всех начинаниях на посту учителя, префекта, ректора Троицкой семинарии, протектора Московской академии (уже в сане митрополита), нако­нец, основателя Вифанской семинарии, Платон опирал­ся на собственный опыт приобретения знаний.

Прежде всего, выделим период обучения Платона в стенах Московской академии. Именно здесь были зало­жены основы просветительского отношения будущего митрополита к духовному образованию. Отметим, что Платон, отказавшись от обучения в Московском уни­верситете уже после того как был зачислен в 1755 г. в со­став первых его студентов, все же стремился освоить светские дисциплины, но в стенах Московской акаде­мии, поскольку ее курсы позволили будущему иерарху приобщиться к самым противоречивым идеям Западной Европы: схоластика в данный период стала дополняться элементами эпохи Возрождения, Реформации, Просве­щения. Этому переходу способствовал преподавательс­кий состав академии, определявшийся малороссами — воспитанниками Киево-Могилянской академии, в ко­торой новые тенденции начали развиваться уже с XVII в. Можно предположить, что такой эклектичный харак­тер лекций способствовал развитию у Платона творчес­кого подхода к освоению наук (который он позже сти­мулировал в своих воспитанниках), поскольку духовный поиск и предполагает сопряжение самых различных тра­диций в науке.

Такая новизна не пришлась по душе некоторым отече­ственным клерикалам. Попытка обвинения в ереси висе­ла над будущим богословом. Митрополит Платон в своей автобиографии сообщает, как угрожало ему это обвине­ние в молодости, когда он был еще Петром Левшиновым, учителем академии. Начинающий преподаватель был об­винен (московским архиепископом А. Зентыш-Каменс­ким) в несоответствии содержания своих катехизисных бесед Священному Писанию. Обвинение является наибо­лее характерным случаем господствовавшей в академии внутренней нетерпимости, не только невнимания, но и прямого преследования всего оригинального, в данном случае — творческого характера платоновской экзегетики, выразившейся в свободной манере цитирования Библии. Для нас подобные «реформаторские» мотивы в духовном наследии митрополита означают по сути его личное твор­чество и свободу его духовной жизни. Соединив соб­ственные представления с новыми философскими идея­ми Европы, русский мыслитель открывает буквальный смысл Библии не в её тексте, а в духе самого толкователя. Таким образом, он склонен к традиции патристики, от­цов церкви, тоже трактующих Священное Писание на основе своего духовного опыта, без абсолютизации его «буквы». С другой стороны, следует заметить, что именно обвинитель Платона выступил с позиции протестантс­кого догматика, как раз абсолютизирующего библейскую «букву» и поэтому не терпящего любых отклонений от ее внешней ясности, точнее, от выводов своего собствен­ного рассудка.

В любом случае можно утверждать, что личные ис­кания, жажда духовной истины стимулировали потен­циал будущего иерарха, предполагая внутреннюю сво­боду христианской личности, внешне занимающей активную позицию и сродняющую катехизатора со слушателями, которые поддержали обвиняемого своим участием в его этическом творчестве.

Таким образом, именно в академии Платон получил первые навыки свободного общения, творческого ос­мысления «неповрежденных источников христианско­го вероучения».

Влияние академии на формирование духовной по­зиции Платона сказалось и в том, что здесь он впервые столкнулся с издержками догматического мышления. Дело не ограничилось претензиями касательно уклона Платона в протестантизм. Обвинитель катехизатора призывал наказать его, что не могло не вызвать у Пла­тона резкую антипатию к любому догматизму, к любой раз и навсегда установленной «истине», глашатаем ко­торой и выступил московский архиепископ Зентыш- Каменский. Сам иерарх освободил себя от подобных поступков в отношении тех, кто мыслит «не так, как он», возможно и этим вызывая к себе уважение со сто­роны Вольтера, Дидро, Наполеона. Платону не приста­ло насилие над любым инакомыслием, поскольку он уважал внутреннюю свободу и в себе, и в других. Поз­же, став протектором духовных училищ, он исключает догматику из своих школ и вводит нравственный аспект в систему преподавания. В Боге главное — нравствен­ная сторона, а не догматическая, считал Платон. При этом вера им трактуется как сознательное приобщение к высоким духовным ценностям.

Поскольку образование богословское по своему раз­вивающему влиянию стояло ближе к общему образова­нию, чем любая светская специальность, академические курсы могли способствовать и тяге Платона к самооб­разованию.

Отметим, что сам Платон не просто приобщался к светским знаниям, но и пытался переосмыслить их, твор­чески переработать и найти «христианские» моменты в воззрениях инакомыслящих, на своем собственном опыте убедившись в том, что христианину даже необходимо иметь светские знания хотя бы для того, чтобы убедиться в их неполноте, не вбирающей в себя все богатство ду­ховной жизни и ограничивающей себя какой-либо уни­версальной истиной. В результате он самостоятельно изу­чил греческий язык, географию, историю, став, по выражению Н.М. Карамзина, «любителем истории».

Позже, предприняв путешествие по городам России с целью отыскать в монастырских книгохранилищах материалы по истории Русской церкви, Платон напи­шет первый опыт такой истории и введет в своих духов­ных школах обязательное ее преподавание. Кроме того, Платону принадлежит инициатива по изданию исторических рукописей из лаврской библиотеки — инициа­ла, реализованная не без участия просветителя Н.И. Новикова.

Что касается европейских — «языческих» — наук следует заметить, что Платон проявлял самостоятельный интерес к произведениям Цицерона, одно из которых («О должностях») он выучил наизусть. Учитывая то, что Вольтер советовал читать именно это сочинение Цице­рона для своего «расположения к согласию», а также то, что в гуманистической литературе Западной Европы главным образом классическая латынь Цицерона име­лась в виду при возрождении классиков путем прочте­ния их текстов в оригинале, можно предположить, что римский мыслитель мог стимулировать у русского мыс­лителя уважительное и заинтересованное отношение к светской европейской мысли.

В стенах Московской академии показателен интерес Платона и к христианской литературе. Будучи еще сту­дентом, он обращал внимание на свою «первую любовь» среди духовных писателей — И. Златоуста, нацеливаясь на познание и его «духа», о чем косвенно говорит и пре­дисловие к творениям этого отца Церкви, написанное Платоном позже, в 1769 г. Но особый интерес в процессе своего самообразования юный Платон проявлял к посла­ниям апостола Павла. Видимо, духовно близки были Пла­тону мысли апостола о внутреннем и внешнем человеке, «духе» и «букве», положенные в основу его нравствен­ной философии.

Подчеркивая огромную роль христианской литера­туры в формировании духовной позиции будущего иерарха, еще раз отметим, что для самого Платона ре­шающее значение здесь имела возможность творчески усвоить «дух» не только Библии и патристики, но и свет­ских наук. В итоге выпускник Московской академии был назван Я.П. Шаховским — блестяще образованным че­ловеком второй половины XVIII века, «уродом» за свой энциклопедизм. Платон не преминул парировать этот неудавшийся комплимент в одной из своих проповедей, заметив: «Уроды — те, кто отрицают бытие Божие и от собственной совести не обличаются» (Преосвященный Платон. Поучительные слова. T. l. - М., 1779. С. 252.). Оче­редной раз Платон столкнулся с непониманием своих взглядов, но теперь уже со стороны не противника, а почитателя, каким был князь Шаховской.

Недостатки академического обучения Платон вос­полняет и в стенах Зимнего дворца. Здесь, будучи зако­ноучителем наследника престола и великих княжен, а также придворным проповедником, он был окружен европейскими учеными, с которыми беседовал на гос­подствовавшем при дворе французском языке, освоил который вновь самостоятельно. Знание языка позволяет ему знакомиться в подлиннике с трудами французских просветителей, принимая в них веротерпимые принци­пы. У наследника престола часто собирались обществен­ные и государственные деятели России, с которыми Пла­тон имел возможность обсуждать не только вопросы веры и нравственности, но и новые научные открытия, со­бытия в области культуры и исторического прошлого. В итоге и здесь строгий молодой монах стал вызывать всеобщее удивление своей ученостью. Не будет преуве­личением вывод о том, что екатерининской двор, не­смотря на царившую в нем атмосферу философского смеха, в какой-то степени перенял от Московской ака­демии «эстафету» в создании благоприятных условий Для формирования платоновской духовной позиции и, прежде всего, его веротерпимости.

Таким образом, внутренняя активность митропо­лита Платона при выработке им собственного подхода в деле осмысления духовной и светской образованнос­ти в рамках самообразования составляет, на наш взгляд, главную причину его духовной позиции. Именно самообразование укрепило его уверенность в том, что светская образованность не может помешать иерею при условии, если он будет опираться на свой опыт. Это и предопределило творческий подъем образования в духовных школах Платона.

Такой подъем заключается в нескольких моментах и прежде всего — в распространении светских знаний среди учеников. Тяга к самообразованию не могла не склонить Платона к выводу об узости рамок предлага­емых в Московской Духовной академии и Троицкой семинарии курсов. Поэтому, получив протекторат над академией, митрополит вводит в ее курсы изучение ис­тории, мифологии, русской поэзии (Ломоносова, Кантемира, Сумарокова, Державина), физики, меди­цины. Идентичные процессы происходят в училищах Троице-Сергиевой Лавры — Троицкой и Вифанской семинариях. Семинаристы здесь изучают труды антич­ных авторов (Корнелия, Вергилия, Овидия, Тита Ли­вия, Флора, Тацита, Цицерона); с российской истори­ей знакомятся по работам Щербатова, Хилкова, Татищева. Освоению элементов светских знаний кос­венно способствовала введенная митрополитом впер­вые в России практика переводов воспитанниками на русский язык трудов античных авторов.

При жизни митрополита быстро растут фонды лав­рской и Вифанской библиотек. Вновь Н.М. Карамзин выделяет это обстоятельство, не скрывая своей похвалы и в адрес благородной учености, свойственной учени­кам и преподавателям Троицкой семинарии, которую в тот период называли «второй академией», поскольку ее образовательный уровень не уступал московскому. От­сюда беспрепятственные частые переходы воспитанни­ков из одного заведения в другое. Временами Троицкая семинария по степени благосостояния и совершенства вставала выше Московской академии. И хотя оба учи­лища являлись предметом постоянного внимания Пла­тона, исследователь XIX в. (С.К. Смирнов) признает превосходство Троицкой семинарии над академией, поскольку к первой митрополит относился «по-отцовски», а ко второй — с большей официальностью. Не ос­танавливаясь на оценке достоинств той или иной школы, лишь отметим, что в результате деятельности Платона в России появились духовные школы, которые были открыты навстречу светской образованности и ученики которых перестали нуждаться (как это было в случае с самим Платоном) в самостоятельном усвоении необходимых светских дисциплин.

Причина энциклопедических стремлений Платона заключается и в том, что он пытался воспитать из своих учеников приверженцев терпимого отношения к мне­нию собеседника. Призывая воспитанников отказать­ся от морализаторских, менторских приемов общения с инакомыслящими, митрополит хотел, чтобы его питом­цы могли в беседах «на равных» вскрывать несостоятель­ность светских воззрений. Для выполнения этой зада­чи требовалось знание дворянского этикета и новейших языков — единственных дисциплин, с целью освоения которых воспитанники посещали лекции университета.

Для новых предметов нужны были и новые настав­ники. Платон, на собственном опыте испытав недостат­ки старой системы преподавания, прекратил прежний порядок приглашения в академию учителей из Киева и образовал свои школы по собственному усмотрению, применив обучение ко вкусам и понятиям «просвещен­ного» общества. В отношении к преподавателям-энтузиастам выступают особенности характера митрополи­та—в истории учебных заведений Троице-Сергиева монастыря эти отношения определяются как заботы «нежного отца» и «доброго друга».

Особое значение митрополит придавал внутреннему миру человека, его совести, сердцу. Совесть для него — универсальная норма поведения человека, который в церковной или в светской среде должен быть самим со­бою. Поэтому Платон ориентировал своих учеников на то, чтобы, переосмыслив светскую образованность, они прониклись «духом христианским», прошли «Христо­ву школу» и приобрели свое собственное лицо.

Выполнению такой установки способствовала осо­бая атмосфера так называемой «сердечной любви»; а вся совокупность вопросов, касающихся проблемы «нрав­ственности», «стяжания благодати», связывалась им с понятием «духовность в миру». Духовность как основа поведения человека — в миру и церкви, — его совершен­ствования и самосовершенствования есть одновремен­но и принцип взаимодействия с окружающей средой — природой и социальными учреждениями. Не случайно Платон старался окружить воспитанников полноцен­ной культурной средой, а также использовать воздей­ствие «естественной» природы.

Проявления «оригинального ума» Платона, а также отрицательные примеры старой школы привели иерарха к убеждению, что искусство и творчество имеют большое значение в деле воспитания свободных личностей. Для выявления способностей учеников и стимулирования их творческого поиска Платон организует в своих школах поэтические конкурсы, философские диспуты, театраль­ные и музыкальные постановки, самостоятельные пере­воды.

В заключение следует отметить, что деятельность иерарха стала успешной благодаря особым свойствам его натуры: его сильной воле, сказавшейся в тяге к самосо­вершенствованию; в его точности и аккуратности, что отразилось в привычке распоряжаться посредством ин­струкций, беспрекословного исполнения которых он требовал от подчиненных; в умении распоряжаться от­пускавшимися государством и личными средствами, благодаря чему он сумел поставить свои учебные заведения на такую высоту, что они не уступали по матери­альному обеспечению светским «очагам» культуры; от­метим и внутреннюю свободу Платона, в результате ко­торой, несмотря на непонимание своих взглядов даже со стороны почитателей, несмотря на нападки со сто­роны завистников, этот иерарх оставался верен своему призванию, утверждая достоинство христианина воп­реки любым обстоятельствам. Над своими противника­ми Платон одержал верх, но атмосфера доносов, окру­жавшая его до конца жизни, направляла его энергию на борьбу, калечила его душу. Добавим, что в жизни мит­рополита стеснения личной свободы осложнялись блес­ком иерархического положения, вызывающим у одних привязанность, у других зависть, тогда как подлинную свободу мысли можно достичь лишь в уединении. Не­понимание взглядов Платона окружающими его людь­ми еще во времена обучения в академии, позже — непри­ятности в Синоде и при дворе научили иерарха искать выхода из создавшегося положения в образовательной деятельности, в занятиях наукой. Поэтому уже на скло­не лет, отбросив все внешние знаки отличия, отказав­шись от обязанностей, связанных с занятием высоких иерархических постов, знаменитый иерарх поселяется в основанном им Вифанском монастыре, где создает учебное сообщество нового типа. Следовательно, бла­гоприятным условием для разработки Платоном соб­ственного глубоко нравственного мировоззрения в це­лом и взглядов на образование в частности нужно считать его неначальственность, открывающую для него возможность действительно оригинальных исканий мысли. В этой связи отметим его демократичность, вы­разившуюся в необыкновенной близости сановитого иерарха к своим школам. При этом следует учитывать Разночинное происхождение Платона, испытавшего большую нужду, когда, будучи студентом, испытывая безденежье и хроническое недоедание, он вынужден был босиком добираться до академии и только у входа надевать обувь. Позже, заняв высокие посты, митрополит не мог уже оставаться равнодушным к своим питом­цам — он лично подбирал талантливых мальчиков для обу­чения в своих школах и самым бедным из них на собствен­ные средства учреждал стипендию. Ориентируя своих преемников на «аристократизм», мечтая увидеть в них «духовную интеллигенцию», митрополит Платон подал собственный пример. Доказав жизнеспособность установленного им порядка обучения, он создал лучшие школы России, образование в которых стало действительно всесторонним, направленным на воспитание в будущих иереях внутренней свободы, веротерпимости. В конечном итоге Платон стал называться «отцом московского духовенства», в век, не случайно названный его именем.

Сегодня, когда каждый из нас находится в поле нравственного напряжения, взгляды и личный пример московского митрополита Платона помогают понять принципы и мотивы деятельности носителей высокой нравственности и убежденности, не зависимых от обстоятельств той или иной эпохи, от неблагоприят­ных внешних условий.

 

Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции. 29 сентября – 1 октября. - М., Издательский Дом «Подкова», 2000. 

STSL.Ru

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
16 октября 2018 г.
15 октября 2018 года Священный Синод назначил ректором Екатеринбургской духовной семинарии преподавателя Московской духовной академии иеромонаха Корнилия (Зайцева).
16 октября 2018 г.
15 октября 2018 года Священный Синод назначил старшего преподавателя Московской духовной академии протоиерея Михаила Вахрушева первым заместителем Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.
11 октября 2018 г.
11 октября 2018 г. в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялись XII Феофановские чтения. С докладами выступили заведующий библиотекой МДА профессор игумен Дионисий (Шленов) и студент пропедевтического курса магистратуры МДА Дионисий Глазистов.
14 октября 2018 г.
Перед нами – непростая задача: свидетельствовать перед миром о настоящем Отцовстве, источник которого – Бог. Но этому «отцовству» надо учиться, потому что сегодня с большим трудом можно встретить человека со здоровым, неущербным детским опытом прикосновения к полноценному отцовству.
15 - 24 октября 2018 г.
С 15 по 24 октября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.