23 августа 2014 г.
АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БИБЛИОТЕКА ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

О причинах отречения Папы Римского Бенедикта XVI и опасности давления на нового главу Католической Церкви


12 февраля 2013 г.

Отречение Папы Римского от престола — событие исключительное. Церковное законодательство Римско-Католической Церкви (РКЦ) сохраняет за римским епископом право отказа от престола главы Церкви. Но последний раз это право реализовал папа Григорий XII в 1415 году, и по сути дела это был не добровольный отказ, а вынужденный уход в ситуации раскола, когда фактически на папском престоле находились сразу три конкурента. Задачей католиков тогда было сохранить единственного папу.

Более очевидная параллель имела место в XI веке: по сходным причинам от престола добровольно отказался в 1046 году папа Григорий VI.

О побуждениях Бенедикта XVI оставить престол можно высказываться только гадательно. Причину, указанную в официальном заявлении, вряд ли можно считать единственной и, я предполагаю, даже самой основательной. Например, предшественник Бенедикта XVI Иоанн-Павел II в конце своего правления также был весьма больным и значительно более немощным человеком, а от престола не отказывался. Вероятно, есть целый комплекс причин — как внутрицерковных, так и внешних, имея в виду положение Римско-Католической Церкви в контексте современной западной цивилизации.

По моему ощущению, не скандалы, доставшиеся Бенедикту XVI главным образом в наследство от его предшественника, являются причиной его ухода.

Трудно сформулировать точно, но представляется, что РКЦ настолько включена в глобальные процессы, идущие в западной цивилизации, что никакой понтифик, какими бы традиционалистскими и (в хорошем смысле слова) консервативными ни были его личные взгляды, противостоять этому уже не может.

У меня есть глубокие опасения, что вслед за уходом Бенедикта XVI угрозой для Католической Церкви (и, следовательно, угрозой для православно-католических отношений) может стать большее подчинение РКЦ и нового Папы требованиям нынешнего гуманистического светского общества, стереотипам современного западного сознания.

Бенедикт XVI твердо отстаивал традиционные христианские ценности в семейной этике — семью исключительно как союз мужчины и женщины, а гомосексуализм, если он является сознательным выбором личности, рассматривал как безусловный грех. Также Папа занимал однозначную твердую позицию в отношении недопущения женского священства. Всё это очевидно противоречит тенденциям современного западного мира. Даже в юридической области страна за страной в Западной Европе (Германия в 2001 году, а теперь Франция и Великобритания), увы, приходят к легализации однополых союзов наряду с нормальной семьей.

Бенедикт XVI был консерватором в защите и тех частей католического учения, которые не тождественны православному, — например, взгляда на абсолютную недопустимость разводов (православное право разрешает их в определенных случаях) и контрацепции (у РПЦ и здесь более мягкая позиция).

Дело даже не в конкретных проявлениях консерватизма Бенедикта XVI, а в том, что во время его правления было ощущение возможности союза здоровых традиционных христианских сил. Православные и католики объединялись против того размывания этических основ христианского учения, которое уже в значительной мере произошло в современном протестантизме и несомненно господствует в западном светском сознании.

Безусловно, вызовом для современной Римско-Католической церкви на предстоящем конклаве по выбору папы будет давление разных общественно-политических сил, направленное к тому, чтобы следующий понтифик оказался более приемлемым в контексте современных мировых псевдоценностей.

Тем не менее, поскольку решение Бенедикта XVI можно понять как принятое ради блага возглавляемой им Церкви, оно заслуживает самого глубокого уважения. Он, несомненно, оказался перед очень тяжелым выбором и сделал его ради блага своей Церкви, как он его понимает.

В отличие от Православных церквей, в Римско-Католической Церкви нет института, который мог бы отправить Папу на покой помимо его воли. Ни собрание всех кардиналов, ни даже собор всех епископов не может этого сделать.

После того как Папа объявляет о своем уходе официально, он сохраняет достоинство в качестве кардинала, но перестает рассматриваться католиками как верховный первосвященник, абсолютный глава Церкви, который имеет право единолично определять ее вероучение через провозглашение новых догматов (существует постулат о папской веро- и нравоучительной непогрешимости).

Когда Папа уходит на покой, как и в случае кончины Папы, собирается конклав кардиналов — абсолютно закрытое заседание примерно 150 высших церковно-административных лиц Римско-Католической Церкви, которые не имеют права разъехаться, пока не закончат выборы. По традиции они собираются в Сикстинской капелле, известной также благодаря живописи Микеланджело и Рафаэля. Новый Папа становится главой РКЦ, как только ответит «да» на выбор кардиналов, еще до какой-либо церемонии интронизации.

В Православной Церкви самая свежая аналогия — уход на покой патриарха Сербского Германа в 1990 году. Неоднократно отказывались от престола Константинопольские патриархи, например Игнатий и Фотий, поменявшиеся местами. При этом после отказа им случалось и вернуться на патриарший престол.

В Русской Церкви добровольных отречений от патриаршества не было, а самая близкая аналогия — смещение в XVII веке патриарха Никона. Впрочем, это было решение собора, которому он был вынужден подчиниться, но в полной мере никогда не признал.

 Газета «Известия»

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
22 августа 2014 г.
21 августа 2014 года состоялось первое заседание рабочей группы по реализации проекта "Контроль качества в высших духовных учебных заведениях как основа реформы духовного образования". Проект будет осуществляться в 2014/2015 годах в рамках реализации президентского гранта, полученного фондом просвещения «МЕТА».
21 августа 2014 г.
Заведующий регентской школой при Московской духовной академии архимандрит Михаил (Борей) сослужил митрополиту Волоколамскому Илариону в праздник Преображения Господня.
18 августа 2014 г.
17 августа за Божественной литургией в Успенской Киево-Печерской Лавре состоялась интронизация Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, избранного 13 августа на Соборе епископов УПЦ Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
16 августа 2014 г.
Церковно-археологический музей Московской духовной академии представил экспозиционную картину Михаила Васильевича Нестерова ( 1862 – 1942) «Христос благословляет отрока Варфоломея», написанную 1926 году.
01 июля 2014 г.
Общее собрание профессорско-преподавательской корпорации МДА состоится 29 августа в 10 ч. в Малом актовом зале.

07 июня 2014 г.
Документы на обучение принимаются до 27 августа. Собеседование, по итогам которого будет проходить зачисление и формирование группы, состоится 29 августа. Обучение начнется 8 сентября. Курсы проходят на территории Новоспасского монастыря г. Москвы.
23 мая 2014 г.
Приём документов   у абитуриентов в аспирантуру по 30 августа 2014 г. включительно.

Михаил Всеволодович Ковшов [Статья]
игумен Дионисий (Шлёнов) [Статья]
Родион Германов (бакалавриат МДА) [Статья]
Михаил Всеволодович Ковшов [Статья]
 
Канцелярия МДА — Телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная Ректора МДА — Телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com


Официальный сайт Московской православной духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская православная духовная академия
Все права защищены 2005-2009

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет