АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Приветственное слово ректора МДА к участникам VII Платоновских чтений


03 декабря 2010 г.

ЕГО ВЫСОКОПРЕПОДОБИЮ

ПРОТОИЕРЕЮ ВЛАДИМИРУ ЧУВИКИНУ

РЕКТОРУ ПЕРЕРВИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Свое приветственное слово к участникам уже традиционных «Платоновских чтений» хочу начать цитатой одного из исследователей богатого наследия Московского святителя. В труде, посвященном сравнительной характеристике двух Московских митрополитов – Платона и Филарета, В.П. Виноградов писал: «В истории Русской Церкви нового времени на протяжении двух столетий среди ее деятелей есть только два имени, с которыми не может равняться по историческому значению ни одно другое: это Платон и Филарет, митрополиты Московские. Платон и Филарет – учитель и  ученик, это как бы два великих солнца, перед которыми все другие деятели русской церковной истории нового времени только лишь звезды… это две преемственно сменяющиеся эпохи в истории Русской Церкви – в истории русской церковной мысли и жизни»[1]. Справедливость этой, данной почти сто лет назад, оценки подтверждают проходящие уже седьмой раз «Платоновские чтения». Действительно, дело митрополита Платона продолжало жить не только в его прославленных учениках, оно не умерло и спустя двести лет со времени подвига духовного просвещения своего основателя. Неоценимый вклад внес Московский святитель в развитие богословского образования в России. В жизни Московской академии, носившей тогда название Славяно-греко-латинской академии, с 1770-х годов – начала управления ею митрополитом Платоном (Левшиным) – начинается новый период. Восстанавливается обстоятельное изучение греческого языка, усилено преподавание русского, в учебный курс введены новые предметы — в частности, церковная история. В московских школах чтение Священного Писания с толкованием «трудных мест» было выделено в особый предмет (Священная Герменевтика). Митрополита Платона не устраивало школьное богословие даже после отхода от «иезуитской» системы, поэтому, оставив общую структуру — введение в богословие; догматическое богословие; нравственное богословие — он стимулировал работу преподавателей по «оживлению» содержания читаемых ими курсов. Митрополит Платон обращал особое внимание на подготовку студентов своих школ — академии и Троицкой Лаврской семинарии к пастырскому служению. Эта подготовка реализовывалась в виде изучения «должностей пресвитеров приходских», чтения Кормчей с толкованием к практическому применению, изучения правил Вселенских, Поместных соборов и соборов Русской Православной Церкви, уставов церковных из Пандектов и Духовного регламента, пасхалии. Все студенты богословского класса составляли и произносили проповеди и посвящались в чтеца, учились вести и внебогослужебные поучения[2]. Кроме того, подготовкой являлось участие в богослужении, с «чтением и пением». Число учащихся в Московской академии возросло и доходило до 1600 человек. Митрополит Платон старался организовать материальную поддержку лучших умов, учредив специальные стипендии для лучших студентов[3]. К фамилии этих студентов стали прибавлять вторую – Платонов. Так появляется целая плеяда «платоновцев», носящих двойную фамилию, многие из которых стали славой нашего Отечества.

Митрополиту Платону принадлежит замечательное рассуждение о различии мирского знания и духовного просвещения: «Мирских училищ предметом есть знание вещей: Духа Святаго предметом есть добродетель. Люди стараются просветить мысль, Дух Святый просвещает сердце... Великое есть между ученым и просвещенным различие. Ученый может знать измерение земли, свойства естественных вещей, течение небесных светил и прочая. Но просвещенный есть тот, кто знает Бога, кто знает добродетель…»[4]. Сам митр. Платон был не только выдающимся сыном своего «просвещенного века», но одним из видных представителей «ученого монашества», сумевшего передать эту традицию в наступающую эпоху рационализма и критического реализма. Ученикам Платона пришлось сражаться с химерами, рожденными оторванным от света божественного просвещения разумом. Эта борьба не прекращается и по сей день. А значит и заветы Московского святителя так же актуальны, как и двести лет назад.

Желая участникам VII Платоновских чтений творческих успехов и  помощи Божией в освоении и распространении духовного наследия митрополита Платона (Левшина), хочу напомнить вам поэтические строки, сочиненные князем А. М. Белосельским и написанные на портрете митрополита Платона в гостиной Вифанских покоев:

Он нашей церкви честь, ум редкий, гений славный.

Сильней, чем Августин и Златоусту равный,

Он Ааронов тон умеет воскрешать

И сердце разума вешанием возвышать.

Перевод с французского А. И. Любжина[5]

Архиепископ Верейский
Председатель Учебного комитета
Русской Православной Церкви
ректор Московской духовной академии



[1] Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. Сравнительная характеристика их нравственного облика. СПб., 1913. С.3.

[2] Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского. Ф. 312. Д. 461П/175С. Л. 2; Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. С.; Он же История Троицкой Лаврской семинарии. С. 241–255.

[3]Конечно, это совпадало и с общей тенденцией этих лет: учреждались благотворительные общества, при Московском университете было организовано общество университетских выпускников — не только для общения, но и для взаимной поддержки.

[4] Полное собрание сочинений Платона, митрополита Московского. М.: Издательство П. П. Сойкина. 1913. Кн. II. С. XII. С. 293-294.

[5] В оригинале это четверостишие звучит так:

L'honneur de notre eglise, esprit rare, honnete homme
D'Aaron meme il sait ressusciter le ton
Et dans l'art de toucher le coeur par la raison
Surpasser Augustin, balancer Chrysostome

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 июля 2018 г.
Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейской Амвросий поздравил с окончанием учебного года учащих и учащихся Академии.
15 июля 2018 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил учащих и учащихся духовных школ Русской Православной Церкви с окончанием учебного года.
14 июля 2018 г.
14 июля 2018 года в Екатеринбурге, под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в ходе которого ректором Московской духовной академии был назначен архиепископ Петергофский Амвросий.
14 июля 2018 г.
9-13 июля 2018 года прошли вступительные экзамены в аспирантуру Московской духовной академии.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Сергея Юрьевича Акишина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 сентября 2018 г.
13 сентября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации игумена Пимена (Семилетова) на соискание ученой степени кандидата богословия.
31 июля - 01 августа 2018 г.
Московская духовная академия в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом приглашает всех желающих пройти обучение по краткосрочной программе повышения квалификации по направлению «Основы духовно-нравственной культуры»/«Основы Православия».
31 июля - 11 августа 2018 г.
Программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
На вопросы отвечает: Павел Владимирович Кузенков [Интервью]
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
Иеромонах Варнава (Лосев) [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.