16 апреля 2014 г.
АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БИБЛИОТЕКА ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

О причинах отречения Папы Римского Бенедикта XVI и опасности давления на нового главу Католической Церкви


12 февраля 2013 г.

Отречение Папы Римского от престола — событие исключительное. Церковное законодательство Римско-Католической Церкви (РКЦ) сохраняет за римским епископом право отказа от престола главы Церкви. Но последний раз это право реализовал папа Григорий XII в 1415 году, и по сути дела это был не добровольный отказ, а вынужденный уход в ситуации раскола, когда фактически на папском престоле находились сразу три конкурента. Задачей католиков тогда было сохранить единственного папу.

Более очевидная параллель имела место в XI веке: по сходным причинам от престола добровольно отказался в 1046 году папа Григорий VI.

О побуждениях Бенедикта XVI оставить престол можно высказываться только гадательно. Причину, указанную в официальном заявлении, вряд ли можно считать единственной и, я предполагаю, даже самой основательной. Например, предшественник Бенедикта XVI Иоанн-Павел II в конце своего правления также был весьма больным и значительно более немощным человеком, а от престола не отказывался. Вероятно, есть целый комплекс причин — как внутрицерковных, так и внешних, имея в виду положение Римско-Католической Церкви в контексте современной западной цивилизации.

По моему ощущению, не скандалы, доставшиеся Бенедикту XVI главным образом в наследство от его предшественника, являются причиной его ухода.

Трудно сформулировать точно, но представляется, что РКЦ настолько включена в глобальные процессы, идущие в западной цивилизации, что никакой понтифик, какими бы традиционалистскими и (в хорошем смысле слова) консервативными ни были его личные взгляды, противостоять этому уже не может.

У меня есть глубокие опасения, что вслед за уходом Бенедикта XVI угрозой для Католической Церкви (и, следовательно, угрозой для православно-католических отношений) может стать большее подчинение РКЦ и нового Папы требованиям нынешнего гуманистического светского общества, стереотипам современного западного сознания.

Бенедикт XVI твердо отстаивал традиционные христианские ценности в семейной этике — семью исключительно как союз мужчины и женщины, а гомосексуализм, если он является сознательным выбором личности, рассматривал как безусловный грех. Также Папа занимал однозначную твердую позицию в отношении недопущения женского священства. Всё это очевидно противоречит тенденциям современного западного мира. Даже в юридической области страна за страной в Западной Европе (Германия в 2001 году, а теперь Франция и Великобритания), увы, приходят к легализации однополых союзов наряду с нормальной семьей.

Бенедикт XVI был консерватором в защите и тех частей католического учения, которые не тождественны православному, — например, взгляда на абсолютную недопустимость разводов (православное право разрешает их в определенных случаях) и контрацепции (у РПЦ и здесь более мягкая позиция).

Дело даже не в конкретных проявлениях консерватизма Бенедикта XVI, а в том, что во время его правления было ощущение возможности союза здоровых традиционных христианских сил. Православные и католики объединялись против того размывания этических основ христианского учения, которое уже в значительной мере произошло в современном протестантизме и несомненно господствует в западном светском сознании.

Безусловно, вызовом для современной Римско-Католической церкви на предстоящем конклаве по выбору папы будет давление разных общественно-политических сил, направленное к тому, чтобы следующий понтифик оказался более приемлемым в контексте современных мировых псевдоценностей.

Тем не менее, поскольку решение Бенедикта XVI можно понять как принятое ради блага возглавляемой им Церкви, оно заслуживает самого глубокого уважения. Он, несомненно, оказался перед очень тяжелым выбором и сделал его ради блага своей Церкви, как он его понимает.

В отличие от Православных церквей, в Римско-Католической Церкви нет института, который мог бы отправить Папу на покой помимо его воли. Ни собрание всех кардиналов, ни даже собор всех епископов не может этого сделать.

После того как Папа объявляет о своем уходе официально, он сохраняет достоинство в качестве кардинала, но перестает рассматриваться католиками как верховный первосвященник, абсолютный глава Церкви, который имеет право единолично определять ее вероучение через провозглашение новых догматов (существует постулат о папской веро- и нравоучительной непогрешимости).

Когда Папа уходит на покой, как и в случае кончины Папы, собирается конклав кардиналов — абсолютно закрытое заседание примерно 150 высших церковно-административных лиц Римско-Католической Церкви, которые не имеют права разъехаться, пока не закончат выборы. По традиции они собираются в Сикстинской капелле, известной также благодаря живописи Микеланджело и Рафаэля. Новый Папа становится главой РКЦ, как только ответит «да» на выбор кардиналов, еще до какой-либо церемонии интронизации.

В Православной Церкви самая свежая аналогия — уход на покой патриарха Сербского Германа в 1990 году. Неоднократно отказывались от престола Константинопольские патриархи, например Игнатий и Фотий, поменявшиеся местами. При этом после отказа им случалось и вернуться на патриарший престол.

В Русской Церкви добровольных отречений от патриаршества не было, а самая близкая аналогия — смещение в XVII веке патриарха Никона. Впрочем, это было решение собора, которому он был вынужден подчиниться, но в полной мере никогда не признал.

 Газета «Известия»

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
16 апреля 2014 г.
16 апреля 2014 года исполнилось 20 лет со дня архиерейской хиротонии Председателя Учебного комитета,  ректора Московской духовнной академии архиепископа Верейского Евгения.
16 апреля 2014 г.
Монография заведующего кафедрой богословия д.ф.н. А.Р. Фокина «Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике» была представлена научно-академическому сообществу в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия 3 апреля 2014 г.
15 апреля 2014 г.
Вышло в свет второе издание книги преподавателя МДА и ПСТГУ священника Олега Мумрикова «Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект», предназначенное для студентов, учителей и всех, кто интересуется диалогом науки и религии, вопросами творения мира и человека, православного осмысления современной научной картины мира.
15 апреля 2014 г.
14 апреля 2014 года в понедельник Страстной седмицы ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в Покровском академическом храме.
15 апреля 2014 г.
Опубликовано расписание экзаменов  5-го класса филиала заочного сектора Московской духовной семинарии.
08 апреля 2014 г.
Итоговое общее собрание профессорско-преподавательской корпорации состоится 5 июня 2014 года.
04 апреля 2014 г.
В Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии идет подготовка масштабной выставки «Преподобный Сергий Радонежский».

02 апреля 2014 г.
Опубликованы сроки подачи письменных работ в 2013-2014 учебном году.
04 марта 2014 г.
1-2 мая 2014 г. в Московской духовной академии пройдут Сергиевские научно-богословские чтения, участие в которых примут представители светской и богословской наук, а также молодые ученые и члены студенческих научных обществ духовных и светских учебных заведений.
07 марта 2014 г.
Национальный исследовательский Томский государственный университет Факультет иностранных языков приглашают принять участие в Первой Международной молодёжной научно-практической конференции «Россия, Запад и Восток: диалог культур», которая состоится 28–29 апреля 2014 года.
Отделение церковно-практических дисциплин - Чтец Алексей Семенюк, студент 1-го курса [Проповедь]
Иерей Александр Морозов (I курс аспирантуры МДА, Библейское отделение) [Проповедь]
 
Канцелярия МДА — Телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная Ректора МДА — Телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com


Официальный сайт Московской православной духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская православная духовная академия
Все права защищены 2005-2009

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет