АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Покаяние – основа духовной жизни


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме на литургии 13 февраля 2011 года.
15 февраля 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы торжественно чтим память всех Новомучеников и Исповедников Российских, этих, можно сказать, отличников в духовной жизни, которые в годину лютых испытаний выдержали огненный экзамен и на деле доказали свою верность Христу. И ныне, в неделю Мытаря и Фарисея, мы вступаем в область ежегодного духовного экзамена, в область Постной Триоди с ее покаянными трудами, и нас осеняет уже тень горы Святой Четыредесятницы.

Восхождение на эту вершину ― образ христианского подвига всей нашей жизни. Умные мира сего вообще предпочитают обходить эту гору стороной и остаются со своим умом, а для спасаемых она становится Фавором и Синаем, лествицей в Царство Небесное. Восхождение к евангельскому совершенству, как и подъем на гору, помимо постоянного понуждения себя, трезвого видения себя и цели, требует постепенности, ибо невозможно оказаться у вершины, минуя подножие. Вот об этом подножии и основании добродетелей и напоминает нам сегодня Церковь, о чем прежде всего прочего говорит Христос: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17).

С покаяния начинается восхождение по лестнице блаженств, и первые ступени ее ― неизменно нищета духовная, сокрушение сердца и жажда оправдания у Бога. Если этого нет, то суетны все прочие добродетели, они мнимы, и то, что мы считаем в себе порой бесстрастием и чистотой, есть греховный сон и чистота устоявшегося болота. Видеть свою греховность нам мешает высокое мнение о себе, это лукавое сокровище нашего сердца, которое мы всячески оберегаем самооправданием. Такое состояние отсекает человека от благодати, делает его мертвым для духовной жизни. Но что говорит такому успокоенному и считающему себя самодостаточным христианину Господь? «Знаю дела твои, ты не холоден и не горяч... и потому Я извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг...» (Откр. 3, 15-18). Если нет у нас покаяния и смирения, значит в сердце закралась гордость, мы уклонились со спасительного пути, и надо снова возвращаться к первой ступени ― нищете духа.

Покаяние ― это не действие человеческое, когда мы укоряем себя за слабость или сожалеем о проступках, но обновляющее действие благодати в смирившемся сердце. Истинное, благодатное покаяние не связано напрямую с отдельными грехами, оно проистекает из осознания своей глубокой греховности и удаленности от Бога. Это не просто произнесение покаянных молитв, но младенческое предстояние пред Богом в сердечном сокрушении.

Покаяние ― это изменение ума, отвращение его от себя и обращение к Богу, умаление в своем сознании себя и возвеличение Бога. Это ненависть ко греху и неспособность осуждать других.

Мир не желает и не способен каяться, он пребывает в противоположном состоянии самодовольства и самооправдания. Но наш ветхий человек и в духовной жизни ищет самоутверждения. Для некоторых исполнение внешних правил становится некой «техникой», при помощи которой они, не борясь со страстями, надеются достичь святости и вытекающих из нее благ. Такое искаженное, неправедное состояние приводит к прелести, и конец его ― погибель души. Фарисей возомнил себя святым и в своем безумии хвалился перед Самим Богом, уничижая Его творения. С точки зрения мирского человека ― это парадокс: мытарь, настолько грешный, что и глаз не смел поднять, выходит из храма более оправданным, чем фарисей, человек правильный, постник и молитвенник. Но мы с вами видим, что никакая это не святость и не ревность о богоугождении, а непуганное самодовольство и превозношение, мерзкие пред Богом. Отсюда сделаем вывод, что при всех своих подвигах мы должны уметь вменять их ни во что, не быть «мудрыми о себе» (Рим. 12, 16), и не искать самим утешений, похвал, славы от Бога и людей, ибо ищущие всего этого «уже получают награду свою» (Мф. 6, 2). Поистине, «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).

«Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче», ― молились мы вчера на всенощной. Истинное, благодатное покаяние не от нас, но дар Божий, мы не в силах приобрести его самостоятельно, но можем только желать его и смиренно просить вместе с пророком: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач 5, 21). Господь дает Свои дары всем желающим по мере их желания, а желание это мы выражаем внешним деланием ― молитвой, постом, делами покаяния и любви. Но если внешнее не подкрепляется внутренним, то есть совершается «без души», и не приносит плодов духовных, яже есть любовь, радость, мир, долготерпение и прочее по Апостолу, значит мы созидаем не на том основании или не из того материала ― вместо золота и серебра строим из дерева и соломы, а ведь придет время, когда «огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 13), и все неподлинное сгорит.

Сегодня мы чествуем святых Новомучеников и Исповедников Российских, чья добродетель была испытана, как злато в горниле. Взойдя по лестнице добродетелей от покаяния и слез до высших ступеней ― изгнания и поношения ради Христа, они оказались верными Господу, свидетельствуя о Нем даже до смерти (Откр. 12, 11). Новомученики и исповедники Российские стали семенем Церкви, теми зернами, которые умерли, но принесли сторичный плод, вызвав к жизни ростки нашего стремления к Богу, ибо по их молитвам мы обрели бесценный дар веры. И, ощущая единение с этими ближайшими к нам по времени святыми, сорадуясь их победе над смертью, мы не можем не задать себе вопрос: сумеем ли мы достойно вынести все предназначенные нам испытания и остаться до конца верными своему Господу?

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом, ― говорит Господь (Лк. 16, 10). Чтобы любовь ко Христу в час искушений превозмогла в нас ветхого человека с его плотским мудрованием, нужно жить не по плоти, но по духу, всегда поступать по вере и по совести и не дружить с миром, враждующим на Бога. Но самое главное ― осознавая свою недостаточность, всегда и везде искать живой душой Живого Бога, чтобы Его благодать соделала нашу любовь нелицемерной, а покаяние, то есть обращение к Богу, нераскаянным. Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
17 июля 2018 г.
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений вручил директору института археологии Российской академии наук, академику Российской академии наук Н. А. Макарову и его заместителю А. В. Энговатовой медали Московской духовной академии «За труды и заслуги».
15 июля 2018 г.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года протоиерей Максим Козлов был назначен председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви.
15 июля 2018 г.
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейской Амвросий поздравил с окончанием учебного года учащих и учащихся Академии.
15 июля 2018 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил учащих и учащихся духовных школ Русской Православной Церкви с окончанием учебного года.
13 - 23 августа 2018 г.
С 13 по 23 августа  2018 года кафедра истории и теории церковного искусства Московской духовной академии проведет стажировку по подготовке специалистов в области церковного искусства по программе «Основы учёта, хранения и использования церковных ценностей».
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Сергея Юрьевича Акишина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации игумена Пимена (Семилетова) на соискание ученой степени кандидата богословия.
31 июля - 01 августа 2018 г.
Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом приглашает всех желающих пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия».
31 июля - 11 августа 2018 г.
Программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.