АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Покаяние – основа духовной жизни


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме на литургии 13 февраля 2011 года.
15 февраля 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы торжественно чтим память всех Новомучеников и Исповедников Российских, этих, можно сказать, отличников в духовной жизни, которые в годину лютых испытаний выдержали огненный экзамен и на деле доказали свою верность Христу. И ныне, в неделю Мытаря и Фарисея, мы вступаем в область ежегодного духовного экзамена, в область Постной Триоди с ее покаянными трудами, и нас осеняет уже тень горы Святой Четыредесятницы.

Восхождение на эту вершину ― образ христианского подвига всей нашей жизни. Умные мира сего вообще предпочитают обходить эту гору стороной и остаются со своим умом, а для спасаемых она становится Фавором и Синаем, лествицей в Царство Небесное. Восхождение к евангельскому совершенству, как и подъем на гору, помимо постоянного понуждения себя, трезвого видения себя и цели, требует постепенности, ибо невозможно оказаться у вершины, минуя подножие. Вот об этом подножии и основании добродетелей и напоминает нам сегодня Церковь, о чем прежде всего прочего говорит Христос: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17).

С покаяния начинается восхождение по лестнице блаженств, и первые ступени ее ― неизменно нищета духовная, сокрушение сердца и жажда оправдания у Бога. Если этого нет, то суетны все прочие добродетели, они мнимы, и то, что мы считаем в себе порой бесстрастием и чистотой, есть греховный сон и чистота устоявшегося болота. Видеть свою греховность нам мешает высокое мнение о себе, это лукавое сокровище нашего сердца, которое мы всячески оберегаем самооправданием. Такое состояние отсекает человека от благодати, делает его мертвым для духовной жизни. Но что говорит такому успокоенному и считающему себя самодостаточным христианину Господь? «Знаю дела твои, ты не холоден и не горяч... и потому Я извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг...» (Откр. 3, 15-18). Если нет у нас покаяния и смирения, значит в сердце закралась гордость, мы уклонились со спасительного пути, и надо снова возвращаться к первой ступени ― нищете духа.

Покаяние ― это не действие человеческое, когда мы укоряем себя за слабость или сожалеем о проступках, но обновляющее действие благодати в смирившемся сердце. Истинное, благодатное покаяние не связано напрямую с отдельными грехами, оно проистекает из осознания своей глубокой греховности и удаленности от Бога. Это не просто произнесение покаянных молитв, но младенческое предстояние пред Богом в сердечном сокрушении.

Покаяние ― это изменение ума, отвращение его от себя и обращение к Богу, умаление в своем сознании себя и возвеличение Бога. Это ненависть ко греху и неспособность осуждать других.

Мир не желает и не способен каяться, он пребывает в противоположном состоянии самодовольства и самооправдания. Но наш ветхий человек и в духовной жизни ищет самоутверждения. Для некоторых исполнение внешних правил становится некой «техникой», при помощи которой они, не борясь со страстями, надеются достичь святости и вытекающих из нее благ. Такое искаженное, неправедное состояние приводит к прелести, и конец его ― погибель души. Фарисей возомнил себя святым и в своем безумии хвалился перед Самим Богом, уничижая Его творения. С точки зрения мирского человека ― это парадокс: мытарь, настолько грешный, что и глаз не смел поднять, выходит из храма более оправданным, чем фарисей, человек правильный, постник и молитвенник. Но мы с вами видим, что никакая это не святость и не ревность о богоугождении, а непуганное самодовольство и превозношение, мерзкие пред Богом. Отсюда сделаем вывод, что при всех своих подвигах мы должны уметь вменять их ни во что, не быть «мудрыми о себе» (Рим. 12, 16), и не искать самим утешений, похвал, славы от Бога и людей, ибо ищущие всего этого «уже получают награду свою» (Мф. 6, 2). Поистине, «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).

«Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче», ― молились мы вчера на всенощной. Истинное, благодатное покаяние не от нас, но дар Божий, мы не в силах приобрести его самостоятельно, но можем только желать его и смиренно просить вместе с пророком: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач 5, 21). Господь дает Свои дары всем желающим по мере их желания, а желание это мы выражаем внешним деланием ― молитвой, постом, делами покаяния и любви. Но если внешнее не подкрепляется внутренним, то есть совершается «без души», и не приносит плодов духовных, яже есть любовь, радость, мир, долготерпение и прочее по Апостолу, значит мы созидаем не на том основании или не из того материала ― вместо золота и серебра строим из дерева и соломы, а ведь придет время, когда «огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 13), и все неподлинное сгорит.

Сегодня мы чествуем святых Новомучеников и Исповедников Российских, чья добродетель была испытана, как злато в горниле. Взойдя по лестнице добродетелей от покаяния и слез до высших ступеней ― изгнания и поношения ради Христа, они оказались верными Господу, свидетельствуя о Нем даже до смерти (Откр. 12, 11). Новомученики и исповедники Российские стали семенем Церкви, теми зернами, которые умерли, но принесли сторичный плод, вызвав к жизни ростки нашего стремления к Богу, ибо по их молитвам мы обрели бесценный дар веры. И, ощущая единение с этими ближайшими к нам по времени святыми, сорадуясь их победе над смертью, мы не можем не задать себе вопрос: сумеем ли мы достойно вынести все предназначенные нам испытания и остаться до конца верными своему Господу?

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом, ― говорит Господь (Лк. 16, 10). Чтобы любовь ко Христу в час искушений превозмогла в нас ветхого человека с его плотским мудрованием, нужно жить не по плоти, но по духу, всегда поступать по вере и по совести и не дружить с миром, враждующим на Бога. Но самое главное ― осознавая свою недостаточность, всегда и везде искать живой душой Живого Бога, чтобы Его благодать соделала нашу любовь нелицемерной, а покаяние, то есть обращение к Богу, нераскаянным. Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
17 октября 2018 г.
22 ноября 2018 года в Московской духовной академии состоится выставка детских мозаик и концерт классической музыки «Не во имя славы».
16 октября 2018 г.
15 октября 2018 года Священный Синод назначил ректором Екатеринбургской духовной семинарии преподавателя Московской духовной академии иеромонаха Корнилия (Зайцева).
16 октября 2018 г.
15 октября 2018 года Священный Синод назначил старшего преподавателя Московской духовной академии протоиерея Михаила Вахрушева первым заместителем Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.
15 - 24 октября 2018 г.
С 15 по 24 октября 2018 г. пройдут экзамены и обзорные лекции на 2 курсе бакалавриата Московской духовной академии Сектора заочного обучения. Опубликовано расписание.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.