АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

В Москве откроется Летний Библейский Университет


27 июня в усадьбе «Свиблово» в Москве начинает работу Летний Библейский Университет. Любой желающий в течение 10 дней может бесплатно посещать лекции и семинары преподавателей Московской духовной академии, посвященные изучению Священного Писания. О целях и учебной программе корреспонденту интернет-издания «Татьянин день» рассказал директор Летнего Университета, заместитель заведующего кафедры Библеистики Московской духовной академии иерей Александр Тимофеев.
27 июня 2011 г.

Отец Александр, как возникла идея создать Летний Университет?

Вообще, я давно занимаюсь работой с молодежью, начал еще до того, как стал священником, и всегда считал это необходимым. У нас на приходе храма Преподобного Серафима Саровского в Раеве есть группа молодых людей, с которыми мы собираемся еженедельно по пятницам. Эти собрания называются «Вечеря». Обсуждаем разные вопросы,  организуем социальную деятельность, ездим в походы.

На наших собраниях мы регулярно касались вопросов толкования Священного Писания и стало понятно, что молодежь этими вопросами активно интересуется. Но есть вопросы сложные, спорные. Они возникают не только на наших встречах, но и, например, в дискуссиях в блогах и интернет-форумах.  Разъяснить эти вопросы могут помочь только  специалисты, профессионалы.

Летний Библейский Университет

На занятиях в Летнем Библейском Университете,  2010 год

Так что, с одной стороны, надо было организовать молодых людей, с другой – собрать тех, кто мог бы грамотно и профессионально рассказать об изучении Священного Писания. Понятно, что лучше всего было делать это в форме каких-то регулярных встреч, а еще лучше – некоего общего курса, который мог бы служить для них своего рода введением в библеистику, тем более, что ресурсы для этого есть.

Первоначально мы дали объявления по дружественным молодежным организациям разных приходов, и собралась группа заинтересованных ребят.

Сам я – преподаватель кафедры Библеистики Московской духовной академии. Ее сотрудники –  мои друзья, многие молодые преподаватели – мои ученики. И я сказал им: «А давайте устроим для студентов Летний Библейский Университет?» - Давайте.

Так собрался первый Летний Библейский Университет в прошлом, 2010-м году. 

Летний Библейский Университет  

На занятиях

Он проходил с 28 июня по 9 июля, то есть примерно в то же время, что и в этом году. Время мы выбрали, как нам показалось, наиболее удобное для студентов: с одной стороны, они уже сдали сессию,  с другой – еще не успели разъехаться на каникулы.

К тому же он приходится на Апостольский пост, заканчивается перед праздником апостолов Петра и Павла. В этом тоже есть очень большой смысл, потому что наш Летний Университет исполняет и миссионерские задачи, это проповедь Слова Божия, то есть как раз то, чем занимались апостолы.

Когда я размышлял об идее Летнего Университета, то понял, что обращение именно к текстам Священного Писание хотя и необходимо и, как кажется, естественно для христианина, однако сегодня недостаточно распространено среди православных христиан, и это большое упущение.

Летний Библейский Университет  

На занятиях

Мы довольствуемся преданием и зачастую забываем о том, что Священное Писание – неотъемлемая часть предания. Очень забавные диалоги иногда происходят. Несколько лет назад во время одной из конференций в Даниловом монастыре мы стояли и беседовали с одним священнослужителем, преподавателем. К нам подошел  интересующийся господин и спросил, как истолковать какое-то место из Священного Писания ( сейчас уже не помню точно, какое). Не успел я открыть рот, как мой собеседник, подчеркиваю, священник и преподаватель, ответил: «Мы, православные, в отличие от протестантов Священное Писание детально так не знаем, а только в общем».  После этого я уже просто не смог ничего сказать, так как лишился дара речи на несколько минут.

А ведь если посмотреть на святоотеческое отношение к текстам Священного Писания, оно совершенно иное. Большая часть творений святых отцов – это экзегеза, толкование Священного Писания. Посмотрите, к примеру, на корпус святоотеческих текстов изданных в «Патрологии» Миня! Обычно изучается полемические трактаты, но ведь реально большая часть текстов – экзегетические!

Исторически, начиная с апостольских времен изучение Священного Писания и любовь к чтению Священного Писания считались необходимыми качествами для кандидатов в духовенство! Это же все говорит об определенном отношении!

И апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея, чтобы тот поучался Писанию…

Да. В Послании к Тимофею апостол Павел говорит о Ветхом завете, но тем не менее: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. При том же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса»(2 Тим. 3:14-15)

Летний Библейский Университет

 Иерей Александр Тимофеев со студентами ЛБУ

Вообще ведь существует целая наука – библеистика. В годину гонений православная библеистика пребывала не в лучшем состоянии, но сейчас постепенно развивается и уже достигла определенных результатов.  К сожалению, она известна только узкому кругу специалистов и интересующихся мирян, а для большинства представляет какую-то загадку.

Есть необходимость популяризировать ее для пользы и, в первую очередь, для здравия Церкви, и это также – цель нашего Летнего Университета.

А откуда у нас такое невнимание к Священному Писанию?

В Русской Церкви любовь к богословскому знанию, к сожалению, не очень велика. В числе прочих ересей Иоанн Дамаскин упоминает и гносеомаию – борьбу против знаний. Похоже что в каком-то виде у нас она присутствовала. 

В России поздно сложилась богословская школа. В ней просто не видели необходимости: по спорным вопросам предпочитали обращаться в Константинополь. Так продолжалось  до его падения в 1453 году. Это привело к не очень хорошим последствиям: поздно была осознана необходимость регулярного богословского образования, что уж говорить о просвещении народных масс…

И дело ведь не только в Писании. Скажите, а догматику у нас хорошо знают? А святоотеческие творения?

Ой…

Вот так и напишите в интервью: «Ой». И это будет правильно. У нас сплошной «ой» и получается. Популярно представление, что можно и без этих знаний спастись. Главное –поститься, молиться и смиряться. Но на самом деле многочисленные уклонения  происходят от дремучего невежества –  незнания Священного Писания, канонов Церкви, святоотеческих творений.  Многие уродства нашей обыденной церковно-приходской жизни проистекают из того, что мы не обращаемся к наследию нашей Церкви, к нашей традиции в ее чистом виде, к первоисточникам.

Но ведь сегодня в книжных лавках можно купить самые разнообразные толкования, комментарии к Священному Писанию…

Да. Но это не всегда решение проблемы. Книг, действительно, немало, но  в России изданием популярных книг по библеистике занимаются в основном протестанты или околопротестантские группы, светские библеисты… в общем, едва ли не кто угодно, но только не православные. И довольно большое количество людей,  просто интересующихся Писанием, и даже священников, которые получили плохое богословское образование, черпают знания из текстов, которые принадлежат иной, не православной традиции. Но это же парадокс: православный священник или мирянин узнает о Священном Писании от протестантов или от неверующих! Некоторые прочитав пару современных книг даже оскудевали в вере. По этому вопросу была широкая полемика в этом году в Интернете. Стало очевидно, что незнание православной научной библеистики приводит к печальным результатам.

Летний Библейский Университет

В усадьбе "Свиблово"

Это еще одна причина, почему надо популяризировать православное изучение Священного Писания. Нужно сохранение собственных традиций изучения Писания, собственный контекст.

Но даже если у нас будут специалисты – богословы, священники, все равно останется проблема аудитории – у нас очень мало мирян по-серьезному интересуются библеистикой.

Вот сейчас обсуждается новый русский перевод Священного Писания. Но что толку в этих обсуждениях, если у нас и старый, т.е. Синодальный, не читают?  Огромные усилия могут быть вложены в переводческую работу, но новый перевод станет не более чем еще одной книжкой, которая пылится на полке. Кто обратит на него внимание? Только те немногие, кто и так регулярно читает Священное Писание.

Или те, кто занимается вопросами языка и перевода, потому что это их специальность.

Да, но вот, кстати, еще одна тенденция –  сведение библеистики к филологии, когда библейские тексты рассматривают как текст, как памятник литературы. То, что это живая история, свидетельство Церкви о Христе, выпадает из поля зрения.  Но ведь это же редукционизм – низведение на более низкий уровень. Примерно то же самое, как если рассматривать живой организм только как совокупность происходящих в нем химических процессов или рассматривать явление жизни как совокупность химических реакций и механических движений. Но ведь это неверно. Целое больше суммы его частей!

Если мы говорим о православном подходе к изучению Писания, то он всегда подразумевает литургическое использование библейских текстов.

Ведь как определяли, подлинное Евангелие или не подлинное, а просто подписанное именами апостолов, когда составляли библейский канон? Определяли сличением текста с реальной жизнью Церкви, с опытом Евхаристии, опытом жизни во Христе. Христос Который есть Глава Церкви, реально и пребывает в ней. Соответственно, тот образ Христа, который содержится в опыте Евхаристии, и тот, который содержится в текстах Писания, должны соответствовать и взаимодополнять друг друга. Ведь апостолы писали свои послания с тем, чтобы передать новообращенным христианам свое знание о Христе, которое они имели как копыт Евхаристии.  С другой стороны, в соответствии с опытом Евхаристии проверялась подлинность писаний. Гностические тексты вы легко определите даже не будучи специалистом,  с первых строчек. Скорее ученые будут путаться, пытаясь определять точную датировку текстов, делая текстологический анализ… А христианин интуитивно почувствует, что это не то, что он не соответствует тому образу Христа, который он знает из опыта Евхаристии. А это уже свидетельство Духа Святого, Который пребывает в Церкви. Евангелия написаны в Церкви. Церковь — хранительница Откровения. Следовательно, она первейшая и главная его истолковательница.

Много народу пришло в Летний Университет в прошлом году?

Всего в списках числилось 30 человек, регулярно на лекции ходили около 20. Остальные, видимо, не успевали посещать все занятия из-за работы. В первую неделю занятия проходили в коттедже недалеко от Сергиева Посада, во вторую – в усадьбе «Свиблово». В этом было затруднение: не всем было удобно ехать на лекции в Подмосковье, особенно тем, кто работает, поэтому в этом году мы решили все занятия проводить в Москве, на территории Троицкого Патриаршего подворья в усадьбе «Свиблово». Настоятель подворья о.Сергий Киселев (наш благочинный) нам помогает в проведении Университета, предоставляя прекрасные помещения. Я бы хотел сделать акцент не на количестве учащихся, а на качестве подготовки.

Летний Библейский Университет  

Во время перерыва. Усадьба "Свиблово", 2010 год

Как будет выстроен курс лекций в этом году?  Планируется изучать и Ветхий, и Новый завет?

Да. Мы стремимся показать систему науки. Изучается  герменевтика Священного Писания (т.е. наука о толковании), исагогика (вопросы авторства, происхождения текстов, хронологии  и т.д.), библейская археология, даются примеры экзегетики, освещаются вопросы соотношения современной науки и толкования Писания, отдельно будем разбирать сложные богословские вопросы. Будем проводить семинары по методам изучения Священного Писания в приходских условиях. Кроме того, обычно дарим ребятам литературу по изучению Писания, награждаем по результатам тестов.

Для тех, кто отучился в прошлом году, предусмотрен второй уровень лекций, более глубокое изучение того, чем начали заниматься прошлым летом. Будет даваться введение в изучение древних языков.

Чего лично Вы ждете от Университета?

- Привлечь всех интересующихся, дать им возможность послушать специалистов, пообщаться со специалистами, выделить  группу тех, кто будет более серьезно изучать Писание и впоследствии помогать священникам на приходах.

В храмах есть библейские кружки, но по сути заниматься ими, кроме священников, некому. А священники и так сильно загружены, поэтому им нужна помощь образованных мирян. У нас есть ПСТГУ, который готовит миссионеров, катехизаторов. Но обучение занимает несколько лет и далеко не у всех есть возможность пройти полный университетский курс.

В нашем же Летнем Университете мы хотим дать общее представление об изучении Священного Писания. За 10 дней не станешь специалистом, но можно узнать для себя много полезного и увидеть какую-то новую перспективу.

Занятия у нас проходят интенсивно, с утра, с 9 до 14 часов - лекции, вечером, с 18 до 20 – семинары. Днем мы делаем перерыв, чтобы слушатели могли отдохнуть и сходить где-то перекусить. Обычно идут к друзьям, которые живут близко. Конечно, можно было бы устроить что-то вроде столовой, но мы решили этого не делать. Наш Университет – бесплатный, специально чтобы студенты, у которых не так много свободных денег, могли беспрепятственно посещать занятия. Столовую нужно было бы как-то оплачивать, это был бы уже совсем иной уровень расходов, а нам не хотелось и не хочется брать деньги со студентов.

А прийти на занятия может любой, никакой предварительной записи не требуется, если есть желание. Можно отправить письмо с сайта кафедры библеистики www.bible-mda.ru там есть страничка посвященная Университету.

В обычном Университете студенты пишут контрольные и проверочные работы, а у вас?

Мы делаем тесты. Например, на знание Священного Писание, на усвоение курса. Эти работы писали хорошо.

Летний Библейский Университет

Занятие по древнееврейскому языку

В прошлом году я просил также написать некую работу по итогам Университета – что-то вроде реферата для более глубокого ознакомления с одним из предметов, который больше всего понравился.  Сначала речь шла о 30 страницах, потом я сдался и сократил требования до 10. Но я не стал спрашивать строго, сейчас, наверное, буду по-другому.

Есть ли какие-то результаты учебы в прошлогоднем Летнем Университете?

Конечно! Например, после прошлогоднего Летнего Университета четверо наших ребят стали заниматься древнееврейским языком, за год прошли учебник и к весне читали псалмы на древнееврейском. Кто-то пошел заниматься на курсы иврита на филологическом факультете в МГУ, где преподает заведующий нашей кафедрой отец Леонид Грилихес.

В дальнейшем  мы будем формировать группы, например, по изучению древнегреческого языка.

См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
17 июля 2018 г.
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений вручил директору института археологии Российской академии наук, академику Российской академии наук Н. А. Макарову и его заместителю А. В. Энговатовой медали Московской духовной академии «За труды и заслуги».
15 июля 2018 г.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года протоиерей Максим Козлов был назначен председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви.
15 июля 2018 г.
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейской Амвросий поздравил с окончанием учебного года учащих и учащихся Академии.
15 июля 2018 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил учащих и учащихся духовных школ Русской Православной Церкви с окончанием учебного года.
13 - 23 августа 2018 г.
С 13 по 23 августа  2018 года кафедра истории и теории церковного искусства Московской духовной академии проведет стажировку по подготовке специалистов в области церковного искусства по программе «Основы учёта, хранения и использования церковных ценностей».
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Сергея Юрьевича Акишина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации игумена Пимена (Семилетова) на соискание ученой степени кандидата богословия.
31 июля - 01 августа 2018 г.
Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом приглашает всех желающих пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия».
31 июля - 11 августа 2018 г.
Программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.