АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Toп-10 библейско-археологических находок с середины XX века


31 октября 2012 г.

1. Кумранские рукописи (и другие рукописи, найденные около Мертвого моря, в районе вади-Мураббаат)

Первые 7 почти целых рукописей попали к ученым в 1947 г. через бедуинов, затем в 1948—1952 гг. было найдено исследователями или куплено у бедуинов около 25 тыс. фрагментарных обрывков рукописей, из которых к настоящему времени восстановлены почти 1 тыс. текстов. Рукописи были найдены в 11 пещерах на разном расстоянии от развалин поселения Кумран к северо-западу от Мертвого моря. Вероятнее всего, рукописи были спрятаны во время первого антиримского восстания (66—71 гг.). Лица, спрятавшие рукописи, заворачивали их в льняную ткань и помещали в запечатываемые сосуды. Манускрипты датируются от середины III в. до Р. Х. до середины I в. по Р. Х. Большинство текстов — на древнееврейском, ряд — на арамейском, некоторые на греческом языке; преимущественно — на пергамене и редко — на папирусе. Замечательное исключение — бронзовый свиток. Около четверти текстов — библейские, остальные носят религиозный характер.

Находки в Кумране подтверждают: входящие в Ветхий Завет книги действительно древние, это не позднейшая компиляция (такие мнения неоднократно звучали). Кроме того, теперь стало понятно, что масоретский вариант еврейского текста не единственный, а древнегреческий перевод семидесяти толковников (или Септуагинта, с которого сделан, например, славянский перевод), содержит подлинные чтения одного из древних вариантов.

2. Стела из Тель-Дана

 

Три фрагмента стелы были найдены в Тель-Дане А. Бираном в 1993—1994 гг. Стела датируется 2-ой половиной IX в. или началом VIII в. до Р. Х. и была воздвигнута как триумфальная надпись неким сирийским царем (вероятно — Хазаэлем) в честь победы над израильским и иудейским царями.

При упоминании последнего использован титул «царь дома Давидова», что подтверждает историчность давидовой династии.

3. Свитки-амулеты с благословениями

Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме. Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!(Числ 6: 24–26). Другая — текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор 7: 9). Датируются  600 г. до
Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х.

4. Керамический осколок, найденный в Хирбет Кейафе

В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля, была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая X веком до н. э. Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита. Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. «Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу», — приблизительно так гласит текст на черепке из Хирбет Кейафы. Практически идентичная по смыслу запись есть в  тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис 1:17).

5. Надпись Валаама

Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х. Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х.

В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей (Числ 22-24), но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама.

6. Оссуарии Иакова, брата Иисуса, и первосвященника Каиaфы

Оссуарий (каменный ящик для хранения костей умерших) с надписью «Иосиф, сын Каиафы» был найден в 1990 г. на юге Иерусалима в одной из гробниц, запечатанной в 70 г. по Р. Х. Оссуарий принадлежал первосвященнику, жившему во времена Христа (он упоминается в Мф 26; Лк 3:2; Ин 11:49; Ин 18; Деян 4:6 и у Иосифа Флавия). В оссуарии находились кости шести человек: мужчины примерно 60 лет (видимо, самого первосвященника), двух младенцев, ребенка, подростка и взрослой женщины. Большие споры, которые не окончены до сих пор, вызвал оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», ставший достоянием общего внимания после того, как был выставлен коллекционером О. Голаном. Предположительно, он мог содержать кости апостола Иакова, брата Господа Иисуса Христа.

7. Надпись Пилата

 

Найдена в 1962 г. миланскими археологами в Кесарии Палестинской. Первоначально надпись «Тибериум. [По]нтий Пилат. [Преф]ект Иуд[е]и» была вырезана на плите общественного здания под названием «Тибериум», которое было построено Понтием Пилатом в честь императора Тиберия.

Повторно плита была использована при реконструкции местного театра в IV в. по Р. Х., причем была перевернута надписью вниз, благодаря чему текст хорошо сохранился. Первое археологическое свидетельство о Пилате.

8. Дом св. ап. Петра в Капернауме

В 1968 г. археологи-францисканцы раскопали в 30 м к югу от капернаумской синагоги дом I в. по Р. Х.

Характер находок свидетельствовал о том, что в середине I в. частный дом стал использоваться как дом для христианских собраний.

Сохранились надписи, в которых Иисус назван Господом и Христом, а также упоминается имя Петра.

Дом служил как место христианских собраний более 300 лет. В V в. на этом месте была построена византийская церковь. Все указывает на то, что это был дом св. ап. Петра.

9. Силоамская купель

Частично раскопана в 2004 г. Р. Райхом и Э. Шукроном. Раскопки позволили точно установить место, связанное с евангельским событием исцеления Христом слепого (Ин 9:1-11), и понять особенности библейского текста (вероятно, купель служила в качестве миквы — бассейна для ритуальных очищений).

10. Галилейская лодка

Найденная на дне галилейского озера в 1985 г. и поднятая в 1986 году лодка, датируемая с середины I в. до Р. Х. по середину I в по Р. Х., хорошо соответствует евангельским рассказам о плаваниях Христа с учениками по Галилейскому морю.

Подобного рода лодка могла идти под парусом или на веслах (четыре гребца и рулевой) и вмещать до 15 человек. 

 

Топ составлен по оценкам прот. Д. Юревича и иер. А. Тимофеева*. 

*Понимая условность рейтинга, мы хотели бы отметить, что есть и не менее значимые находки, не вошедшие в список: печати с упоминанием имен библейских персонажей царей Езекии, Ахаза, Иеровоама, Иезавели, пророка Варуха; надписи, упоминающие персонажей, встречающихся в Новом Завете: надпись с именем Эраста в Коринфе (Рим 16:23), с именем проконсула Галлиона в Дельфах (Деян 18), надписи с именем проконсула Кипра Сергия Павла (Деян 13:7-12) в Малой Азии; мощные фортификационные сооружения Иерусалима, датируемые XVIII веком до Р. Х., улица времен Спасителя в Иерусалиме и камень с надписью «К трубному месту [для провозглашения]» (отсюда диавол предлагал Господу броситься вниз (Мф 4:5,6) и др. — От составителей.

Православный журнал для сомневающихся «ФОМА»

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
23 сентября 2018 г.
22 и 23 сентября преподаватели и студенты Московской духовной академии вместе молились в Покровском академическом храме.
21 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 года состоялось первое в новом учебном году собрание миссионерского отдела Московской духовной академии.
20 сентября 2018 г.
20 сентября, накану­не двунадесятого пра­здника Рождества Пре­святой Богородицы, ректор Московской дух­овной академии архие­пископ Верейский Амв­росий совершил всено­щное бдение в Покров­ском академическом храме.
17 сентября 2018 г.
Сотрудник Московской духовной академии иеромонах Афанасий (Иванов) прочитал  лекции на начавших недавно работу курсах богословского образования при Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова Пустынь.
27 сентября 2018 г.
В ночь с 27 на 28 сентября 1986 года в 50-м корпусе Московской духовной академии произошел пожар, унесший жизни пятерых студентов. В годовщину трагедии в Академии пройдут заупокойные богослужения.
17 - 28 сентября 2018 г.
С 17 по 28 сентября 2018 г. в Новоспасском монастыре в филиале Сектора заочного обучения Московской духовной академии пройдут установочные лекции подготовительного курса по Системе дистанционного обучения.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации диакона Николая Николаевича Шаблевского на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации Артема Маратовича Хамидулина на соискание ученой степени кандидата богословия.
13 ноября 2018 г.
13 ноября 2018 г. в Московской духовной академии состоится защита диссертации иерея Евгения Геннадьевича Веселова на соискание ученой степени кандидата богословия.
08 ноября 2018 г.
8 ноября 2018 года кафедра библеистики Московской Духовной Академии проведет студенческую научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
02 сентября 2018 - 12 мая 2019 г.
При Московской духовной академии работает Школа абитуриента – воскресные подготовительные курсы для школьников 10-11 классов и всех желающих поступать в Московскую духовную семинарию жителей Сергиева Посада и ближайших населенных пунктов Московской области.
22 ноября 2018 г.
22 ноября 2018 года состоится конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока», организуемая Кабинетом ориенталистики Московской духовной академии.
Игумен Илия (Ждамиров) [Статья]
Чтец Вениамин Кривоногов [Статья]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.