АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Архиепископ Верейский Евгений: Задача Церкви - противостоять вызовам современности


Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений ответил на вопросы корреспондента Санкт-Петербургской духовной академии.
28 декабря 2010 г.

Ваше Высокопреосвященство, какие первоочередные задачи в связи с интеграцией духовных учебных заведений в Болонский процесс стоят перед Учебным комитетом Русской Православной Церкви? В чем на данный момент заключается главная задача текущих реформ?

Вступая в Болонский процесс, мы входим в образовательное пространство не только нашей страны, но и европейского сообщества в целом. Долгие годы Церковь жила в условиях притеснений со стороны государства, и наша система духовного образования не была исключением. В конце 80-х - начале 90-х годов, получив свободу, мы стали самостоятельно разрабатывать образовательные программы, учебные планы. Но на определенном историческом этапе мы поняли, что можем многое извлечь от общения со светской системой. Поднимая свой уровень, мы в то же время в качестве миссии влияем на светскую систему образования. Сейчас идет дискуссия, насколько это нужно и полезно. Нет ни одной идеальной системы. Есть определенная данность, и она такова, что Россия вошла в Болонский процесс, и вся система отечественного образования будет переходить на новые рельсы. Мы не должны отставать.

Иногда путают схему образования с его содержанием. Согласно схеме выполненного учебного стандарта, мы сможем быть аккредитованными и получить диплом государственного образца. А вот внутреннее содержание — вопрос, решение которого зависит от нас. Поэтому стоит задача сохранить те традиции, которые сложились в нашей системе образования и в Церкви в целом, и преподнести их современному миру. Это своего рода миссия.

Нет ли опасности в связи с Болонским процессом потери наработанного веками потенциала нашей системы духовного образования?

Такая опасность существовала всегда. Почему мы думаем, что застрахованы от нее сегодня? Опасность не в системе, понимаемой как схема, как некий скелет образования. Опасность исходит от вызовов современного общества, которые мы можем наблюдать: размывание нравственных корней, влияние средств массовой информации на душу молодого человека, оказывающее разлагающее действие на его нравственное состояние. Задача Церкви - противостоять подобным вызовам современности.

В данном случае, если бы Болонский процесс по своей сути противоречил Православию, мы бы не согласились участвовать в нем. Если на определенном этапе мы поймем, что аккредитация для нас неполезна, можно просто от нее отказаться, и государство не будет выдавать диплом государственного образца. При этом мы не окажемся за бортом законодательного поля нашей страны, поскольку без лицензии мы не имеем права жить, а без аккредитации можем.

В высших Духовных Учебных заведениях Русской Православной Церкви сложились свои традиции в преподавании тех или иных богословских дисциплин, в воспитании будущих пастырей Церкви. Предусматривает ли Болонский процесс сохранение данных традиций? В какой форме, на Ваш взгляд, сочетаются традиция богословского образования и образовательные западноевропейские принципы Болонского процесса?

Болонский процесс не ставит целью отмену системы образования того или иного государства. Он лишь унифицирует все системы образования, дает ориентир, понимание того, какому уровню соответствует то или иное учебное заведение. При такой унификации мы сможем более широко пользоваться интеллектуальным потенциалом европейских православных учебных заведений. Нельзя полностью перечеркивать западный опыт. Например, богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов готовы, но не могут принять наших студентов до тех пор, пока нас не признает государство.

Болонский процесс, так или иначе, подразумевает идею о единстве научного исследования и учебного процесса. Не приведет ли это к «уравниванию» уровня образования богословских учебных заведений РПЦ?

Я думаю, не приведет, а, наоборот, подтолкнет учебные заведения, качество образования в которых уступает другим, стремиться к тем, которые стоят на более высоком уровне. Здесь действует соревновательный принцип в хорошем смысле этого слова. После десятилетий советского режима мы до сих пор не восстановили приходскую жизнь, систему образования. Когда в начале 90-х годов открывались первые учебные заведения, мы не задумывались о том, существует ли для этого необходимая учебно-методическая база, есть ли столовая, жилье для студентов. Сейчас система другая: прежде всего, подготовка, а потом открытие. Если в системе духовного образования не будет никакой централизации, мы рискуем «вариться в собственном соку», оказаться самодостаточными. Я считаю, что вхождение в единое пространство Болонского процесса позволит нам не успокаиваться, а постоянно стремиться к улучшению ситуации.

Беседовал Вадим Лозовский

Сайт СПбДА/Пресс-служба МДА

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 декабря 2017 г.
12 декабря 2017 года Объединенный хор студентов Московской духовной академии и Регентской школы при МДА под управлением преподавателя М. П. Шошина принял участие в VI Междун­ародном фестивале де­тско-юношеских и мол­одёжных хоров «Пою Богу моему дондеже ес­мь» и стал обладателем высшей награды — Гран-при фестиваля.
14 декабря 2017 г.
11-12 декабря 2017 года в Российском государственном гуманитарном университете прошла третья Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность», в которой приняли участие преподаватели и аспиранты кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии.
15 декабря 2017 г.
11–12 декабря 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре прошла двухдневная Международная научно-практическая конференция по проблемам образования.
11 декабря 2017 г.
10 декабря 2017 года Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе возглавили архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московской Духовной Академии и епископ Нарвский и Причудский Лазарь.
17 декабря 2017 г.
17 декабря 2017 года в Большом актовом зале Московской духовной академии состоится концерт Объединенного хора студентов Московской духовной академии и Регентской школы при МДА под управлением преподавателя М. П. Шошина посвященный 100-летию Поместного Собора 1917-1918 гг. и восстановлению Патриаршества в Русской Православной Церкви
09 - 11 февраля 2018 г.
9-11 февраля 2018 года в Московской духовной академии пройдет Первый Международный Сретенский фестиваль классической музыки.
29 декабря 2017 г.
Заседание Ученого совета МДА состоится в пятницу 29 декабря 2017 г. в 10 ч. в Малом актовом зале.
12 - 21 декабря 2017 г.
С 12 по 21 декабря 2017 г. пройдут экзамены для учащихся Подготовительного отделения и 1 курса бакалавриата МДА СЗО (ФИЛИАЛ заочного сектора МДА - г. Москва).

[Интервью]
игумен Дионисий (Шленов) [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.