АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Патриарх

27 января 2009 года шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Ниже приводится краткая биография Предстоятеля Русской Православной Церкви (полную версию смотреть на официальном сайте Русской Православной Церкви), а также подборка его высказываний, касающихся духовного образования.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ (в миру Владимир Михайлович Гундяев), родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде. Отец – Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать – Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Дед – иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

 

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем в Ленинградскую Духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

 

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года – во иеромонаха.

 

С 1970 по 1971 годы – преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских Духовных школ; одновременно – личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

 

12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита.

 

С 1971 по 1974 годы – Представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете церквей в Женеве.

 

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года – ректор Ленинградской Духовной академии и семинарии.

 

14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.

 

С 26 декабря 1984 года – архиепископ Смоленский и Вяземский.

 

С 1986 года – управляющий приходами в Калининградской области.

 

С 1988 года – архиепископ Смоленский и Калининградский.

 

С 13 ноября 1989 года – председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), Постоянный Член Священного Синода.

 

25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

6 декабря 2008 года Священным Синодом избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. 

 

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церки избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

1 февраля 2009 года состоялась интронизация Его Святейшества, Святейшего Кирилла, 16-го Патриарха Московского и всея Руси.

 

Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был, в частности:

  • с 1975 по 1982 гг. – председателем Епархиального совета Ленинградской митрополии;
  • с 1975 по 1998 гг. – членом Центрального комитета и Исполкома Всемирного Совета церквей;
  • с 1976 по 1978 гг. – заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы;
  • с 1976 по 1984 гг. – членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
  • с 1978 по 1984 гг. ­– заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в г. Ленинграде;
  • в 1990 г. – членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви;
  • с 1990 по 1993 гг. – председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности;
  • с 1990 по 2000 гг. – председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году;
  • с 1994 по 1996 гг. – членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России;
  • с 1995 по 2000 гг. – председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом.

Митрополит Кирилл является кандидатом богословия Ленинградской Духовной академии (с 1970 г.); почетным доктором богословия Богословской академии в Будапеште (с 1987 г.). В 1974–1984 гг. – доцент кафедры Патрологии Ленинградской Духовной академии; с 1986 г. – почетный член Санкт-Петербургской Духовной академии.

 

Митрополит Кирилл – автор следующих книг: «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере» (Ленинград, 1971 г.); «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь» (Москва, 2002 г.); «Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения» (М., 2004 г.), “L’Evangile et la liberté. Les valeurs de la Tradition dans la société laïque” (Paris, 2006 г.), «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» (М., 2008 г.) и других, а также более 700 публикаций, включая публикации в отечественной и зарубежной периодике. Изданы циклы телепередач «Слово пастыря» – Введение в православное вероучение; «Слово–Таинство–Церковь» – История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» – Основы социальной концепции – Устав Русской Православной Церкви – Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» – Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3). На аудионосителях издан цикл великопостных проповедей.

 

В качестве председателя комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание Синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.. Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 году.

 

С 1996 по 2000 гг. – руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

 

Митрополит Кирилл удостоен орденов Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Элладской, Польской, Чешских земель и Словакии, Американской и Финляндской Православных Церквей.

 

Также награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени); святителя Алексия, митрополита Московского (II степени); святого благоверного князя Даниила Московского (I степени); преподобного Сергия Радонежского (I и II степени); святителя Иннокентия, митрополита Московского (II степени).

 

Среди государственных наград – орден Дружбы Народов (1988 г.); орден Дружбы (1996 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени, 2000 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени, 2006 г.).

* * * 

Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл о духовном образовании


Из выступления на встрече с преподавателями и студентами Московских духовных школ 14 декабря 2008 года

<…> Среди заслуг Святейшего Патриарха Алексия и всех тех, кто трудился рядом с ним и под его омофором, Владыка Кирилл особо выделил сохранение церковного единства и ограждение Церкви Русской, ее народа и пространства Святой Руси от духовной агрессии.

 

«Если говорить о будущем нашей Церкви, полагаю, главная задача состоит в том, чтобы продолжать этот путь, не давать никому терзать наш народ - никаким лжеучителям, будь то какие-то лжефилософы, проповедующие очередные «измы» и способные соблазнить наш народ, как когда-то соблазнили его марксизмом, будь то сектанты, раскольники и лжемиссионеры, которые в тяжелое время тоже встали в ряды тех, кто хотел разделить народ Святой Руси. Защита духовных рубежей нашего Отечества и сохранение единства - это задача Русской Церкви».

 

Поясняя, что же такое защита духовных рубежей Отечества, митрополит Кирилл подчеркнул, что их невозможно защищать оружием, физической силой, политической организацией, потому что рубеж духовный не имеет географических составляющих, но проходит через сознание и сердце человека. «А потому, чтобы защитить Святую Русь, сохранить Православие, сохранить единство Церкви, мы должны воздействовать на умы и сердца людей. Только Бог воздействует на сердце, на духовное состояние человека, но ведь все в Церкви осуществляется по принципу соработничества человеческого Божественному. И чтобы благодать Божия снисходила на человеческие сердца, нужно помочь людям ее принять и усвоить. Для этого нужно возносить молитву. Именно для этого должна совершаться Святая Евхаристия, люди должны причащаться Тела и Крови Христовой. Церковь призвана осуществлять постоянное благодатное воздействие на наш народ», - сказал митрополит Кирилл, обращаясь к преподавателям и студентам Московских Духовных школ.

 

Поэтому, считает он, сегодня духовная жизнь пастырей, состояние их умов и сердец - это не только их личное дело. «Если мы воины, призванные защитить духовные рубежи, то мы должны помнить, что наше оружие - это наша мысль, наше слово и наше религиозное чувство, - подчеркнул иерарх. - Теплохладный человек не может защищать рубежи. Человек необразованный не способен в нынешних условиях оказывать воздействие на умы людей. Человек, не имеющий личного религиозного опыта, не может передать этот опыт другим».

 

По убеждению Владыки Кирилла, «если мы сами не живем верой - мы не можем проповедовать, ибо в таком случае наши слова становятся схоластическими и пустыми, скучнейшими словами». Он напомнил будущим пастырям, что сила слова - только там, где есть реальный религиозный опыт. «Если есть молитва, если есть размышление над словом Божиим, если есть радость переживания Святой Евхаристии, то все это выходит наружу в словах священника. И тогда, даже если он не совсем грамотно складывает слова, если не хватает ему немножко образования и со стилистикой он не в ладах, - люди ему это простят».

 

Митрополит Кирилл вновь подчеркнул, что именно таким путем можно остановить духовную агрессию: «Церковь должна неправду обличать, и про тех, кто желает разрушить наше духовное пространство, мы призваны говорить правду. У нас есть замечательные специалисты в области сектоведения, сравнительного богословия, которые говорят и пишут об этом, и их слова очень нужны стране, но самое сильное воздействие мы оказываем своей реальной пастырской работой».

 

Напомнив, что современном обществе огромную роль играет информация, Патриарший Местоблюститель подчеркнул, что главной составляющей информационного потока является интеллектуальный посыл: «Слово Церкви должно быть сигналом, а не шумом. Если мы вливаемся в общий шумовой поток, то люди столь же безразлично, как и ко всему прочему, относятся и к нашему слову. Поэтому вопрос об интеллектуальном посыле имеет огромное значение для дела просвещения. Ну, а интеллектуальную искру высекают люди не только способные, но и трудолюбивые». Владыка Кирилл призвал семинаристов и студентов академии читать, размышлять, развивать себя, чтобы получить навык научной работы, чтобы образование их не было схоластическим. «Духовная академия - это школа, которая призвана воспитывать элиту нашей Церкви», - считает он.

 

В ходе беседы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл констатировал, что в настоящее время происходит возврат интеллигенции в Церковь, подчеркнув при этом: «Как важно было бы, чтобы образованное русское монашество и духовенство стало сердцевиной этой национальной интеллектуальной силы. Мы должны помнить, что Россия вступает, как и все страны, в очень опасную эпоху глобализации. В эту эпоху выиграет тот, кто будет сильнее, потому что уничтожаются существующие границы, и в будущем их будет еще меньше. Никого нельзя будет силой лишить возможности говорить, убеждать, использовать средства массовой информации».

 

По мнению Владыки, «этот процесс может закончиться поражением, если мы с вами будем слабыми, если мы проиграем реальное соприкосновение сил и идей». «У нас нет права проиграть историческую битву за Россию», - заявил он, - «поскольку, борясь за сохранение Святой Руси, мы боремся за сохранение человеческих душ».

 
 

Из выступления на встрече с преподавателями и студентами Сретенской духовной семинарии 27 декабря 2008 года

 

В ходе состоявшейся беседы митрополит Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как он в течение десяти лет возглавлял Санкт-Петербургские Духовные школы. «Студенческая и монастырская среда очень близки моему сердцу, - сказал Владыка. - Эти годы были самыми счастливыми в моей жизни, это была замечательная пора, хотя все вокруг было очень сложно: мы находились в условиях несвободы, власти пытались контролировать Церковь, однако внутри Духовной школы была очень динамичная интеллектуальная жизнь».

 

«В каком-то смысле все то, что происходило на излете того застойного времени, в 1970-х – начале 1980-х годов, готовило очень многих священнослужителей, богословов, архипастырей к новой жизни в условиях свободы», – отметил Местоблюститель Патриаршего Престола, особо подчеркнув, что задача богословия заключается не только в том, чтобы точно знать святоотеческие тексты и отвечать на теологические вопросы, а в том, чтобы уметь сопрягать богословие с жизнью.

 

«В начале ХХ века огромной трагедией Русской Церкви, во многом предопределившей последующую революцию, был разрыв между Духовной школой и светской наукой, между интеллигенцией и Церковью, – продолжил Владыка Кирилл. – По свидетельству священномученика Илариона, в то время было неприлично сказать, что ты верующий, так как позитивистские, материалистические идеи захватили сознание российской интеллигенции».

 

По словам архипастыря, между богословием и жизнью образовался разрыв тогда, когда у Церкви были все возможности развивать богословскую мысль, становиться убедительной. «Многие даже в семинарию не хотели идти – не видели смысла в изучении богословия», – сказал митрополит Кирилл, напомнив, что подобная ситуация возникла и в наше послесоветское время. «Я помню, как-то беседовал со студентами, мы говорили о необходимости изучать языки, в том числе иностранные и классические. Один учащийся встал и совершенно искренне спросил: "Владыка, зачем Вы заставляете нас языки учить? Мы что, с бабками по-английски говорить будем?" В тот момент я понял, что этот семинарист мыслит себя именно в рамках этой задачи – говорить "с бабкой", - сказал Владыка Кирилл. - Однако бабушкам того времени, которые были исповедницами веры, ничего не надо было доказывать, они сами могли любого батюшку научить истинной вере на примере своей жизни. В разговорах с этими бабушками вовсе не требовалось никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и учиться не нужно было, достаточно было лишь усвоить ход богослужений, уметь совершать службу, сказать проповедь, повторяя дореволюционные образцы».

 

По мнению Патриаршего Местоблюстителя, огромная проблема церковной жизни до революции заключалась в том, что не удалось создать сильной православной интеллигенции, о которой мечтал известный богослов митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), в рассеянии возглавивший Русскую Зарубежную Церковь. «Будучи еще в России в эти трудные годы начала ХХ века, он, потрудившийся так много над созданием в нашей Церкви интеллектуальной прослойки, так называемого ученого монашества, мечтал о том, чтобы на место прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла церковная интеллигенция. Но Владыка Антоний не успел этого сделать – революция разрушила все его начинания», – отметил митрополит Кирилл, предположив, что устами церковной интеллигенции Церковь могла бы свидетельствовать об Истине образованным людям - именно эта часть общества оказалась весьма восприимчивой к привнесенным извне идеям; именно здесь в свое время расцвел либерализм, возник атеизм.

 

«Простые люди все сердцем понимают, хотя и им нужно разумное научение; а вот люди мыслящие, критически воспринимающие чужое мнение, пропускающее каждое слово проповеди через свое собственное понимание, нуждаются в мощном духовном и интеллектуальном импульсе», – полагает Местоблюститель Патриаршего Престола. По его словам, «сухие бгословские схемы не способны никого убедить. С людьми нужно говорить языком, который бы их убеждал. И мы обязаны передавать вечное послание Евангелия в таких категориях, мыслях и словах, которые усваивались бы каждым последующим поколением людей».

 

В наши дни нужно стремиться избежать ошибок прошлого времени, когда главной задачей семинариста считалось просто вызубрить от «а» до «я» темы отдельных параграфов. «В таком случае выигрывает тот, у кого память лучше, а она лучше не всегда у самого способного человека», – сказал Владыка Кирилл, выразив убеждение, что в современном мире, когда так развиты средства обмена информацией, процесс обучения не должен сводиться к простому запоминанию.

 

Патриарший Местоблюститель предположил, что образование могло бы стать намного более эффективным, если бы студенты Духовных школ в частности больше уделяли времени письменным работам: «Тогда процесс обучения в наших семинариях будет творческим, захватывающим и интересным. Студентам надо предоставить возможность писать как можно больше текстов – не списывать их из книг или из интернета, а писать самим».

 

«Научитесь письменно излагать свои мысли, и тогда вы увидите, что они очень интересны другим, – напутствовал митрополит Кирилл воспитанников Сретенской Духовной семинарии. – Вы не сможете сами выдумать схоластическую схему XVII века, потому что вы современные люди и у вас другое мировоззрение. Вы выражаете свою веру в Господа, свою преданность Ему другими словами, которые понятны вашим современникам».

 

По мнению архипастыря, для того, чтобы хорошо писать, нужно много читать, размышлять, молиться. А чем больше в учебном процессе будет творчества, тем качественнее будет и образование. Обучение будет способствовать раскрытию в человеке талантов. «И будет выигрывать не тот, кто лучше запомнил или шпаргалки подальше спрятал, а тот, у кого действительно богатая внутренняя жизнь», – подчеркнул Местоблюститель Патриаршего Престола.

 

«Мы с вами должны стать богословами, способными отражать в нашем богословском мышлении то, что происходит в мире. Некоторые называют это "богословской рефлексией". Мы призваны реагировать на происходящее не как это делают политики, экономисты, ученые, а как пастыри, священники, богословы. И этого слова ждет наш народ Божий», – убежден Владыка Кирилл.

 

В заключение иерарх пожелал всем учащимся семинарии и иноческому чину Сретенского монастыря постоянного возрастания, посоветовал больше читать и писать, вести друг с другом обсуждения. «Вы сегодня нужны Церкви и России, ведь народ так ждет церковного слова: во многих местах люди истосковались по живому свидетельству об Истине», – добавил Патриарший Местоблюститель.

 

«Сретенская семинария сравнительно недавно существует, но уже приобрела большую известность. Во-первых, тем, что у вас все очень хорошо и правильно организовано. Во-вторых, тем, что здесь довольно высокий уровень преподавания. Я хотел бы поблагодарить архимандрита Тихона за труды по налаживанию учебного процесса и монастырской жизни», – сказал митрополит Кирилл. Он также призвал собравшихся «никогда не останавливаться на достигнутом, творчески воспринимать жизнь и пытаться самому себе и другим отвечать от человеческой мудрости, от слова Божия, от святоотеческой традиции, в которой мы можем найти все необходимое для того, чтобы самое закостенелое и окаменевшее человеческое сердце расположилось к Богу, чтобы из камней сих соделать детей Авраамовых (см. Мф. 3. 9)».

 
 

Из выступления на встрече с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских духовных школ 2 января 2009 года

 

<…> «Мы жили в трудное время, которое отличалось особыми по сложности отношениями Церкви и государства. Позже этот период назвали временем застоя. Но в нашей Духовной академии не было никакого застоя, здесь бурлила жизнь, здесь рождались новые подходы, в том числе в изучении богословия. Часто мы спорили, отстаивали разные точки зрения, но это была благодатная и творческая дискуссия. И в результате нашу духовную школу многие отметили как, наверное, лучшую богословскую школу в православном мире», – подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

 

Патриарший Местоблюститель выразил надежду, что великие традиции Санкт-Петербургской Духовной академии, получившие свое осуществление в веке двадцатом, еще будут воплощены в новых условиях исторического бытия Церкви. «Сегодня есть все для того, чтобы развивалась богословская мысль, чтобы юношество наше получало не только хорошее богословское, но и духовное образование. Исходя из своего опыта, скажу: нужно, конечно, владеть методом богословского исследования, нужно уметь писать богословские тексты, но самое главное – научиться сопрягать богословие с жизнью. Если это происходит, то смысл богословия становится очевидным, тогда богословие становится духовным и интеллектуальным оружием».

 

Как отметил митрополит Кирилл, в свое время выдающийся богослов и архипастырь, кандидат на Патриарший Престол Высокопреосвященнейший митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) мечтал о том, чтобы на место, как он говорил, прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла интеллигенция духовная: «Он мечтал о том, чтобы место тех, кто разрушал сознание нашего народа, займут созидатели интеллектуальной его жизни. Митрополит Антоний готовил так называемое ученое монашество, и многое из задуманного ему удалось сделать, но это стройное течение жизни было прервано катастрофой революции и гражданской войны».

 

«Сегодня мы знаем куда больше, чем знал в те времена митрополит Антоний (Храповицкий), ибо прошли уникальным трагическим путем XX века. Наша Церковь знает то, чего не знает никто другой, потому что никому не пришлось пройти через страдания, которые пережили наш народ и наша Церковь. И мы должны подготовить себя духовно и интеллектуально к тому, чтобы результатом исторического развития России стал некий новый синтез», – считает Местоблюститель Патриаршего Престола.

 

Он напомнил, что отец Георгий Флоровский надеялся на обретение русским богословием «патристического синтеза» – говорил о необходимости глубоко изучать творения Святых отцов, объединять их идеи, выявлять лучшее и использовать это лучшее на благо Церкви.

 

«Дай Бог, чтоб это произошло при нашей жизни. Для этого сегодня у духовной школы есть все: у нас есть свобода, материальные средства, пусть и не очень значительные, у нас есть огромная поддержка нашего народа, есть возможность опираться не только на духовную науку, но и на науку светскую, – подчеркнул иерарх. – Дай Господь нам не потерять эту возможность, чтоб не навлечь на себя гнев Божий. Дай Бог, чтобы время свободы не обратилось во время застоя, время новых возможностей – во время мечтаний и пустых иллюзий. Своим трудом и молитвой мы должны сделать то, на что сегодня надеется и чего ожидают от нас и Церковь, и народ наш».

 
 
 

Из выступления на ежегодной конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 20 января 2009 года

 

<…> Вспоминая о десяти годах пребывания на посту ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, Патриарший Местоблюститель сказал, что в 1960 – 1970-х годах дореволюционные профессора сошли с кафедр, среднего поколения богословов вовсе не оказалось, и на смену прежнему поколению пришла послевоенная молодежь. Этот временной разрыв болезненно отразился на всей высшей школе. «Исторические катаклизмы выбили очень важное звено, лишив нас возможности опираться на авторитет отцов», – добавил Владыка Кирилл.

 

«Я еще помню, как наш преподаватель катехизиса Дмитрий Дмитриевич Вознесенский с легкостью мог подойти к доске и написать любую фразу по-гречески и на латыни. При этом он был скромнейшим человеком, слегка даже юродивым, которого невероятно любили все ученики и который нас любил и понимал, – продолжил иерарх. – Смеясь, он говорил иногда: “За одно то, что вы в это наше время пришли в семинарию (а это были 1960-е годы) вам уже тройку надо ставить, если хоть что-нибудь знаете – четверку, а если чуть-чуть знаете – пятерку”. Он так и делал по доброте своего сердца. Но сколько этот человек передавал нам из своего опыта, как он соединял времена в своей личности! Когда же такого рода люди ушли, возник вопрос огромной важности: как поднять уровень образования, как найти людей, знающих хорошо греческий, латынь, которые могли бы читать отцов Церкви в подлиннике, которые могли бы заниматься экзегетикой, а не пересказом дореволюционных конспектов лекций!».

 

Вот почему во второй половине ХХ века в Духовных школах северной столицы акцент был сделан на повышение научного уровня: «Мы, хоть и с трудом, искали какие-то выходы; опираться на светскую школу было невозможно, поэтому возникла необходимость быстро кого-то готовить», – сказал Местоблюститель Патриаршего Престола, выразив убеждение, что и сегодня следует серьезно думать о повышении научного уровня учебных заведений, создании сильной классической филологической основы богословских исследований, формировании новой школы богословов, экзегетов, патрологов, религиозных философов. «Это все еще предстоит сделать, хотя, выступая в этих стенах, я должен со всей очевидностью свидетельствовать, что уже многое и многое сделано», – подчеркнул архипастырь.

 

Напомнив знаменитое изречение святителя Филарета (Дроздова) «Вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу», Патриарший Местоблюститель в то же время обратил внимание участников конференции, что бывает и по-другому: «Иногда вера начинается с сердца, например, в глубоко религиозных семьях».

 

В качестве примера он привел личный опыт: «Моя вера началась с молоком матери. В три года я уже «служил», а в пять знал наизусть молебен и панихиду. И хотя мой разум еще не подключался, я жил верой. Когда же стал взрослеть, то нужно было еще и доказывать самому себе, что ты на правильном пути».

 

«Но для жителей нашей страны более характерен другой опыт, когда к Богу приходят люди, которые получили воспитание в неверующих семьях. Они ищут Господа через размышления, чтение, работу ума. Этот невероятно важный и полезный опыт борьбы, внутреннего интеллектуального напряжения сегодня обретает абсолютное большинство людей, приходящих в Церковь», – добавил иерарх. Однако несмотря на то, что знание – это сила, нужно также помнить слова Спасителя: «Сила моя в немощи совершается» (см. 2 Кор. 12. 9). Под этой немощью нужно понимать в том числе и немощь интеллектуальную.

 

«Почему искренних, религиозных людей гораздо больше среди простецов, чем среди мудрецов, почему Паскаль сказал удивительные слова: “Чем больше я изучаю мир, тем я ближе прихожу к вере бретонского крестьянина, но до веры бретонской крестьянки мне еще далеко”? Когда мы слабы, когда у нас нет внутренней силы, у нас нет и внутренней уверенности в самих себе», – сказал митрополит Кирилл и напомнил, что часто люди начинают верить в Бога, когда в жизни им не могут помочь ни образование, ни деньги, ни близкие люди, например, при смертельном диагнозе или наступлении полной немощи. Тем не менее это не значит, что нужно отменить образование, науку, учебный процесс, подчеркнул он. «Некоторые говорят, что чем больше книг читаешь, тем вреднее для души, – все это от лукавого, а в интернет вообще заглядывать нельзя и телевизор лучше не смотреть, мобильными телефонами пользоваться не надо, деньги и паспорта нельзя брать в руки… Здесь речь идет о серьезной проблеме – о соотношении знания и силы человеческой веры. Сегодня через знание мы становимся очень сильными, но в то же время знание не должно надмевать», – отметил Патриарший Местоблюститель.

 

В светском обществе сила – политическая, научная, финансовая – является добродетелью. Вот почему ныне проповедь Христа распятого, Божией силы и Божией премудрости (см. 1 Кор. 1. 23-24), как и в апостольские времена, является для одних соблазном, для других – юродством. «На фоне отрицания предыдущей идеологии, разочарованности в марксизме и материализме проповедь о Христе сегодня слышна, но мы недолго будем на волне этой реакции. Вашему поколению уже придется столкнуться с новыми интеллектуальными вызовами, когда нужно будет доказывать, почему Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость и почему человеческая слабость открывает сердца людей навстречу Богу, почему Сила Божия в немощи совершается», – заявил архипастырь.

 

Однако для того, чтобы уметь проповедовать, необходимо иметь личный реальный опыт религиозной жизни. В связи с этим сегодня перед учебными богословскими заведениями стоит задача сочетать высокоинтеллектуальную работу с очень глубоким, энергичным и интенсивным духовным деланием, считает Владыка Кирилл. Одним из ярких примеров тому является протоиерей Иоанн Мейендорф, который был хорошо образованным человеком, прекрасно писал и оставил после себя много трудов. В его работах видна глубина личного духовного опыта пастыря, внутренняя энергетика и сила.

 

«Иногда, особенно в Духовных школах, мы идем по традиционной линии: послушание, дисциплина», – продолжил Местоблюститель Патриаршего Престола, высказав предостережение, чтобы эти меры не привели к «внешнему благочестию», когда человек, овладевая церковной лексикой, становится церковным лишь внешне. Богословское образование призвано объединить силу интеллекта с силой духа, и необходимо стремиться к искренности пред Господом, которую в полной мере явил святой праведный Иоанн Кронштадтский, подчеркнул иерарх.

 

«Если у человека не вырабатывается постоянной потребности обращаться к Богу в течение дня, то и во время богослужения он не может чувствовать связи с Господом. Это касается не только мирян, но и священников. Можно по всем правилам и строго по уставу совершать богослужение, а реальной связи с Богом не ощутить», – подчеркнул митрополит Кирилл, добавив, что верующие должны воспитывать себя в постоянном общении с Богом, как говорили о древних пророках: он ходил пред лицем Божиим (см. Пс. 55. 14).

 

«Хождение пред лицем Божиим, способность поверять Ему свои мысли и каяться не только во время исповеди, а каждый день; учиться мгновенному раскаянию пред Господом, дабы появился навык следить за своими мыслями и делами, приведут к возникновению другой потребности – прославления Бога», – сказал далее Патриарший Местоблюститель, отметив, что «если мы сопровождаем молитву постоянным покаянием и благоговением пред Богом, тогда и развивается религиозное чувство».

 

Внутренний опыт отца Иоанна Кронштадтского, который постоянно совершал Евхаристию, причащался и причащал других, привлекал к святому тысячи людей. «Если приобщение Тела и Крови происходит всего четыре раза в год, то тогда это не жизнь христианина, потому что без благодати Божией никакими мыслями нам не справиться с искушениями, никакими личными подвигами не стяжать добродетели, ибо человека спасает только благодать Божия», – убежден архипастырь.

 

«Духовническая работа в наших учебных заведениях должна быть направлена в первую очередь на формирование подлинного религиозного образа жизни и образа мыслей», – отметил Владыка Кирилл, процитировав слова святого Ефрема Сирина: «Вера требует чистого и простого образа мыслей». Даже если человек занимается наукой, имеет высшее образование, он должен стремиться к простому образу мыслей, полагает иерарх.

 

«Что мы можем предложить этому технологически сильному, опирающемуся в своем развитии на человеческую силу и технологии обществу? Какой духовный посыл, какой призыв мы можем обратить к нему? Как можем помочь людям воцерковиться? Нет другого пути, кроме как развивать свой внутренний религиозный опыт», – подчеркнул Местоблюститель Патриаршего Престола.

 

В этом деле людям должны помогать духовники. «Задача духовника заключается не в том, чтобы регламентировать поведение (чем у нас особенно очень любят заниматься “младостарцы”), а в том, чтобы быть экскурсоводом по этим замечательным лабиринтам духовной жизни. Как благодаря экскурсоводу человек обращает внимание на прекрасную картину, так духовник, отталкиваясь от того, что он знает о жизни пришедшего к нему за советом, должен показать красоту духовной жизни», – добавил Владыка Кирилл.

 

Архипастырь подчеркнул важность сочетания в образовании свободы и научения, простоты мыслей и высокого интеллекта, силы человеческой и силы Божией.

В заключение Патриарший Местоблюститель отметил, что Духовные школы, развивая интеллектуальную составляющую образования, должны сделать особый акцент на формировании внутреннего глубокого, богатого религиозного опыта молодежи: «Тогда и внешние дисциплинарные моменты можно немного ослабить, потому что человек, живущий подобной жизнью, не будет делать гадостей – ведь он каждый день ходит перед лицом Божиим, несколько раз в день кается Господу в своих грехах, понимает лучше, чем любой помощник инспектора или воспитатель, что для него хорошо, а что плохо. В таких условиях возрастает свободная личность, и она сама формирует параметры своей духовной жизни».
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Учебная часть МДА — телефон: +7 (915) 434-15-01, uchebchastMDA@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет