30 июня 2016 г.
АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.
Разговорный китайский: практикум по устной речи [Редактор: Яо Лисинь]
21 апр. 2016 г.
Помоги, Господи, изжить гордыню [Автор-составитель: Игумен Митрофан (Гудков)]
14 апр. 2016 г.
Приход 2016 г. 2 (128).
06 апр. 2016 г.

О причинах отречения Папы Римского Бенедикта XVI и опасности давления на нового главу Католической Церкви


12 февраля 2013 г.

Отречение Папы Римского от престола — событие исключительное. Церковное законодательство Римско-Католической Церкви (РКЦ) сохраняет за римским епископом право отказа от престола главы Церкви. Но последний раз это право реализовал папа Григорий XII в 1415 году, и по сути дела это был не добровольный отказ, а вынужденный уход в ситуации раскола, когда фактически на папском престоле находились сразу три конкурента. Задачей католиков тогда было сохранить единственного папу.

Более очевидная параллель имела место в XI веке: по сходным причинам от престола добровольно отказался в 1046 году папа Григорий VI.

О побуждениях Бенедикта XVI оставить престол можно высказываться только гадательно. Причину, указанную в официальном заявлении, вряд ли можно считать единственной и, я предполагаю, даже самой основательной. Например, предшественник Бенедикта XVI Иоанн-Павел II в конце своего правления также был весьма больным и значительно более немощным человеком, а от престола не отказывался. Вероятно, есть целый комплекс причин — как внутрицерковных, так и внешних, имея в виду положение Римско-Католической Церкви в контексте современной западной цивилизации.

По моему ощущению, не скандалы, доставшиеся Бенедикту XVI главным образом в наследство от его предшественника, являются причиной его ухода.

Трудно сформулировать точно, но представляется, что РКЦ настолько включена в глобальные процессы, идущие в западной цивилизации, что никакой понтифик, какими бы традиционалистскими и (в хорошем смысле слова) консервативными ни были его личные взгляды, противостоять этому уже не может.

У меня есть глубокие опасения, что вслед за уходом Бенедикта XVI угрозой для Католической Церкви (и, следовательно, угрозой для православно-католических отношений) может стать большее подчинение РКЦ и нового Папы требованиям нынешнего гуманистического светского общества, стереотипам современного западного сознания.

Бенедикт XVI твердо отстаивал традиционные христианские ценности в семейной этике — семью исключительно как союз мужчины и женщины, а гомосексуализм, если он является сознательным выбором личности, рассматривал как безусловный грех. Также Папа занимал однозначную твердую позицию в отношении недопущения женского священства. Всё это очевидно противоречит тенденциям современного западного мира. Даже в юридической области страна за страной в Западной Европе (Германия в 2001 году, а теперь Франция и Великобритания), увы, приходят к легализации однополых союзов наряду с нормальной семьей.

Бенедикт XVI был консерватором в защите и тех частей католического учения, которые не тождественны православному, — например, взгляда на абсолютную недопустимость разводов (православное право разрешает их в определенных случаях) и контрацепции (у РПЦ и здесь более мягкая позиция).

Дело даже не в конкретных проявлениях консерватизма Бенедикта XVI, а в том, что во время его правления было ощущение возможности союза здоровых традиционных христианских сил. Православные и католики объединялись против того размывания этических основ христианского учения, которое уже в значительной мере произошло в современном протестантизме и несомненно господствует в западном светском сознании.

Безусловно, вызовом для современной Римско-Католической церкви на предстоящем конклаве по выбору папы будет давление разных общественно-политических сил, направленное к тому, чтобы следующий понтифик оказался более приемлемым в контексте современных мировых псевдоценностей.

Тем не менее, поскольку решение Бенедикта XVI можно понять как принятое ради блага возглавляемой им Церкви, оно заслуживает самого глубокого уважения. Он, несомненно, оказался перед очень тяжелым выбором и сделал его ради блага своей Церкви, как он его понимает.

В отличие от Православных церквей, в Римско-Католической Церкви нет института, который мог бы отправить Папу на покой помимо его воли. Ни собрание всех кардиналов, ни даже собор всех епископов не может этого сделать.

После того как Папа объявляет о своем уходе официально, он сохраняет достоинство в качестве кардинала, но перестает рассматриваться католиками как верховный первосвященник, абсолютный глава Церкви, который имеет право единолично определять ее вероучение через провозглашение новых догматов (существует постулат о папской веро- и нравоучительной непогрешимости).

Когда Папа уходит на покой, как и в случае кончины Папы, собирается конклав кардиналов — абсолютно закрытое заседание примерно 150 высших церковно-административных лиц Римско-Католической Церкви, которые не имеют права разъехаться, пока не закончат выборы. По традиции они собираются в Сикстинской капелле, известной также благодаря живописи Микеланджело и Рафаэля. Новый Папа становится главой РКЦ, как только ответит «да» на выбор кардиналов, еще до какой-либо церемонии интронизации.

В Православной Церкви самая свежая аналогия — уход на покой патриарха Сербского Германа в 1990 году. Неоднократно отказывались от престола Константинопольские патриархи, например Игнатий и Фотий, поменявшиеся местами. При этом после отказа им случалось и вернуться на патриарший престол.

В Русской Церкви добровольных отречений от патриаршества не было, а самая близкая аналогия — смещение в XVII веке патриарха Никона. Впрочем, это было решение собора, которому он был вынужден подчиниться, но в полной мере никогда не признал.

 Газета «Известия»

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
28 июня 2016 г.
Сотрудники Воинского сектора при Миссионерском отделе Московской духовной академии по договоренности с ответственным за взаимодействие с Вооруженными силами по Пушкинскому району игуменом Феофаном (Замесовым) приняли участие в торжествах по случаю приведения к присяге новобранцев Софринской бригады войск национальной гвардии и гарнизона ВКС Софрино-1.
27 июня 2016 г.
Опубликован список лиц, подавших документы, необходимые для поступления на бакалавриат и в магистратуру Московской духовной академии по направлению подготовки Теология (48.03.01) в 2016/17 учебном году.
21 июня 2016 г.
Согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 14 мая 2016 года за большой вклад в развитие духовных и культурных связей ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений награжден Орденом Почета.
25 июня 2016 г.
Студенты Московской духовной академии и Регентской школы при МДА стали участниками 15-го юбилейного Международного лагеря студенческого актива «Славянское Содружество», проходившего 10 – 20 июня 2016 года в городке Лоо на черноморском побережье.
30 июня 2016 г.
30 июня в Покровском Академическом храме состоится заупокойная литургия и отпевание Николая Иннокентьевича Колотовкина.
18 июля 2016 г.
Московская духовная академия объявляет набор студентов на 2016/2017 учебный год. Набор проводится на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
29 сентября 2016 г.
Кафедра филологии Московской духовной академии приглашает принять участие в научно-богословской конференции, посвященной памяти профессора МДА М. М. Дунаева, «Таинство слова и образа». Дата проведения конференции – 29 сентября (четверг) 2016 года.
01 июля 2016 г.
Итоговое заседание профессорско-преподавательской корпорации Московской духовной академии состоится 1 июля 2016 года в Малом актовом зале МДА.
01 мая - 01 июля 2016 г.
В соответствии с Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу от 23.07.2015 № 749 Министерства образования и науки Российской Федерации, в целях подготовки перехода Московской духовной академии на штатное расписание, на основании Приказа ректора МДА «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников в Московской Православной Духовной Академии в 2016 году» от 22 апреля 2016 года объявляется конкурс на замещение нижеперечисленных вакантных должностей научно-педагогических работников в Московской духовной академии: ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента и профессора кафедр Библеистики, Богословия, Церковно-практических дисциплин, Церковной истории, Филологии, Истории и теории церковного искусства.
01 августа 2016 г.
Центр дополнительного образования при Московской духовной академии объявляет набор на образовательную программу подготовки специалистов в области катехизической деятельности.
игумен Дионисий (Шленов) [Статья]
Игумен Адриан (Пашин) [Статья]
Протоиерей Максим Козлов [Статья]
игумен Дионисий (Шленов) [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет